Премия Рунета-2020
Саратов
+20°
Boom metrics
НовостиОбщество28 марта 2024 5:45

Эксперт ПИУ РАНХиГС о развитии импортонезависимых предприятий Саратовской области

Источник:kp.ru

Замещение импортной продукции в России сегодня идет уверенными темпами. Отечественный бизнес активно занимает освободившиеся ниши на рынке и, что особенно важно, в приоритете у них – высокотехнологичная продукция, которая должна обеспечить не только потребление на внутреннем рынке, но и быть конкурентной, востребованной на мировых площадках (Источник: ТАСС).

Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративной экономики Галина Пукач комментирует: «Импортонезависимость российских предприятий становится необходимым условием их эффективного функционирования, хотя полностью обеспечить всю технологическую цепочку собственными средствами производства, сырьем, материалами, комплектующими достаточно сложно. Существенно облегчить решение этой задачи позволит оптимизация межрегиональных логистических цепочек, укрепление кооперативных связей между предприятиями.

Комплексная стратегия импортозамещения, охватывающая как национальный, так и региональный уровень позволит справиться с антисанкционным противостоянием и обеспечить создание собственных технологий и продукции, то есть взять курс не только на импортонезависимость, но и на импортоопережение.

За шесть лет, с 2017 по 2023 годы, предприятия Саратовской области заместили свыше 160 видов импортных товаров, из которых более 60 – в прошлом году. «Выпуск отечественной продукции освоен по приоритетным направлениям, крупным узлам. В 2023 году больше всего изделий замещено в автомобильной и авиационной промышленности. Кроме того, аналоги импортных товаров освоены в производстве тугоплавких металлов и сплавов, нефтегазового, медицинского, фасовочного оборудования, геосинтетических и композитных материалов, измерительной техники, автономного энергообеспечения и аккумуляторов», - отметил заместитель председателя правительства области – министр промышленности и энергетики Михаил Торгашин.

В 2023 году увеличилась потребность автоконцернов России в продукции отечественных предприятий, в том числе и Саратовской области.

АО «Балаковорезинотехника» открыло «опытное производство 15 изделий для конвейерных предприятий автопрома — заводов КАМАЗ, Урал, ЯЗДА, Автодизель (ЯМЗ) и других производителей. Это сальники двигателей внутреннего сгорания, узлов трансмиссии — редукторов, раздаточных коробок, ступичных узлов и топливной аппаратуры.

В серийное производство запустили на данный момент шесть изделий. Также завод возобновил выпуск четырех импортозамещающих изделий для тольяттинского АО «Автоваз». Всего завод изготавливает сегодня около 300 наименований различных изделий.

На предприятии освоили два вида патрубков для двигателя «Гранта» и шланг радиатора для «Веста», которые ранее поставляла турецкая компания. Сегодня патрубками балаковского предприятия оснащаются все модели легковых автомобилей марки «Лада». Завод заместил немецкого поставщика сальников трансмиссии для проектов «Нива Легенд» и «Трэвэл», освоил производство трех деталей для обновленного 16-клапанного двигателя седана «Лада». В 2024 году планируется освоить выпуск опор двигателя на легковые автомобили.

Осенью 2023 года АО «Балаковорезинотехника» освоило производство новых комплектующих и запчастей не только для автомобилей отечественных, но и зарубежных марок, в том числе для Renault, Nissan и Mitsubishi.

В Саратове разработали приборы, заменяющие импортное спутниковое оборудование. Техника создана специалистами АО «НПП «Алмаз». Предприятие занимается разработкой и созданием телекоммуникационной аппаратуры для авиационных и космических аппаратов. Заместитель генерального директора по научно-техническому развитию АО «НПП «Алмаз» Александр Рафалович отметил: «Программа развития спутниковой связи продолжается, и мы имеем возможность вытеснить с «космического» рынка производителя из Франции».

При поддержке Фонда развития промышленности, Минпромторга РФ на предприятии разработали линейку усилительных приборов для спутников связи, по техническим характеристикам не уступающих импортным. Заключены контракты на изготовление и поставку продукции российским заказчикам.

Политика импортозамещения России и региональные программы дают возможность развития локальным отечественным производствам, которые заинтересованы в работе с флагманами промышленности, обеспечивающей наши железные дороги.

В Саратовской области десятки предприятий занимаются изготовлением комплектующих для Трансмашхолдинга (ТМХ) – одного из лидеров российского транспортного машиностроения. Это необходимо для бесперебойного выпуска технологичных локомотивов, электропоездов, поездов метро, вагонов локомотивной тяги. Наш регион поставляет кабели, тормозные системы, сложную электронику и другие компоненты. Среди предприятий, участвующих в поставках, – ЭПО «Сигнал», ООО «Электропромсбыт», ООО «Техкомплект», «Промэнергосистемы».

Одним из ключевых поставщиков для Трансмашхолдинга является ООО «Завод автономных источников тока» (ООО «Завод АИТ»). Он производит системы автономного энергообеспечения, аккумуляторы и батареи. Учитывая возросшее энергопотребление современных вагонов метро, на заводе в кратчайшие сроки создали щелочные аккумуляторы с увеличенной емкостью. Однако, в настоящее время предприятие испытывает серьезные финансовые трудности и с 9 октября 2023 года в отношении него открыто конкурсное производство. Учитывая значительную роль ООО «Завод АИТ» в импортозамещении такой важной отрасли, как транспортное машиностроение, целесообразно оказать ему поддержку на региональном уровне в рамках совместных программ регионального и федерального Фондов промышленности.

Таким образом, взаимодействие с саратовскими предприятиями позволяет таким компаниям, как Трансмашхолдинг не только обеспечить комплектацию современного подвижного состава, но и исключить риски, вызванные санкционным давлением. Технологический суверенитет становится возможен благодаря плодотворному партнерству крупного производителя с регионами, но при условии их поддержки. Системная разработка и введение новых мер поддержки промышленности, параллельное отслеживание наиболее эффективных инструментов и расширение их зоны действия со стороны правительства создают условия для достижения этой важной цели».