Премия Рунета-2020
Саратов
+22°
Boom metrics
Общество7 сентября 2015 16:53

Клад в стенах Крытого и другие неизвестные истории о прошлом Саратова

В канун Дня города «Комсомолка» решила собрать 10 увлекательных и малоизвестных историй о прошлом Саратова
На фото: вид на Крытый рынок в Саратове из утраченного ныне сквера напротив современного "Детского мира". Снимок был сделан между 1950-1952 годами Фото: oldsaratov.ru

На фото: вид на Крытый рынок в Саратове из утраченного ныне сквера напротив современного "Детского мира". Снимок был сделан между 1950-1952 годами Фото: oldsaratov.ru

Саратову исполняется 425 лет. В этом году празднование Дня города растянулось у нас на целых две недели. А пока жители отдыхают от фестиваля на Увеке и готовятся к «Ночи культуры» "Комсомольская правда" в Саратове решила вспомнить десяток увлекательных и малоизвестных историй из прошлого любимого города - о его зданиях, улочках и людях.

В стене Крытого рынка замурован старинный клад

Крытый рынок строили рядом с популярным Митрофановским базаром Фото: oldsaratov.ru

Крытый рынок строили рядом с популярным Митрофановским базаром Фото: oldsaratov.ru

По легенде, почти сто лет назад, когда строили Крытый, в него заложили клад - бриллианты, золото - несметные сокровища по тем временам.

- Клад? Какой еще клад?! Некогда нам тут о небылицах разговаривать... - отмахиваются нынешние торговки овощами из рядов.

Вот только история о драгоценностях, заложенных в фундамент Крытого рынка, неожиданно оказалась не просто красивой легендой.

- Это документально подтвержденный факт, - рассказал саратовский краевед Виктор Семенов. - Закладка фундамента в 1914 году проходила в торжественной обстановке: собрались все отцы города - губернская администрация, купцы. (подробности)

Первый электрический фонарь «зажегся» от спора с властями

Гостиница "Россия" могла принять одновременно 100 приезжих и, помимо электрического света, славилась еще и наличием лифта Фото: oldsaratov.ru

Гостиница "Россия" могла принять одновременно 100 приезжих и, помимо электрического света, славилась еще и наличием лифта Фото: oldsaratov.ru

Сейчас некоторые саратовцы и не слыхивали о гостинице «Россия». Хотя возле когда-то величественного здания каждый наверняка проходил не раз: самое сердце Саратова - проспект Кирова, перекресток с улицей Максима Горького.

Здание было построено еще в середине XIX века. В конце 1880-х его перекупил под гостиницу «Россия» мукомол Зейферт. И затеял еще одну перестройку.

Вот этой башенки, которая немножко выступает за пределы здания, на плане не было. Но хозяин ее возвел, и городские власти высказали ему ряд существенных претензий - за то, что занял место. Каких-то там четыре квадратных метра, но все же городской земли, и незаконно. Были даже судебные разбирательства. И тогда владелец гостиницы предложил: «Давайте не будем ломать эту башенку, а я за свой счет здесь электричество проведу!» (подробности)

Александр Дюма нашел на улице Московской лекарство от скуки

Улица Московская в районе нынешней Театральной площади, 1901-1906 годы Фото: oldsaratov.ru

Улица Московская в районе нынешней Театральной площади, 1901-1906 годы Фото: oldsaratov.ru

«Папа» трех мушкетеров своим присутствием наш город почтил 8 октября 1858 года во время длительного путешествия по городам России. В Саратове он провел всего два дня — причем, вынужденно. На пароход «Нахимов», на котором путешествовал Дюма, грузили товары.

Позже в книге "В России (От Парижа до Астрахани") Дюма писал:

"Через час блуждания по ужасной мостовой, по топким улицам Саратова - южное солнце растапливало утреннюю грязь - узнали, что в Саратове 30 тысяч жителей, шесть церквей, два монастыря, гимназия и что за шесть часов пожара в 1811 году сгорело 1700 домов. Со всем этим не на что было тратить полтора дня». Впрочем, в итоге Дюма удалось найти ответ на знакомый многим и сейчас вопрос: «Чем можно заняться в Саратове, когда в запасе два дня и страх заскучать?» (подробности)

Первый саратовский трамвай чудом не сошел с рельсов вместе с чиновниками

Трамвай на Немецкой улице (проспект Кирова), 1908-1912 годы Фото: oldsaratov.ru

Трамвай на Немецкой улице (проспект Кирова), 1908-1912 годы Фото: oldsaratov.ru

...На секунду в трамвае повисла тишина, как вдруг неожиданно остановившийся вагон помчался в обратном направлении. Катастрофы, к счастью, не произошло: прокатившись задом наперед около 500 метров и чудом не сойдя с рельсов, вагон благополучно остановился. А ведь пассажиры в этом трамвае подобрались авторитетные: городской глава, вся городская электрическая комиссия, инженеры... Как их впечатления звучали дословно, история умалчивает, но по смыслу, скорее всего, было похоже на «съездили, называется, пробным рейсом!».

Конечно же, 5 октября 1908 года, когда произошел этот инцидент, целая плеяда чиновников не просто так оказалась в одном трамвае. Именно на этот день, как выяснили саратовские краеведы, был назначен осмотр властями первого маршрута нового транспорта «Вокзал-Пристань» (подробности)

Почему с «Приволжского вокзала» публика приличная бежала?

"Приволжский вокзал" был скандально известным заведением в Саратове 19 века Фото: oldsaratov.ru

"Приволжский вокзал" был скандально известным заведением в Саратове 19 века Фото: oldsaratov.ru

Речь, конечно же, не о вокзале, от которого отправляются поезда. А об одном из заведений на берегу Волги, имевшем во второй половине XIX века скандальную славу. В 1868 году здание со сценой перешло к купцу Григорию Барыкину, слывшему чуть ли не главным увеселителем города.

«Женщина-геркулес по имени Эмма, лежа на полу, держит на вытянутых руках и согнутых коленях деревянную платформу, на которой шесть солдат-музыкантов играют несколько раз подряд туш. Однажды гимнастка не выдержала этой тяжести и уронила все на себя», - рассказывают об увеселениях Барыкина газеты того времени (подробности)

Двести лет назад саратовцев назначали пожарными в наказание, а выживать им помогали... пышные усы

Саратовская пожарная команда, около 1906 года Фото: oldsaratov.ru

Саратовская пожарная команда, около 1906 года Фото: oldsaratov.ru

Только в 1754 году в Саратове появилась первая пожарная команда, а первым брандмейстером был прапорщик Чуфаров.

Команда состояла из вольнонаемных и дворовых людей, которых помещики отдавали для исправления за дурное поведение, с платой в месяц по 10 рублей ассигнациями. И только впоследствии она была составлена из военных нижних чинов. (подробности)

Кафедральный собор, который стоял на месте стадиона «Динамо», сносили дольше, чем строили

Вид на колокольню собора и ограду "Липок" Фото: из личного архива Александра Филипова

Вид на колокольню собора и ограду "Липок" Фото: из личного архива Александра Филипова

Где-то под трибунами стадиона «Динамо» и сейчас покоится фундамент некогда величественного Александро-Невского кафедрального собора. И раньше в том месте, где в наши дни раздаются возгласы болельщиков, был слышен лишь шепот молящихся.

Решение о том, что собору в Саратове быть, приняла еще в 1780-е годы императрица Екатерина II и даже пожаловала на строительство 15 тысяч рублей. Но распоряжаться этим подарком в Саратове не спешили и по разным причинам откладывали стройку (подробности)

Первый водопровод построил полицейский пристав на личные сбережения

Городская водокачка, которую построили на замену первому, родниковому водопроводу

Городская водокачка, которую построили на замену первому, родниковому водопроводу

В начале 19 века, несмотря на то что Саратов стоит на Волге, воду жителям приходилось... покупать. Питьевую воду развозили на телегах по всему городу и продавали от 15 до 40 копеек за бочку в разное время года. Власти на строительство водопровода долго не могли найти средства. Но нашелся в Саратове человек, который решился вложить в это дело личные средства. Это был не купец и даже не богатый помещик, а... частный пристав городской полиции. О том, чтобы обеспечить саратовцев доступной водой, и непременно родниковой, Василий Гришин мечтал целых двенадцать лет. Мешало только одно: уж очень скудная у него была зарплата. Как мужчина сумел накопить несколько тысяч рублей, историки до сих пор диву даются. Как и тому, что воду он провел на площадь в центре города, а не в свой личный огород (подробности)

Актерами первого саратовского театра были крепостные крестьяне

Театр, прозванный "Городским" возвели на месте деревянного в 1865 году Фото: oldsaratov.ru

Театр, прозванный "Городским" возвели на месте деревянного в 1865 году Фото: oldsaratov.ru

«Посреди Хлебной (сейчас Театральной — прим. Ред.) площади стояло низенькое деревянное здание в виде расплющенного гриба с крышей, покрытой зеленоватой плесенью. Кусок дырявой, некогда раскрашенной холстины беспорядочно болтался туда-сюда, изображая занавес, - читаем выдержки из архивных документов. - Здание совсем не походило на храм: музыка плоха, освещение слабо, и беда поместиться зрителю, ибо сальные свечи за время спектакля закапывали все смокинги и театральные платья...» (подробности)

Саратовский мост на прочность испытывали 250 МАЗов

Начало 60-х, строительство саратовского моста - самого длинного на тот момент в Европе Фото: oldsaratov.ru

Начало 60-х, строительство саратовского моста - самого длинного на тот момент в Европе Фото: oldsaratov.ru

Без его четырех ажурных птичек над Волгой нам и Саратов — не Саратов. 50 лет назад, 10 июля 1965 года, был торжественно открыт мост Саратов-Энгельс.

Разговоры о строительстве в Министерстве путей сообщения СССР ходили еще в первой половине прошлого века. Его собирались сделать двухъярусным: верхний ярус для поездов, а нижний для автомобильного транспорта. Но в итоге проект моста в нынешнем его виде утвердили в марте 1956 года, а спустя шесть месяцев в Саратов прибыли первые строители Мостоотряда №8 (подробности)