Премия Рунета-2020
Саратов
+21°
Boom metrics
Что происходит29 января 2024 19:05

«Федра» и ее день рождения

Худрук «Балаганчика» отпраздновала день рождения на сцене
Фото: Театр Балаганчик

Фото: Театр Балаганчик

Художественный руководитель Саратовского театра драмы, музыки и поэзии «Балаганчикъ», блистательная ученица народной артистки России Риммы Беляковой, Елена Смирнова отпраздновала день рождения. Прекрасный повод напомнить о самом миниатюрном, энергетически и творчески наполненном театральном коллективе Саратова.

В этот день, 29 января, Елена Александровна вышла на сцену в спектакле Олега Загуменнова «Федра» по пьесе Жана Расина…

Действие происходит на фоне изображенных колонн древнего храма. На прозрачном стеклянном столике, что слева, сверкает кинжал. Центр сцены стрелой рассекает длинный черный стол. Он словно рубикон между жизнью и смертью или своеобразное зеркало (настолько переживания героев, которые ведут диалог по обе стороны стола, будут отражаться во взглядах друг друга). В спектакле преобладают три цвета: черный (пространство сцены), небесный (глаза царицы - настоящие озера безнадежности), кроваво-красный (полотнище шарфа Федры). И ни одного оттенка серого. Яркость спектакля отражает тот накал эмоций, которые, словно цунами, выплескиваются на зрителей и полностью их захватывают. Действие перенасыщено страстью, властью «смятения тягостного», предощущением смерти. Удивительно, но не отвлекают и не диссонируют с античным сюжетом современные костюмы и офисная мебель. Они, наоборот, делают более выпуклыми кипящие страсти, возведенные в степень принципы, бескомпромиссность внутренней совестливости. «Федра» предстает историей вне времени. Энергетика монологов пьесы, в которых эмоция развивается по спирали и в финале доходит до экстатического состояния, выразилась в главной метафоре постановки. Кровавый шарф Федры укрывает ее гибкий стан, позже он спиралью обовьется вокруг полуобнаженного Ипполита. Смирнова филигранно передает образ мятущейся Федры. Ее страсть насколько страшна в своем искушении, настолько и кристально чиста. Высший пилотаж русской психологической театральной школы - вот что показывают артисты труппы Елены Смирновой в каждом из спектаклей репертуара. Охваченная страстью, царица знает исход своих душевных пыток: «Кровь пятна яркие оставила на скалах, Колючие кусты - в соцветьях капель алых».

Эти слова о гибели Ипполита звучат в сознании с самого начала действия. Они слышны в откровениях недоумевающего и разбитого случившейся трагедией Тезея (Михаил Юдин прекрасен в новом амплуа), в полном страдания взгляде Эноны (поражает драматический дар Ирины Коротковой). Федра и ее наперсница несут гибельную страсть вдвоем. Этот дуэт существует в унисон на протяжении всего действия. Даже слезы в глазах этих античной красоты женщин закипают одновременно.

«Дуэтность» спектакля, придуманная Олегом Загуменновым, - еще одно бесспорное достоинство «Федры». Образ Ипполита во многом определяется тем, как он демонстрирует свои чувства к Арикии. В исполнении Александра Котелкова Ипполит - с легкостью идущий по жизни баловень судьбы. Такое прочтение образа позволяет судить, что постановщик на первый план причиной царицыных мук выводит не объект страсти, а саму страсть. Еще одна интересная параллель, которую проводит Загуменнов через весь спектакль: «Вознося мольбы богине Афродите», свой мучительный взгляд Федра обращает вдаль, за спины зрителей. Создается впечатление, что за вулканом страстей ты наблюдаешь вместе с обитателями Олимпа. Вернее, обреченными на бессмертие, на вечное созерцание людских переживаний. Ощущения непередаваемые и бесценные. Чтобы их испытать, спешите в «Балаганчикъ». С днем рождения, Елена Александровна!