Премия Рунета-2020
Челябинск
+6°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
16 апреля 2024 4:15

«А нас за-то-пи-ло!»: в Курганской области жители деревни после паводка ждут супер улова форели и картошки размером с арбуз

Корреспонденты «КП» провели день в затопленной деревне
Во время репортажа наши корреспонденты успели спасти кота

Во время репортажа наши корреспонденты успели спасти кота

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Воды в Каминском не ждали — по прогнозу паводок не должен был задеть это маленькое село в Курганской области. Но Тобол стремительно вышел из берегов и растекся по дорогам, огородам, пастбищам и домам, многие из которых давно стоят заброшенными. С 12 апреля люди оказались отрезаны от мира холодными потоками. Четвертый день — без света и связи. Но многие отказались от эвакуации, чтобы не оставлять родное. В этом месте провел детство наш фотокорреспондент. Узнав о затоплении, он не смог сидеть сложа руки и поехал посмотреть, что там происходит, и помочь людям.

Для этой поездки мы специально обзавелись высокими забродниками (резиновыми комбинезонами с сапогами). На фото — корреспондент «КП» Егор Поберей

Для этой поездки мы специально обзавелись высокими забродниками (резиновыми комбинезонами с сапогами). На фото — корреспондент «КП» Егор Поберей

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«ТАМ ВСЕ ПРОПИТАНО ДУХОМ ТОВАРИЩЕСТВА»

Одна за другой деревни сменяются за окном машины. Чужих здесь почти и не бывает — мало кто без повода поедет в Куртамышский район, что в 80 км от Кургана. Но мой компаньон, фотокорреспондент «Комсомольской правды» Валерий Звонарев здесь свой. В Каминском прошло его детство, здесь его историческая Родина, отсюда пошла его семья.

— Я с детства привык к тому, что в Каминском идешь по улице, тебя подзывает бабушка, приглашает в гости, поит квасом и кормит. Ты ее не знаешь, а она с тобой заочно знакома и уже поэтому относится как к своему. И хоть ты не голодный, но ей надо обязательно тебя чем-то угостить. И там все пропитано духом товарищества, — описывает Каминское Валерий.

С Валерой в Каминское поехал двоюродный брат Виталий — для него это село значит ничуть не меньше. Братьям предстоит пробраться через воду на два участка и проверить уровень ущерба, спасти что можно и рассказать обо всем родителям — чтобы они меньше переживали. У них здесь два дома, куда семьи приезжают на лето. Ради этой поездки мужчины специально обзавелись высокими забродниками (резиновый комбинезон с сапогами) и моторной лодкой. Еще один участник поездки — джек-рассел-терьер Леонид.

Сельские улочки превратились в реки

Сельские улочки превратились в реки

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«МЯСО В ХОЛОДИЛЬНИКАХ ГНИЕТ»

Первую водную преграду встречаем у въезда в село — дорога перекрыта мощным потоком, дальше не проехать — воды многим по шею. Неподалеку на возвышенности организована парковка, куда местные свезли свои машины. Виталий окидывает взглядом знакомую местность и быстро продумывает план переправы, чтобы нас не снесло течением и не было слишком глубоко. Пока надуваем лодку, которую мы специально привезли, у кромки воды останавливается мужчина и идет фотографировать потоп. Сразу же спрашиваем у него, нужна ли помощь в эвакуации.

— А мне никуда не надо. Это мой энергообъект. Электричество в селе отключено, — мужчина достает кисет с табаком и на весу делает самокрутку из листочка газеты, — это самосад. Лучше его, чем химию из магазинов курить. В газетке разве что примесь. Но ничего, в старину так и курили, никто не умер.

Из воды торчат островки земли со стогами сена. Неподалеку в ограде на пригорке пасутся кони. Между бугорками глубина под полтора метра. Вода ледяная и в забродниках быстро становится холодно. А на том берегу нас уже ждут люди — две мужские фигуры в черных куртках и две женские.

Каминцы не унывают и просят сфотографироваться на память

Каминцы не унывают и просят сфотографироваться на память

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— О, да это же Виталька с Валеркой! Здорово, пацаны. А нас тут затопи-и-и-ло. Вода чуть ли не за день пришла, — радостно приветствуют братьев местные жители.

Люди беззлобно жалуются — отключили электричество. Следом перестала работать связь. Вот и сидят они, созерцают. А что еще делать? Перебраться на другую сторону мощного потока воды без лодки не получится.

— Виталь, Валер, а отвезите меня туда, — с улыбкой просит женщина (покидать свой дом во время эвакуации она не захотела — Авт.) — Я как-нибудь потом обратно вернусь. Там у меня друг. А тут и делать нечего, от скуки помирать.

Женщина попросила переправить ее на другую сторону

Женщина попросила переправить ее на другую сторону

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мужчины без лишних слов соглашается и начинают переправу. Сами в забродниках, а она на лодке. Остальные машут ей рукой на прощание.

— Мне бы тоже как-то мороженные товары переправить. Сказали же запастись впрок, вот мы и набрали. А без света все портится, — переживает продавщица единственного местного магазина.

Но есть у паводка и плюс — местные обсуждают, сколько мешков рыбы наловят, когда вода чуть сойдет. Говорят, что в Казахстане смыло водоем, где разводили форель. А еще ждут, что от влаги картошка будет огромная как арбуз.

ОТКРЫЛ КУПАЛЬНЫЙ СЕЗОН

Местные мне подсказывают — село редеет с каждым годом и часть домов жилые только по документам. Люди покупают стены за бесценок на маткапиталы, но сюда даже не приезжают. Школы нет, детей здесь мало и их возят в Закоулово, что в семи километрах отсюда, по дороге почти в два раза больше —16 километров.

Братья приплывают на лодке сразу к родному дому — Виталий почему-то без забродников и в одних носках. Он смеется: когда переправляли женщину, открыл купальный сезон. Где-то сделал неосторожный шаг и провалился. Не теряя времени, он выпрыгивает из лодки, немного треплет скучавшего Леонида и лихо перепрыгивает через забор. Участок затопило. Виталий уверенно идет в одних носках. Пристрой, отделяющий двор от огорода, не открыть из-за воды. Он ловко запрыгивает на крышу и исчезает. Позже возвращается — в новых забродниках и камуфляжном костюме.

Передвигаться можно либо в забродниках, либо на ложках

Передвигаться можно либо в забродниках, либо на ложках

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Мы идем тете Клаве — она одноклассница отца Валерия и подруга мамы Виталия. Непонятно как, но связь появилась на полминуты, чтобы добрая бабушка смогла дозвониться до нас и пригласить на блины — пекла для себя, но гостей обязательно надо угостить. Бесконечную воду обходим заброшенными огородами. Братья оббежали все эти места еще детьми, поэтому могут идти хоть с закрытыми глазами.

Пожилой мужчина стоит в болотниках и рыбачит. Только ловит он бревна — вода размыла кучу дров и все расплылось по округе. Газ в село не проведен. Нам мужик дружелюбно машет рукой и улыбается.

Вода остановилась в нескольких метрах от дома тети Клавы, заползла к ней в огород и затопила сарай. Женщина все равно не захотела эвакуироваться — спасателям сказала, что пойдет к сыну. А сама осталась в родном доме и бесстрашно наблюдала за повышением паводка.

Дом тети Клавы не затопило

Дом тети Клавы не затопило

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— Да как я без дома. Я не могу его оставить! Если бы даже затопило, я бы на крышу залезла и все равно бы осталась.

В доме у тети Клавы чисто. Так уютно бывает только в деревнях. На полу милые ковры, на подоконнике рассада, по которой проползают божьи коровки.

— Я их не трогаю никогда, пускай живут, — кивает на насекомых тетя Клава.

Но главное украшение комнаты — большая русская печь. За нее женщина переживает особенно сильно. Ведь если вода подмоет дом снизу, то и печь просядет, а потом рухнет. Бабушка потчует нас вкуснейшими блинами с вареньем и черным чаем. В Каминском любят заварку покрепче.

Добрая женщина пригласила журналистов на блины

Добрая женщина пригласила журналистов на блины

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— А я знала, что мой дом не затопит. У нас ведь в 2016-м реку разливало, в 94-м и еще в сороковые года. И здесь было сухо, — объясняет бабушка.

Мудрые каминцы еще после сильного потопа в 40-е годы, а может и раньше, поняли, где лучше ставить дома и заселили все возвышенности. Но после войны село росло и увеличивалось. Начали застраиваться участки на земле пониже — и их накрыло особенно сильно.

20 КОРОВ НА БЕРЕГУ РЕКИ

Речь у местных людей уникальная — такого говора вы не встретите больше нигде. Они слегка окают и растягивают гласные, используют необычные слова вроде «пошто». На таком русском языке говорили могучие крестьяне, которые покоряли эти земли в суровые времена сохи и плуга. Александр — фермер, еще молодой мужчина. У него около 20 коров. И он продолжает нелегкий труд предков. У него кирпичный загар и светлое лицо, добрая улыбка — как у всех встреченных мною в Каминском людей. Говорят, что у Александра еще и золотые руки и он помогает всем пенсионеркам в округе.

— Летом рано приходится вставать, за коровами ухаживать, работать. Я привык, ничего страшного. А зимой и спать можно подольше, но в деревне всегда дела найдутся, — говорит о своей работе Александр.

Он как раз живет на пригорке. И вода не затронула ни чистых буренок, ни трактор мужчины, ни его дом. Но детей на всякий случай было решено эвакуировать. Со мной фермер общается вежливо и грамотно, а со своими, в коих он признал Валеру и Виталия, добрый русский мат льется течением Тобола. Но никакого зла в этом нет — так принято среди нашего крестьянства.

Жители пытаются спасти дрова, чтобы их не унесло течением

Жители пытаются спасти дрова, чтобы их не унесло течением

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

«ПРОШЛИ, СПРОСИЛИ У КОГО ДОМ ЗАСТРАХОВАН. НЕТ СТРАХОВКИ — ВСЕ»

Село делит на две части мощное течение — ногами его не пройти, можно утонуть. А вторая точка нашего маршрута, где дома родителей Валерия, лежит там. Троих здоровых мужчин, считая меня, надувная моторка не тянет, поэтому братья плывут вдвоем, рискуя напороться на скрытый под водой кусок забора или удариться о столб. Движок ревет, но работает.

Я пока иду к единственному обшитому сайдингом дому, что стоит на переулке Водопроводном. Здесь трудятся мужчины — трое поплыли через большой огород в сарай спасать куриц. Один, самый старший — пенсионер, остался перекидывать дрова из воды на кучу, чтобы не унесло течением. Отправляюсь с ними.

Мужчины пытаются спасти куриц

Мужчины пытаются спасти куриц

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

— В доме сухо, но я переживаю, что под обшивкой влага может скопиться и все гнить начнет. Снимать все летом придется, наверное. А компенсация — это так, слова. Никому мы тут не нужны в селах на самом деле. Прошли, спросили у кого дом застрахован. Нет страховки — все, — делится переживаниями Михаил, — село же загибается. Мы умрем и не будет его.

Мужчины в сарае — сын, племянник и зять Михаила. Все в забродниках и камуфляжных куртках. Подплывают с двумя мешками — в одном две тушки, утонули. В другом — пять живых, кудахчут. Им тоже нужно пробраться на другую сторону потока и проведать еще один дом. Но их надувная лодка с течением точно не справится. И только они пришли к выводу, что надо просить кого-то о помощи, как со стороны большой воды показалась крупная моторка с людьми в жилетах на ней — приплыли из соседнего села.

— Мужики, а подкиньте нас на ту сторону, пожалуйста, — просит родня Михаила.

Передвигаться можно либо в забродниках, либо на лодках

Передвигаться можно либо в забродниках, либо на лодках

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

На лодке не мнутся. Она большая, но и так загружена целой командой из шести человек. Троих просят ненадолго сойти на берег. Меня щедро берут с собой за компанию. Двигатель рычит и несет нас мимо затопленных по самые ставни домов. Бурное течение заставляет и этот катер пошататься и немного сойти с курса.

Приплываем к нужному дому с высоким крыльцом. Двор в воде, но в внутри, слава Богу, сухо. Неподалеку что-то делают на своем участке Валерий и Виталий. Для маленькой лодки мужчин бурное течение оказалось настоящим испытанием, но они справились.

СПАСЕНИЕ РЯДОВОГО «УРАЛА»

Весь день на другом берегу шла спасательная операция — водитель на тяжелом грузовике «Урал» проехал на одну сторону, а когда повернул обратно, застрял. Машина увязла в грязи и воде. Сначала на помощь пригнали гусеничный трактор Т-150. Не получилось. Тогда мужики собрали все тросы, привезли еще один тягач и погрузчик. Сделали сложную цепь.

— Да не получится, у них уже не первый раз трос лопается и все. Увяз «Урал». Надо ждать, пока вода сойдет — комментируют с берега мужики.

«Урал» застрял на обратном пути

«Урал» застрял на обратном пути

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Сцепка снова зашевелилась, заревели моторы. Т-150 от напряжения встает на дыбы. Не получается. И так весь день. Наконец, мужчины махнули рукой — «Урал» будет ждать окончания половодья. Операция провалилась.

КАК МЫ КОШКУ С ДЕРЕВА СНИМАЛИ

Мы сдули и погрузили в машину лодку, когда появилась идея глянуть на работу переправы — по главной дороге в село запустили трактор, который на прицепе тащит будку, где могут сидеть люди. Для истории профессионал-Валерий, который даже по пояс в ледяной воде стоял с тяжелым фотоаппаратом, захотел сфотографировать и знак въезда в Каминское. Неподалеку от него мы увидели зрелище, от которого сердце замирает.

Крепко обхватив дерево, над водой сидел кот. Домашний, толстый и красивый. Сам он выбраться бы никак не смог. Попытались подойти — но под обманчивой водной гладью еще метра два воды. Братья переглянулись. Виталий без тени сомнения пошел снова качать лодку.

— Сейчас как дед Мазай буду.

Крепко обхватив дерево, над водой сидел кот. Под ним было около двух метров воды

Крепко обхватив дерево, над водой сидел кот. Под ним было около двух метров воды

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

Виталий подплыл к несчастному котику, ласково успокаивая зверька. Мужчина протянул руки — бедолага не сопротивлялся. Всю дорогу он робко прижимался к спасателю. Но стоило опустить его на землю — рванул в закат, пробежал через лужу и наблюдал за нами с холмика у леса.

Фотокорреспондент «КП» Валерий Звонарев и спасенный кот

Фотокорреспондент «КП» Валерий Звонарев и спасенный кот

Пока мы снова скручивали лодку, трактор-паром двинул обратно в село. Из будки нам радостно махала женщина — та самая, которую сегодня утром переправили братья. Она едет домой — в Каминское, которое изо всех сил сопротивляется любому упадку — воде, уходу населения, всему. И пока живы эти добрые русские люди, будет жить и их село.

Фото: Валерий ЗВОНАРЕВ

К ЧИТАТЕЛЯМ

Присылайте сообщения в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники.

Viber/WhatsApp: +7-904-934-65-77

Также у нас есть канал на Яндекс.Дзен и Телеграм

Почта: kpchel@phkp.ru