2016-08-24T03:30:53+03:00

Неизвестный Саратов: Первый саратовский трамвай чудом не сошел с рельсов вместе с чиновниками

Но даже без аварий отношения между хозяевами трамвая и городской властью были сложными. Споры почти не прекращались, и однажды даже решались через царя.
Трамваи в старом Саратове ходили до полуночи и позже, а на форму кондукторов и водителей многие саратовцы смотрели, не скрывая зависти.Трамваи в старом Саратове ходили до полуночи и позже, а на форму кондукторов и водителей многие саратовцы смотрели, не скрывая зависти.
Изменить размер текста:

Сейчас, в эпоху автобусов и микроавтобусов, жизнь в городе без трамваев и не представить. Скорость у них не реактивная, конечно, зато в пробку не попадешь. Но если у нас есть из чего выбирать: троллейбус, трамвай, автобус, маршрутка, то в начале 20 века трамвай был единственным общественным транспортом. Если, конечно, не считать конную железную дорогу. А ее вполне справедливо можно не учитывать, ведь трамвай пришел в прямом смысле ей на замену, и первые маршруты пролегли по оставшимся от конки рельсам.

Трамвайный «блин»

- Это еще что за дела?! - раздался в салоне чей-то встревоженный голос.

На секунду повисла тишина, как вдруг неожиданно остановившийся вагон помчался в обратном направлении. Пассажиры в этом трамвае подобрались авторитетные: городской глава, вся городская электрическая комиссия, инженеры - но в экстремальной ситуации переполох устроили еще тот. Как их впечатления звучали дословно, история умалчивает, но по смыслу, скорее всего, было похоже на «съездили, называется, пробным рейсом!».

Катастрофы, к счастью, не произошло: прокатившись задом наперед около 500 метров и чудом не сойдя с рельсов, вагон благополучно остановился. А пассажиры облегченно вздохнули, отделавшись нервным потрясением. Конечно же, 5 октября 1908 года, когда произошел этот инцидент, целая плеяда чиновников не просто так оказалась в одном трамвае. Именно на этот день, как выяснили саратовские краеведы, был назначен осмотр властями первого маршрута нового транспорта «Вокзал-Пристань». Делегация доехала до саратовского вокзала, потом прокатилась по Московской и Астраханской, доехала до пристаней на Волге, а на обратном пути сгорел предохранитель.

Впрочем, сразу после неудачного смотра всех его участников пригласили отобедать на квартире у директора бельгийской «Взаимной компании трамваев», которая, напомним, и организовывала в городе трамвайное движение, а также его электроснабжение. В итоге «отцы» города хоть и с настороженностью, а в последующем и под расписку об устранении дефектов все же дали добро на запуск.

За шампанским первый тост был поднят городским головой за строителей трамвая.

- Хотя первый блин и получился комом, сказал он, но, по русской примете, это не дурной признак и обещает успешное развитие и завершение дела к удовлетворению обеих сторон, - рассказывают исследователи Василий Костин и Петр Терентьев в своей книге «Вчера, сегодня, завтра».

И 9 октября на трамваях уже вовсю катались рядовые саратовцы. С утра, правда, вагоны ходили пустые: выравнивался график и остановки встречных вагонов, которые в оба направления ехали по одной линии. А с трех часов дня пассажиров стали возить за плату, по пять копеек за всю линию и по три копейки до улицы Вольской или, наоборот, от улицы Вольской.

Лицо в нарядном сюртуке

- В то время трамвай был, можно сказать, лицом Саратова: было очень мало городов и даже стран, где трамвайное движение появилось бы раньше. И в Российской империи областной центр вошел в первую десятку, - рассказал Павел Кузнецов, заместитель генерального директора МУП «Саратовгорэлектротранс». - На трамваях работали тогда исключительно мужчины, и на линию выходили в единой форме. Чтобы водители и кондукторы выглядели прилично, каждому выдавали добротный сюртук и брюки - просто потому, что работники часто не имели средств, чтобы купить приличную одежду самостоятельно.

Но и требования к отменно выглядевшим работникам тоже были строгие, если не сказать большего. В областном архиве хранится целая «Книга приказов», в которой бельгийцы записывали, кого и за что следует оштрафовать. Чего только стоят заметки от 1 августа 1914 года: «вагоновожатый Культюгин за грубость контролеру штрафуется на два дня» (ну, это еще можно как-то понять - прим. авт.), «вагоновожатый Мадиаров за разговор с пассажиром штрафуется на два дня», «контролер Петров и вагоновожатый Дмитриев за разговор между собою штрафуются на два дня каждый»...

И если происходил несчастный случай, то на какую-либо компенсацию надежды у работников было мало. Так что приходилось смотреть в оба, невзирая на практически полное, по мнению краеведов, отсутствие элементарной техники безопасности.

Конфискация в пользу города

Споры между городскими властями и бельгийской компанией возникали регулярно и с завидным постоянством. Вот выдержка из одного такого предупреждающего письма от городской управы: «В последнее время замечается, что вагоны трамваев содержатся Вами в неисправном и даже в неряшливом виде (...). Моторы часто отказываются работать по случаю порчи, вследствие чего вагоны уводятся в депо, чем нарушается правильность их движения по линиям».

Если все вагоны не будут приведены в порядок, чиновники обещали штраф в 1 рубль за каждую обнаруженную неисправность - и это не считая отдельного штрафа за просрочку в исправлении дефектов. Однако у бельгийцев находились причины, чтобы этим не заниматься: то запчастей нет, то с топливом проблема, то Первая мировая война, в которую Российская империя вступила в августе 1914 года, добавила забот...

Войну, конечно, со счетов не сбросишь, но ведь и до нее бельгийцы не вели себя примерно. Так, дело об уклонении от налогов дошло до самого царя-батюшки, потому что городской глава, не видя другого выхода, обратился с жалобой в правительствующий сенат. Только тогда, после решения руководства империи, хозяева трамваев были вынуждены раскошелиться. К этому всему добавлялось и недовольство тех, кто работал на трамвайных линиях и безуспешно требовал повышения зарплаты. Так что городская управа приняла нелегкое решение: расторгнуть договор с бельгийской компанией на 27 (!) лет раньше срока.

Заключался он еще в 1905 году на интересных условиях: все расходы по обустройству и содержанию как линий, так и трамваев бельгийцы берут на себя, а также забирают всю прибыль от перевозок. Но через 40 лет, в 1945-м,безвозмездно передают все трамвайное хозяйство городу. В начале 1918-го договор с предприятием расторгли, а трамвайную сеть конфисковали. После этого в Саратове появилось Управление городского трамвая, а при нем - технический совет, в который вошли в том числе простые рабочие. Меньше чем за месяц состояние вагонов улучшилось, да и доходы от трамваев повысились.

- В истории трамвая есть и много положительных моментов, - добавляет Павел Кузнецов. - Во время войны, в частности, трамвай тоже внес свою лепту. Очень много рабочих участвовали и в Первой, и во Второй мировой, сейчас им установлен памятник. На трамваях же в военное время перевозили раненых. А после революции 1917 года на них возили дрова с Кумысной поляны. Несколько трамвайных вагонов, которые использовались до революции, сохранились и до наших дней. Один из них хранится на территории нашего предприятия как памятник, второй установлен на Соколовой горе, а третий до сих пор находится в рабочем состоянии, на нем можно проводить экскурсии по праздникам.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

9 трамвайных линий действовали в Саратове к концу октября 1909 года, по которым курсировали 55 вагонов.

35,2 километра составляла в это время протяженность путей.

170-180 вагонов в день задействуется в Саратове в наши дни, а всего их насчитывается 222.

11 трамвайных линий насчитывается в городе сегодня.

158,9 км составляет сейчас протяженность трамвайных путей.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Неизвестный Саратов»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также