Премия Рунета-2020
Саратов
-14°
Boom metrics
Общество31 октября 2023 5:53

Режиссер Алексей Усов: "Спектакль "Вий" для тех, кто читает Гоголя"

Прьмьера "Теремка" стала оригинальным прочтением известного произведения
Фото: ООО "Волга-Медиа"

Фото: ООО "Волга-Медиа"

Одной из заметных премьер начавшегося театрального сезона в Саратове стал спектакль "Вий" на сцене театра кукол "Теремок". Зрители увидели его в начале сентября. Действия разворачиваются вокруг всем хорошо известной истории про пана, которому предстоит три ночи подряд отпевать красавицу-ведьму, а она же непременно встанет и попытается его убить, призвав нечистую силу.

Режиссер-постановщик Алексей Усов в процессе постановки работал как с классическим сюжетом, так и с пьесой российского драматурга Нины Садур "Паночка". Ее материал не есть простое переложение на язык спектакля, а самостоятельное художественное произведение. Пьеса Садур – продолжение гоголевского «Вия», в котором ставятся новые вопросы, открываются другие линии в сюжете.

В спектакле можно выделить три группы героев. Первую составляют казаки во дворе сотникова дома, среди них Явнух, Спирид, Дорош. Они рассказчики (погружают в происходящее, именно у них чаще всего куклы), помощники (дают предметы Хому Бруту перед началом отпевания ведьмы), а также основные исполнители комедийной задачи. Далее следуют Хома Брут, Панночка и Хвеська. Стоит отметить, что персонаж Хвеськи отсутствует в оригинальной повести. Эти герои создают историю, на них лежит ответственность за содержание. Здесь наблюдается заметный контраст между Хвеськой и Панночкой не только через противопоставление «добро-зло», но и передаче состояния. Первой свойственны шутки, комичное положение, вторая же связана с серьезностью или сарказмом, глупости для нее не уместны. Через этих персонажей проходят комедия и мистика, соединяясь в пане-философе. К третьей группе можно отнести Панночку и его отца. С них начинается спектакль и заканчивается. Эти сцены есть у Гоголя как фрагменты, но не в представленной последовательности или выражении. Для данного спектакля они являются значимыми в том, что дают драматическое понимание сюжета, погружая в переживания сотника, ставя вопрос об отношениях отца и дочери, а также объясняя завершение истории.

«Вий» предстает не как привычный жанр ужасов, а как комедия. Во-первых, это достигается через сохранение важных сюжетных моментов, обыгрывающихся шутками, интонациями и действиями, что позволяет держать зрителя в напряжении, но при этом не концентрироваться на нем.

Любопытна новая сюжетная линия, включающая Панночку, пана-философа и Хвеську, где одна "губит", другая "любит". И если Панночка предстает в привычном образе, движимая желанием мести, то появление Хвеськи уравнивает положение. Она помогает философу, поддерживает его. В то же время через персонажей пана-философа и Хвеську продолжает развиваться тема взаимоотношений мужчины и женщины, их ролей в обществе, безусловно, не теряя юмористическую оболочку, подшучивая над стереотипами. При этом зритель узнает больше о самой панночке, ее ведьминской и человеческой сущностях. Сильное впечатление оказывает голос актрисы, который передает оба состояния, завораживая и околдовывая зрителя.

Режиссер использует в спектакле новые способы и инструменты для создания образов. Здесь уместно сказать о куклах, являющихся основой данного театра. Они есть не у каждого героя. Куклы отсутствуют у пана-философа, Хвеськи и сотника. Можно предположить, что те, у кого они есть, выступают в роли рассказчиков, имеющих свой взгляд на ситуацию. В таком случае присутствуют два мнения: народное и ведьминское. Однако это не говорит о том, что философ или другие герои не имеют своей позиции. Образ философа более действующий, зависимый, другие же дополняют каждую из сторон, при этом не пытаясь брать на себя роль "говорящих". Любопытным все же представляется момент, когда Хвеська начинает управлять одной из кукол казаков. Здесь и попытка высказать мнение, и взять шуточный реванш над мужчиной, который только и видит в ней "глупую бабу". Это касается первой группы кукол, вторая состоит из самостоятельного образа персонажа - ведьма-старуха, нападающая на пана-философа.

Постановщик предложил оригинальное финальное решение. Пан-философ не погибает, как у Гоголя и Садур, а выживает. Это становится возможным благодаря друзьям, которые спасают его от нечисти. Вий, как существо, есть скорее метафора. Зритель не увидит страшных образов или кукол. В произведениях Гоголя и Садур пан-философ представляется как человек, борющийся с ведьмой в одиночку. Он не справляется и проигрывает. В спектакле А. Усова пан не один, происходит разделение ответственности с друзьями, в роли которых выступают Хвеська, Явнух, Спирид и Дорош. Они не бросают философа, а придумают решение для его спасения, при этом им также требуется преодолеть себя.

Сочетание всех перечисленных факторов создает новое восприятие материала. В постановке не просто ставятся вопросы, но и даются ответы. "Вий" как спектакль о «силе и слабостях человеческого духа» показывает место Другого в нашей жизни. Усов создал историю о том, что даже в самой трудной ситуации юмор и близкие люди рядом способны изменить "историю" и помочь справиться со сложной ситуацией.

Интересное