27 июня 2012 10:35

Какой блогосфере в Саратове быть?

Эксперты уверяют, что через полтора года свой блог будет у каждого четвертого жителя губернии
Нужна ли блогосфера в Саратове. Часть 1

Такой оптимистичный прогноз прозвучал на заседании «круглого стола» во время обсуждения саратовской блогосферы. Пока же любители Интернета предпочитают сидеть в соцсетях, нежели создавать собственные блоги. Почему? - обсудили наши эксперты: Алексей Артемьев, директор Саратовского филиала ОАО «Ростелеком»; Игорь Соловьев, президент клуба IT-директоров Саратовской области, член оргкомитета ассоциации саратовских блогеров; Павел Малков, министр - председатель комитета по информатизации Саратовской области, и блогеры: Константин Халин, Денис Жабкин и Александр Харитонов.

Круг тем

Согласно независимым исследованиям Интернет вышел в России на первое место среди СМИ. По признанию пользователей в возрасте до 40 лет, сегодня они предпочитают получать разностороннюю информацию именно из Всемирной сети. Не в последнюю очередь касается это и блого-сферы. Того самого интернет-пространства, через которое звучали призывы выйти на Болотную. Но не будем бросаться в крайности. Сегодня можно говорить о том, что блоги образуют новую коммуникативную среду, которая становится персональной виртуальной «трибуной» автора и эффективной дискуссионной площадкой, уже составляя альтернативу традиционным формам общения.

А что в это время происходит в Саратове? Мнения наших экспертов разделились. Одни считают, что блогеров у нас с каждым годом становится все больше, другие убеждены: их количество остается неизменным, а по-настоящему интересных онлайн-дневников катастрофически мало. Общаются саратовцы в основном в «аськах» да соцсетях, оттуда же черпают «последние новости». Лишь время от времени появляется повод обсудить по-настоящему значимое событие, тогда сторонники виртуального общения начинают относительно активно дискутировать.

Собравшиеся на «круглом столе» отметили, что в первую очередь интернет-деятелей интересуют политические события, на втором месте - социальные проблемы. Кроме того, обороты набирают тематические блоги. Примером этого стали их авторы, присутствующие на мероприятии. Например, Денис Жабкин, ежедневно выкладывающий в своем ЖЖ интересную информацию о том, что происходит в нашем городе. Или специалист в области телекоммуникаций Александр Харитонов, рассказывающий в своем блоге о технических тонкостях и новинках в данной области. Причем читателей столь специфичной темы ежедневно бывает на его страничке около четырех тысяч, и это не только саратовцы, но и жители других городов и даже стран.

Уверенный рост числа именно тематических онлайн-дневников и интереса к ним аудитории единомышленников подтвердил и представитель крупнейшего российского интернет-провайдера, директор Саратовского филиала ОАО «Ростелеком» Алексей Артемьев:

- Пример этого - конкурс «ЖЖизнь - это общение!», который наша компания проводит с 2008 года. Радует, что с каждым разом его участников становится все больше, и сегодня их уже несколько тысяч человек разных возрастов и интересов. Это подтверждает наше мнение, что блогосферу надо развивать и мотивировать каждого ее персонажа на активное проявление своего «Я», способствуя тем самым становлению гражданского общества. Поэтому компания «Ростелеком», удостоенная в марте этого года Гран-при премии «Блог Рунета 2012» за продвижение социальных медиа в регионах, планирует и в дальнейшем продолжить традицию проведения подобных творческих конкурсов.

Нужна ли блогосфера в Саратове. Часть 2

Чего не хватает?

Несмотря на все возможности new-media, саратовский журналист Константин Халин сравнивает местную блогосферу с «болотцем». И объясняет это отсутствием в числе участников нового информационного обмена ярких персонажей, которые могут быть интересны большой аудитории.

- Во многом весь информационный обмен, который происходит в саратовском интернет-пространстве, - это лишь отражение происходящих событий, без ощущения чего-то более-менее масштабного. Даже серьезные социальные темы обсуждают очень вяло, - констатирует журналист. - Совсем иначе обстоят дела в соседних регионах: Волгограде, Самаре, Нижнем Новгороде, Татарстане и т.д. Саратовской блогосфере явно не хватает «навальных», которые смогли бы взбудоражить общественность.

К тому же обратная связь очень слаба, пользователи крайне вяло реагируют на информацию. А ведь есть примеры, когда один комментарий в блоге помогает решить какую-либо городскую проблему. Например, недавно мною была размещена фотография пандуса, установленного возле одного из офисов крайне неудобно для заезда инвалидов. Организация отреагировала на замечание и в течение суток исправила приспособление. Но это, к сожалению, единичные случаи. Реагируют на записи в блогах только те, кто дорожит своей репутацией.

Другой пример привел председатель комитета по информатизации Павел Малков, ведущий свой профессиональный блог, по его же признанию, «по долгу службы»:

- Для представителя власти сегодня вести блог - это, скорее, правило хорошего тона. И, что немаловажно, действенный инструмент для получения обратной связи от общества по поводу инициатив, реализуемых нашим комитетом. И Интернет в этом случае самый лучший ресурс из всех, которые только возможны.

А вот что касается личного онлайн-дневника, в силу занятости я не уверен, что смог бы постоянно наполнять его информацией, не связанной с основной деятельностью. Для этого нужно достаточно сил, времени и определенный журналистский талант. Наверное, поэтому среди настоящих блогеров так много людей, имеющих непосредственное отношение к СМИ.

Представитель ассоциации саратовских блогеров Игорь Соловьев согласен, что этот тренд придет к нам, как и все «столичное», с опозданием, и для Саратова станет актуальным не раньше, чем через 1,5 года:

- Сейчас в регионы приходят бюджетные планшетники, которые максимально удобны для того, чтобы оперативно делиться имеющейся информацией. Думаю, что это повлияет на то, что наши земляки начнут заводить персональные блоги. Москву это массовое увлечение накрыло где-то год назад, соответственно до нас эта волна докатится чуть позже.

А пока у нас блогосфера, так скажем, в зачаточном состоянии. И для ее успешного развития, по моему мнению, нужно всего две составляющие: это высокая социальная активность населения и технический прогресс, дошедший до региона. И если с первым у нас спорная ситуация, то по поводу второго, как специалист в области IT, я могу сказать, что «Ростелеком» прикладывает большие усилия.

Будем развивать!

В этом отношении интересы интернет-провайдеров и блогеров полностью совпадают. Главным в популяризации социальных медиа и те и другие считают широкое распространение высокоскоростного Интернета.

- Для того чтобы блогосфера развивалась, должны появляться новые пользователи, - резюмировал представитель «Ростелекома» Алексей Артемьев. - И первое, что мы делаем для этого как провайдер, - последовательно идем с нашей услугой в самые отдаленные уголки области. И вот чем дальше мы продвигаемся, тем больший вклад в развитие региональной блогосферы делаем, по моему мнению.

Надо понимать, что чем меньше населенный пункт, тем уже круг общения у людей, которые там проживают. При этом процент, скажем так, «ломоносовых», никуда не делся. Там много интересных людей, которым есть чем поделиться и что рассказать. И наша общая задача сделать так, чтобы каждый житель нашего региона почувствовал себя участником этого глобального процесса информатизации.