Премия Рунета-2020
Саратов
-13°
Boom metrics
НовостиОбщество15 ноября 2023 12:28

Депутат Калинин поддержал тезисы Яны Лантратовой об образовании в РФ и о сотрудничестве в этом со странами СНГ

Источник:kp.ru

Первый заместитель председателя комитета ГД по просвещению Яна Лантратова выступила в федеральном парламенте, обозначив свою позицию по развитию сферы образования.

Политик подчеркнула, что ее глобальная мечта заключается в том, чтобы создать условия для всестороннего гармоничного и безопасного развития каждого ребенка, проживающего в России. И сейчас я бы хотела поговорить о тех, кому предстоит воплощать эту мечту в реальность, о наших детях, молодежи и их образовании.

- В силу новых геополитических реалий мы осознали, что для того, чтобы сохранить нашу страну и двигаться вперед, нам нужен серьезный уровень образования, грамотные специалисты и без учителей здесь государству не обойтись.

Все мы хотим, чтобы наши дети однажды стали взрослыми, которые хотят создать крепкую семью, служить своему Отечеству, стремятся к созидательному труду и сохранению исторической памяти. И историческая миссия отечественного образования всегда состояла в воспитании гражданственности, патриотизма и ответственности перед своей страной. Всё ли в нашей системе образования сейчас способствует достижению этого идеала? К сожалению, не всё.

Лантратова подчеркнула, что очень много удалось сделать после начала СВО: уйти от понятия «образовательная услуга» в законе «Об образовании...», вернуть школе воспитательные функции, принять закон о возращении трудового воспитания, едином образовательном пространстве, но сделать нужно ещё больше.

- Прежде всего, хочу обратить внимание на Всероссийскую олимпиаду школьников. Одной из важных целей Всероссийской олимпиады является поиск талантливых детей, которые в будущем могут стать интеллектуальной опорой нашего общества. Однако беспокойство вызывает смысловое наполнение олимпиад по гуманитарным предметам, в особенности по обществознанию. Фактически для успешного выполнения заданий по олимпиаде по обществознанию школьникам достаточно изучить классику западной и европейской мысли, но за бортом зачастую остаётся бесценная сокровищница русской мысли. В процессе подготовки наши талантливые и умные ребята, как правило, сталкиваются с популярными раскрученными западными мыслителями, что, безусловно, важно, но в результате они знают о трудах Шпенглера и Тойнби куда больше, чем о наследии Николая Яковлевича Данилевского или Константина Николаевича Леонтьева. И тогда в сознании молодёжи формируется ложный образ вторичности русской мысли, некого догоняющего развития. А ведь именно наши соотечественники – Данилевский, Леонтьев – стали первопроходцами в области цивилизационной теории, открыв европейцам глаза на то, что существуют иные цивилизации, помимо романо-германской, и это лишь один из примеров.

Мною были проанализированы те тексты, которые предлагались ребятам в 2022 и в 2023 годах в рамках заключительного этапа олимпиады по обществознанию. Только один текст принадлежал перу отечественного автора, современного мыслителя, который является приверженцем трансгуманистической идеологии, так называемого цифрового бессмертия. Полагаю, что говорить о воспитании патриотизма и исторической памяти среди нашей интеллектуально одарённой молодёжи в таких условиях не приходится. А ведь олимпиада по обществознанию – одна из самых популярных, её победители поступают в лучшие вузы страны, и потом станут нашей интеллектуальной элитой. Поэтому я убеждена, что нам предстоит большая работа по изменению содержания олимпиады, заданий по обществознанию и другим предметам. Необходимо выстраивать их таким образом, чтобы для успешной сдачи в первую очередь требовалось знание нашего отечественного интеллектуального наследия, работ выдающихся русских и российских философов, социологов, экономистов, и это станет первым, но очень важным шагом к тому, чтобы изучение социальных наук раскрывало и развивало нашу цивилизационную идентичность. Это не значит, что не нужно изучать зарубежных, но в первую очередь наше интеллектуальное наследие.

Напомню, что всероссийская олимпиада школьников – это наследница всесоюзной олимпиады школьников по математике, в которой с удовольствием принимали участие ребята со всего СССР. Это мероприятие выступало площадкой не только для интеллектуального состязания, но и для возможности общения талантливых ребят. Поэтому совместно с руководителем фракции «СРЗП» Сергеем Михайловичем Мироновым мы считаем необходимым организацию и проведение евразийской олимпиады школьников, в которой могут принять участие ребята из стран – участниц СНГ. Для победителей должно быть предоставлено право без экзаменов поступать на бюджетные места в разные вузы. Талантливые ребята из стран СНГ смогут учиться в российских вузах, а наши ребята смогут обучаться в вузах стран СНГ.

Однако мы столкнулись с тем, что в настоящий момент учреждение такой олимпиады в предложенном формате, по словам МИД, «невозможно в связи с отсутствием общеобразовательного трека в многостороннем сотрудничестве в рамках СНГ и ЕАЭС», а ведь именно школьное образование формирует человека как личность, закладывает основы его мировоззрения и цивилизационного кода.

Отказываясь от сотрудничества со странами в сфере общего образования, мы создаем потенциал для формирования новых антиРоссий. Та трагедия, которая случилась с братским народом Украины, стала итогом многолетней деятельности западных образовательных фондов, систематической работы со школьниками Украины, воспитание их в духе враждебности ко всему русскому, к нашему общему историческому наследию.

Считаю, что организация такой евразийской олимпиады станет первым шагом к выстраиванию сотрудничества в сфере общего образования между нашими странами. Без единого образовательного кода мы обречены на ухудшение отношений между странами, особенно, когда уйдут те, кто воспитывался в общей системе образования.

И, наконец, хотелось бы напомнить, что летом была опубликована и вызвала большое волнение родительского сообщества новая версия кодификатора ЕГЭ по литературе. Родители обеспокоены тем, что для сдачи ЕГЭ в 2024 году школьникам теперь не потребуются обязательное знание древнерусской литературы и классических авторов: Пушкина, Лермонтова, Гоголя и многих других. Правда, по словам Рособрнадзора, всё-таки русская классика, изучаемая в 5-9 классе, будет включена при сдаче ЕГЭ, но не весь объём литературы XVIII-XIX века, а в основном будет упор на изучаемую в 10 и 11 классе литературу, а знание более ранних произведений школьники могут по желанию использовать в творческих заданиях, то есть носят добровольный характер. Но это не обязательное требование, и, значит, говорить о серьёзной проверке знаний в этом случае нельзя, не все сдавали в 9 классе ОГЭ по литературе, и многие ребята могут либо не знать авторов, либо знать их фоново. Отрадно, что учительское и родительское сообщество понимает важность изучения детьми таких произведений, которые являются вершиной классической литературы.

В завершении выступления Лантратова озвучила предложения фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ». В партии считают: необходимо закрепить в ст. 59 закона «Об образовании», что итоговая аттестация учащихся, завершающих 11 класс, должна осуществляться на основании всего материала, который изучают дети за одиннадцать лет, тем самым исключение каких-то классических произведений станет невозможным.

Ключевые принципы организации всероссийских олимпиад и также перечни олимпиад должны быть закреплены в законе «Об образовании». И я предлагаю с коллегами, кто захочет, создать рабочую группу, в рамках которой будут разработаны предложения по совершенствованию организации олимпиадных заданий.

Кроме этого члены фракции предлагают проработать в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ вопрос о сотрудничестве в сфере общего образования и организации Евразийской олимпиады школьников.

Выступление коллеги прокомментировал депутат Саратовской областной Думы Вячеслав Калинин от Партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ». Народный избранник поддержал позицию Яны Лантратовой об образовании в РФ и о сотрудничестве в этой сфере со странами СНГ.

- Поддерживаю предложение Яны Лантратовой. В России давно назрела реформа школьного образования. Сейчас выпускников готовят лишь к успешной сдаче ОГЭ или ЕГЭ, при этом общий уровень знаний существенно упал. Положительным моментом также будет проведение международных школьных олимпиад с привлечением школьников из дружественных стран СНГ.» - прокомментировал парламентарий.