На фото: вид на Крытый рынок в Саратове из утраченного ныне сквера напротив современного "Детского мира". Снимок был сделан между 1950-1952 годами Фото: oldsaratov.ru
Саратову исполняется 425 лет. В этом году празднование Дня города растянулось у нас на целых две недели. А пока жители отдыхают от фестиваля на Увеке и готовятся к «Ночи культуры» "Комсомольская правда" в Саратове решила вспомнить десяток увлекательных и малоизвестных историй из прошлого любимого города - о его зданиях, улочках и людях.
В стене Крытого рынка замурован старинный клад
Крытый рынок строили рядом с популярным Митрофановским базаром Фото: oldsaratov.ru
По легенде, почти сто лет назад, когда строили Крытый, в него заложили клад - бриллианты, золото - несметные сокровища по тем временам.
- Клад? Какой еще клад?! Некогда нам тут о небылицах разговаривать... - отмахиваются нынешние торговки овощами из рядов.
Вот только история о драгоценностях, заложенных в фундамент Крытого рынка, неожиданно оказалась не просто красивой легендой.
- Это документально подтвержденный факт, - рассказал саратовский краевед Виктор Семенов. - Закладка фундамента в 1914 году проходила в торжественной обстановке: собрались все отцы города - губернская администрация, купцы. (подробности)
Первый электрический фонарь «зажегся» от спора с властями
Гостиница "Россия" могла принять одновременно 100 приезжих и, помимо электрического света, славилась еще и наличием лифта Фото: oldsaratov.ru
Сейчас некоторые саратовцы и не слыхивали о гостинице «Россия». Хотя возле когда-то величественного здания каждый наверняка проходил не раз: самое сердце Саратова - проспект Кирова, перекресток с улицей Максима Горького.
Здание было построено еще в середине XIX века. В конце 1880-х его перекупил под гостиницу «Россия» мукомол Зейферт. И затеял еще одну перестройку.
Вот этой башенки, которая немножко выступает за пределы здания, на плане не было. Но хозяин ее возвел, и городские власти высказали ему ряд существенных претензий - за то, что занял место. Каких-то там четыре квадратных метра, но все же городской земли, и незаконно. Были даже судебные разбирательства. И тогда владелец гостиницы предложил: «Давайте не будем ломать эту башенку, а я за свой счет здесь электричество проведу!» (подробности)
Александр Дюма нашел на улице Московской лекарство от скуки
Улица Московская в районе нынешней Театральной площади, 1901-1906 годы Фото: oldsaratov.ru
«Папа» трех мушкетеров своим присутствием наш город почтил 8 октября 1858 года во время длительного путешествия по городам России. В Саратове он провел всего два дня — причем, вынужденно. На пароход «Нахимов», на котором путешествовал Дюма, грузили товары.
Позже в книге "В России (От Парижа до Астрахани") Дюма писал:
"Через час блуждания по ужасной мостовой, по топким улицам Саратова - южное солнце растапливало утреннюю грязь - узнали, что в Саратове 30 тысяч жителей, шесть церквей, два монастыря, гимназия и что за шесть часов пожара в 1811 году сгорело 1700 домов. Со всем этим не на что было тратить полтора дня». Впрочем, в итоге Дюма удалось найти ответ на знакомый многим и сейчас вопрос: «Чем можно заняться в Саратове, когда в запасе два дня и страх заскучать?» (подробности)
Первый саратовский трамвай чудом не сошел с рельсов вместе с чиновниками
Трамвай на Немецкой улице (проспект Кирова), 1908-1912 годы Фото: oldsaratov.ru
...На секунду в трамвае повисла тишина, как вдруг неожиданно остановившийся вагон помчался в обратном направлении. Катастрофы, к счастью, не произошло: прокатившись задом наперед около 500 метров и чудом не сойдя с рельсов, вагон благополучно остановился. А ведь пассажиры в этом трамвае подобрались авторитетные: городской глава, вся городская электрическая комиссия, инженеры... Как их впечатления звучали дословно, история умалчивает, но по смыслу, скорее всего, было похоже на «съездили, называется, пробным рейсом!».
Конечно же, 5 октября 1908 года, когда произошел этот инцидент, целая плеяда чиновников не просто так оказалась в одном трамвае. Именно на этот день, как выяснили саратовские краеведы, был назначен осмотр властями первого маршрута нового транспорта «Вокзал-Пристань» (подробности)
Почему с «Приволжского вокзала» публика приличная бежала?
"Приволжский вокзал" был скандально известным заведением в Саратове 19 века Фото: oldsaratov.ru
Речь, конечно же, не о вокзале, от которого отправляются поезда. А об одном из заведений на берегу Волги, имевшем во второй половине XIX века скандальную славу. В 1868 году здание со сценой перешло к купцу Григорию Барыкину, слывшему чуть ли не главным увеселителем города.
«Женщина-геркулес по имени Эмма, лежа на полу, держит на вытянутых руках и согнутых коленях деревянную платформу, на которой шесть солдат-музыкантов играют несколько раз подряд туш. Однажды гимнастка не выдержала этой тяжести и уронила все на себя», - рассказывают об увеселениях Барыкина газеты того времени (подробности)
Двести лет назад саратовцев назначали пожарными в наказание, а выживать им помогали... пышные усы
Саратовская пожарная команда, около 1906 года Фото: oldsaratov.ru
Только в 1754 году в Саратове появилась первая пожарная команда, а первым брандмейстером был прапорщик Чуфаров.
Команда состояла из вольнонаемных и дворовых людей, которых помещики отдавали для исправления за дурное поведение, с платой в месяц по 10 рублей ассигнациями. И только впоследствии она была составлена из военных нижних чинов. (подробности)
Кафедральный собор, который стоял на месте стадиона «Динамо», сносили дольше, чем строили
Вид на колокольню собора и ограду "Липок" Фото: из личного архива Александра Филипова
Где-то под трибунами стадиона «Динамо» и сейчас покоится фундамент некогда величественного Александро-Невского кафедрального собора. И раньше в том месте, где в наши дни раздаются возгласы болельщиков, был слышен лишь шепот молящихся.
Решение о том, что собору в Саратове быть, приняла еще в 1780-е годы императрица Екатерина II и даже пожаловала на строительство 15 тысяч рублей. Но распоряжаться этим подарком в Саратове не спешили и по разным причинам откладывали стройку (подробности)
Первый водопровод построил полицейский пристав на личные сбережения
Городская водокачка, которую построили на замену первому, родниковому водопроводу
В начале 19 века, несмотря на то что Саратов стоит на Волге, воду жителям приходилось... покупать. Питьевую воду развозили на телегах по всему городу и продавали от 15 до 40 копеек за бочку в разное время года. Власти на строительство водопровода долго не могли найти средства. Но нашелся в Саратове человек, который решился вложить в это дело личные средства. Это был не купец и даже не богатый помещик, а... частный пристав городской полиции. О том, чтобы обеспечить саратовцев доступной водой, и непременно родниковой, Василий Гришин мечтал целых двенадцать лет. Мешало только одно: уж очень скудная у него была зарплата. Как мужчина сумел накопить несколько тысяч рублей, историки до сих пор диву даются. Как и тому, что воду он провел на площадь в центре города, а не в свой личный огород (подробности)
Актерами первого саратовского театра были крепостные крестьяне
Театр, прозванный "Городским" возвели на месте деревянного в 1865 году Фото: oldsaratov.ru
«Посреди Хлебной (сейчас Театральной — прим. Ред.) площади стояло низенькое деревянное здание в виде расплющенного гриба с крышей, покрытой зеленоватой плесенью. Кусок дырявой, некогда раскрашенной холстины беспорядочно болтался туда-сюда, изображая занавес, - читаем выдержки из архивных документов. - Здание совсем не походило на храм: музыка плоха, освещение слабо, и беда поместиться зрителю, ибо сальные свечи за время спектакля закапывали все смокинги и театральные платья...» (подробности)
Саратовский мост на прочность испытывали 250 МАЗов
Начало 60-х, строительство саратовского моста - самого длинного на тот момент в Европе Фото: oldsaratov.ru
Без его четырех ажурных птичек над Волгой нам и Саратов — не Саратов. 50 лет назад, 10 июля 1965 года, был торжественно открыт мост Саратов-Энгельс.
Разговоры о строительстве в Министерстве путей сообщения СССР ходили еще в первой половине прошлого века. Его собирались сделать двухъярусным: верхний ярус для поездов, а нижний для автомобильного транспорта. Но в итоге проект моста в нынешнем его виде утвердили в марте 1956 года, а спустя шесть месяцев в Саратов прибыли первые строители Мостоотряда №8 (подробности)