Премия Рунета-2020
Саратов
+8°
Boom metrics
Общество10 октября 2007 22:00

К 120-летию завода «Серп и молот» Время, вперед!

В истории одного из старейших предприятий Саратова - завода «Серп и молот» - отразилась история становления российской промышленности, история государства, история создания в Саратове отрасли машиностроения.
Источник:kp.ru

В истории одного из старейших предприятий Саратова - завода «Серп и молот» - отразилась история становления российской промышленности, история государства, история создания в Саратове отрасли машиностроения.

Завод впору назвать историческим памятником, но ничего монументального и застывшего в активно развивающемся живом организме - ОАО «Саратовский завод «Серп и молот» - нет. Как и прежде, коллектив завода сдает экзамены на соответствие требованиям современности и переходит на новый этап развития.

Свое название - «Серп и молот» - завод получил в 1941 году. Части коллективов трех предприятий - cаратовских заводов «Сотрудник революции», «Трактородеталь» и харьковского завода «Серп и молот» - объединили в одно предприятие для выпуска артиллерийских снарядов 122-миллиметрового калибра для фронта. Уже через месяц «Серп и молот» отгрузил первый эшелон снарядов, люди работали на пределе человеческих возможностей. И работали так всю фронтовую вахту, длившуюся 1418 дней и ночей.

А рабочая вахта завода началась осенью 1887 года с открытия механического и чугунолитейного завода «Сотрудник» германского подданного Отто Беринга. Завод построили на пересечении современных улиц Астраханской и Рабочей, тогда это место было окраинным, заболоченным. Цепь прудов окружала завод, на нынешней улице Рахова росли камыши, а на Дворянской (теперь Рабочей) даже летом прохожие утопали в грязи по колено. Сегодня это трудно представить, но так было. И уже краеведческим фактом стали развитие городской территории и ее благоустройство вокруг нового завода, о чем сегодня нелишне напомнить жителям Фрунзенского района. «Сотрудник» становился центром притяжения и для рабочих, выучиться здесь на токаря или слесаря мечтали многие. Потому что по сравнению с уже имеющимися в Саратове двумя механическими и пятью литейными заводами предприятие Беринга было оснащено самой передовой по тем временам техникой и оборудованием, станками для всевозможной обработки металлов и дерева, вывезенными из Германии. В 1900 году «Сотрудник» начинает специализироваться на изготовлении нефтяных двигателей внутреннего сгорания, в 1902 году уже выпускает до 150 двигателей в год. Престиж завода растет, но это никак не отражается, как сейчас бы сказали, на социальной ответственности бизнеса. Рабочий день длился по 12 часов, размеры штрафов нередко превышали и без того скудный дневой заработок рабочего, рукоприкладство поощрялось администрацией, часто практиковалась замена взрослых рабочих подростками, которым платили 30 копеек в день. Недовольство выливалось сначала в стихийные забастовки, затем последовали демонстрации, митинги, в которых закалялся бойцовский характер саратовских пролетариев. Рабочие завода Беринга первыми начинали городские забастовки, именно здесь был создан один из первых в Саратове, тогда нелегальных, профсоюзов в 1905 году. С началом Первой мировой войны в 1914 году Беринг отдает завод в аренду военно-промышленному комитету города и удаляется от дел, а «Сотрудник» вместо двигателей начинает выпускать для нужд царской армии снаряды, гранаты, мины и бомбы. Когда началась гражданская война, завод вошел в состав предприятий железнодорожного транспорта, в 1922 году был передан в ведение Саратовского губернского Совета народного хозяйства уже под новым именем - «Сотрудник революции». Восстановление обескровленного гражданской войной народного хозяйства для заводчан началось с восстановления довоенного производства двигателей внутреннего сгорания и... учебы - при заводе была открыта школа по ликвидации безграмотности. В начале голодных и холодных 20-х годов комсомольцы отремонтировали заводской клуб, открылись кружки художественной самодеятельности, в 1923 году в штатном расписании завода впервые появилась должность библиотекаря. Энтузиазм, энергия, дух коллективизма - это отличало строителей новой жизни и во многом определило темп работ на этом заводе и других предприятиях страны по превращению молодой советской республики в мощную индустриальную державу. К началу 30-х годов «Серп и молот» первым освоил принципы хозрасчета в Саратовском крае и стал рентабельным предприятием. В 1935 году был построен новый корпус для механического цеха, выпускавший для металлургической промышленности крановые тележки и доменное оборудование. В сложнейшие военные годы были достроены еще два пролета к механическому цеху. Не снижая выпуска оборонной продукции, уже в военное лихолетье завод начал осваивать производство тракторных деталей в запчасти. И уже с конца 1943 года начался серийный выпуск мирной продукции.

В первые послевоенные годы саратовскому заводу «Серп и молот» определили генеральное направление развития - производство запасных частей к колесным и гусеничным тракторам. Изготовление новых видов деталей создавало возможности для перехода в качественно более прогрессивную техническую категорию. А для этого была необходима полная реорганизация: от оборудования до реконструкции заводских цехов. Требовалось решать задачи и в социальной сфере: сотни рабочих продолжали жить в неблагоустроенных общежитиях, подвалах, бараках. Несмотря на трудности, энтузиазм и желание как можно скорее наладить мирную жизнь были так велики, что рабочие сами устраивали по вечерам и выходным субботники по благоустройству территории завода, ремонту домов, рыли траншеи для газификации, высаживали деревья и кустарники. В 1950 году газета «Правда» прославила на всю страну саратовский «Серп и молот», опубликовав статью инженеров завода об опыте по сокращению вспомогательного времени. Пройдет совсем немного времени, и завод обретет всесоюзную славу, избавив село от дефицита запчастей. Выход на уровень современного промышленного предприятия, не уступающего зарубежным аналогам, стал возможен благодаря строительству в 1966 году нового корпуса механического цеха по производству распредвалов тракторных и автомобильных двигателей. В 1969 году было возведено 5-этажное административное здание завода на Астраханской улице, в 1972 году к нему пристроен производственный корпус вдоль Рабочей улицы. В 1976 году было построено здание транспортного цеха по Астраханской. В 1980 г. построен еще один большой производственный корпус, завод полностью укомплектован автоматизированным и полуавтоматизированным оборудованием. Построенный в середине 90-х годов складской корпус гражданской обороны с убежищем под ним завершил превращение завода в предприятие, обладающее большими конкурентными возможностями. Кардинально изменилась жизнь заводчан за эти годы: одновременно с масштабным строительством в Агафоновке были построены жилой поселок с комплексом торговых предприятий и детскими садами, магазины и комплекс бытового обслуживания на территории завода, профилакторий, столовая, клуб, две базы отдыха на Волге. Большому кораблю «Серп и молот» предстояло отправиться в большое плавание, соответствующее мощностям и амбициям завода, но перемены в стране заставили вновь задуматься о том, как сохранить предприятие, не дать его разорвать на части алчным нуворишам и двигаться вперед, несмотря ни на что.