Премия Рунета-2020
Саратов
+20°
Boom metrics
Что происходит20 июня 2024 18:17

Ольга Галактионова: «Деятельность РОСИЗО — абсолютно открытое межмузейное взаимодействие и создание ярких проектов»

Директор Государственного музейно-выставочного центра о творческих проектах «РОСИЗО
Фото: Ольга Галактионова

Фото: Ольга Галактионова

К 90-летию одного из самых знаковых и известных композиторов ХХ века Альфреда Шнитке РОСИЗО подготовил выставочный проект «Альфред Шнитке. Музыка личности». Выставка откроется 23 июня в филиале РОСИЗО на «Складах Рейнеке» в Саратове. В преддверии события директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Ольга Галактионова дала интервью корреспонденту «Комсомольской правды» в Саратове.

- Ольга Николаевна, здравствуйте. Как вы оцениваете миссию РОСИЗО как основного оператора музейного дела на сегодняшний день? И вообще в целом, как сейчас существует организация?

- Уже несколько лет мы существуем, как декларировали наши цели и задачи, - в проекции трех «М»: межмузейность, междисциплинарность, межведомственность. Мы этому следуем, и наши проекты тому подтверждение. И, в принципе, вся наша деятельность — абсолютно межмузейное открытое взаимодействие и создание больших проектов, не только выставочных, но и просветительских, объединяющих музейное сообщество. Мне кажется, что пока мы справляемся.

- В каких глобальных проектах воплотились эти принципы?

- В первую очередь в нашем хите и гордости прошлого года - в ЦВЗ «Манеж» был реализован важный и масштабный выставочный проект «ДК СССР». Проект организован при поддержке Министерства культуры РФ в партнерстве с ЦВЗ «Манеж», Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем, Музейным объединением «Музей Москвы», ГБУК г. Москвы «Москино», Государственным научно-исследовательским музеем архитектуры имени А.В. Щусева и другими. Получилась масштабная выставка из 13 разделов, представляющих восемь видов искусства советского периода: архитектуру, живопись, скульптуру, графику, кино, театр, музыку и фотографию.

Проект реализован при поддержке Министерства культуры РФ и при участии ведущих музейных институций. Каждый из разделов стал пространством диалога со зрителем, погружал в отдельное направление культурной жизни советского периода. В нем участвовали 13 кураторов из самых разных музеев России.

Самые разные музейные институции были вовлечены и в другой громкий проект РОСИЗО – «17/37. Советская скульптура. Взлет». В экспозицию вошло около 100 предметов более чем из 20 музейных и частных российских собраний. Проект объединил первые двадцать лет развития советской скульптуры, создал нелинейную картину эволюции этого вида искусства.

Есть у нас проект, которым мы очень гордимся, дорожим и будем его продолжать развивать - стратегическая сессия «Единая модель продвижения российских музеев». Она проходит два раза в год. В течение двух дней эксперты, руководители и сотрудники музеев из разных регионов России, а также стран ближнего зарубежья — Казахстана, Узбекистана и Беларуси обсуждали насущные вопросы, стоящие сегодня перед отраслью, как развивать музеи, поддерживать. В сессии участвуют директора, пиарщики, самые разные специалисты со всех музеев страны, и это не только федеральные и региональные музеи, а все, кто хочет продвигать свой музей и развивать его. Проект высоко оценен музейным сообществом, которое ждет его продолжения. Следующая сессия пройдет в сентябре этого года.

Кроме этого, РОСИЗО является организатором Всероссийского конкурса видео-арта «Миры Тарковского». Проект нацелен на изучение и раскрытие наследия Андрея Тарковского, одного из величайших отечественных режиссеров и классика мирового кино. В 2024 году конкурс проходит в третий раз.

- Одним из ярких выставочных проектов РОСИЗО обещает стать выставка к 90-летию Альфреда Шнитке. Расскажите о нем подробнее.

- Для нас очень важен и любим наш филиал в Саратове, и мы активно работаем с его директором Дмитрием Андреевы. «Склады Рейнеке» не самая простая площадка, но саратовские коллеги активно развиваются. И непосредственно здесь удачно совпало, что мы готовим выставку к 90-летию композитора Альфреда Шнитке, который родился в Саратовской области, в Энгельсе. Экспозиция обещает стать ярким событием, отвечающим межмузейности, междисциплинарности и межведомственности, как и прежние наши проекты, в которых РОСИЗО выступил организатором и координатором: выставки «Павел Филонов. Художник Мирóвого расцвета», «Марк Захаров. Формула мастера», «Век Эрте», «Семья — душа России», «Виктор Цой. Путь героя» и «Первая позиция. Русский балет», «Город-герой Ленинград» в Санкт-Петербурге.

И нам повезло, что наш филиал в Саратове может показать интересную выставку к юбилею Альфреда Шнитке.

- В чем специфика подобных выставок и в чем уникальность именно экспозиции, посвященной 90-летию Альфреда Шнитке?

— Вы знаете, мне кажется, что очень важным рассказывать о наших великих деятелях культуры. Это сохранение памяти, рассказ молодому поколению о гениях, которым, безусловно, являлся Шнитке. У нас в экспозиции будет большое количество редких фотографий, которые малоизвестны, они не всегда экспонировались. Естественно, будет звучать музыка композитора в этом проекте, и будет инсталляция. Центром экспозиции стоит художественная инсталляция, человек, который прорывается сквозь ноты.

— Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, о той части выставки, которая будет экспонирована на площади Петра Первого. Почему выбрано именно это пространство?

— В силу масштабности фигуры непосредственно композитора хотелось охватить весь город. То есть максимально погрузить город в творчество Шнитке. Выставка по нашей задумке должна превратиться в городской праздник.

- Ольга Николаевна, вы окончили ГИТИС. Расскажите, пожалуйста, как в подготовке к этому выставочному проекту помогло ваше образование, насколько Вам опыт помог, чтобы междисциплинарные проекты получались особенно яркими и уникальными?

- Отвечу несколько иначе на ваш вопрос. Могу вам сказать: я в какой-то момент поняла, что очень важен учитель и мастер в жизни. Наш мастер, Марк Анатольевич Захаров, не столько научил нас профессии (хотя этому тоже), сколько как масштабная личность разбудил в нас желание тянуться за ним, стремиться к победам. Марк Анатольевич был образцом высокой культуры, высокого творчества, высоких иронии и ума. И, скажем, все вот эти навыки, надеюсь, мне как-то помогают выстраивать драматургию, режиссуру наших проектов. Впервые постаралась сформулировать этого после вашего вопроса. На открытии выставки памяти Марку Захарову его дочь Александра Марковна сказала в мой адрес: «Ну вот, растил артистку, а вырастил директора». Потрясающе ведь?! У меня было два потрясающих учителя.

Еще два года я училась в Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества у Ильи Сергеевича Глазунова. Видите, у жизни своя логика. Учеба у Марка Захарова стала возможностью прикоснуться к гению, многому у него научиться. После учебы и Илья Глазунова жизнь вывела меня на мой путь. Встреча с моими мастерами – большая удача в жизни.