Премия Рунета-2020
Саратов
-4°
Boom metrics
Общество14 февраля 2020 15:00

Бывший саратовец отстоял свой дом у дочерней компании «Транснефти» через ЕСПЧ

Его пытались заставить снести жилище из-за близости к нефтепроводу [фото, видео]
Дом, который построил Станислав Байкин

Дом, который построил Станислав Байкин

Бывший саратовец отстоял свои права в тяжбе с дочерней компанией «Транснефти». Для этого ему потребовалось несколько лет судов и обращение в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Станислав Байкин родился в Саратове, закончил СГУ, но переехал в Москву еще в середине нулевых. Там он женился, завел семью и решил перевезти в Подмосковье родителей. Для этого ему потребовался дом.

Станислав Байкин переехал в Подмосковье и завел семью

Станислав Байкин переехал в Подмосковье и завел семью

- Всей семьей решили продать родительскую квартиру в Энгельсе и на вырученные деньги купить землю и дом в Подмосковье, куда переселить моих родителей, чтобы они с внучкой рядом жили, — рассказал Станислав Байкин «КП-Саратов».

Земельный участок с недостроенным домом был приобретен в деревне Сафоновское Раменского района Московской области в феврале 2014 года.

Станислав Байкин перевел родителей в Подмосковье

Станислав Байкин перевел родителей в Подмосковье

- Местная администрация мне написала, что мне разрешение на строительство не нужно и поэтому градостроительный план тоже, — отметил Станислав.

Он продолжил строительство и в сентябре 2014 года зарегистрировал право собственности на новый дом. Туда он перевез родителей. И лишь в марте 2015 года Станислав Байкин узнал, что рядом проложен трубопровод «Транснефти». 20 мая компания потребовала в течение месяца снести дом, который стоит слишком близко к трубе — на расстоянии 72 метров вместо положенных 100.

С этого момента для Станислава началась череда судов. 30 июля компания подала иск в Раменский суд Московской области для признания дома самовольной постройкой, сноса и уплаты госпошлины. Иск был удовлетворен. Станислав Байкин обжаловал решение, но и на этот раз суд встал на сторону нефтяной компании.

Тем не менее владелец жилья не опустил руки. Он обратился в Европейский суд по правам человека, который 11 февраля вынес решение в его пользу. Снос дома не является обязательным. При этом государство также должно выплатить 2 тыс. евро (по состоянию на 14 февраля 2020 года это составляет около 137 тыс. рублей).

Станислав Байкин обратился в ЕСПЧ

Станислав Байкин обратился в ЕСПЧ

Немаловажным обстоятельством ЕСПЧ счел резолюцию Общественной палаты России от 21 апреля 2017 года, которая касается как раз сноса жилищ вблизи нефте- и газопроводов.

- 21 апреля 2017 года Общественная палата (Oбщественная палата), общественный консультативный орган, провел круглый стол по проблеме судебных разбирательств, связанных со сносом жилищ, расположенных вблизи газо- и нефтепроводов. Он отметил, что этот судебный процесс имел место почти в трети регионов России и что он вызвал социальную напряженность и недоверие со стороны граждан по отношению к властям; что в подавляющем большинстве случаев суды удовлетворили иски компаний, эксплуатирующих опасные установки; что единственным фактором, который суды считают уместным, является положение жилищ в защищенном районе или в зоне минимальных расстояний; что владельцы жилищ вообще не получали никакой компенсации. Гражданская палата рекомендовала, в частности: установить концепцию «зоны минимального расстояния» в нескольких законах и подзаконных актах; установить в земельном кодексе ограничения в отношении реальных прав на землю, расположенную в районах на минимальных расстояниях, например ограничения в отношении реальных прав, действующих на землю, расположенную в охраняемых районах; регистрировать в едином реестре и в государственном кадастре информацию, касающуюся не только охраняемых территорий, но и районов с минимальным расстоянием; добросовестно предоставить компенсацию владельцам в случае распоряжения о сносе их домов, расположенных вблизи газо- и нефтепроводов, — говорится в решении Европейского суда по правам человека.