Звезды

Пожар в Нотр-Даме: «Если какой-нибудь из замковых камней упадет, разрушения примут невероятный масштаб»

Искусствоведы и историки оценили масштаб пожара в главном соборе Франции
Это катастрофа цивилизационного масштаба. Не только для французской, не только для европейской, но и мировой цивилизации

Это катастрофа цивилизационного масштаба. Не только для французской, не только для европейской, но и мировой цивилизации

Фото: REUTERS

В прямом эфире радио «Комсомольская правда» наши журналисты связались с крупнейшими российскими историками архитектуры и директорами музеев, попросив их рассказать о значении собора Парижской Богоматери и об ущербе, который мог нанести символу Парижа произошедший в нем пожар.

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, директор Петергофа:

- Оценивать ущерб пока трудно. Но Нотр-Дам - уникальный памятник культурного наследия. Это такая энергетика памяти… Я вспоминаю замечательное стихотворение Мандельштама «Нотр-Дам», там есть чудесные слова: «Души готической рассудочная пропасть…» И вот сейчас на глазах всего мира эта готическая душа летела в пропасть.

Алексей КЛИМЕНКО, историк архитектруры:

- Это катастрофа цивилизационного масштаба. Не только для французской, не только для европейской, но и мировой цивилизации. Самое ужасное, что от невероятной жары могли пострадать конструкции собора. Там все построено на нюансах. Это сцеплено инженерно очень тонко. Главное в арочных структурах - замковые камни, распоры, которые удерживают конструкцию. Если не дай Бог, какой-нибудь из замковых камней от жара упадет, это может пойти по всему верху здания, и разрушения примут невероятный масштаб. Все сводчатое покрытие собора во всю его длину может пострадать.

Михаил МИНДЛИН, директор музея Андрея Рублева:

- Нотр-Дам - это один из главных художественных шедевров мирового культурного наследия. Он вошел во все учебники мира. Пожар в таком соборе - это что-то невероятное, недопустимое. Каждый собор такого уровня - это выдающийся архитектурно-художественный ансамбль. Невозможно даже выделить какую-то особую ценность, деталь или хранившуюся там картину - там все бесценно.

Если говорить о российских храмах и музеях - то, например, в нашем, являющимся особо ценным объектом национального наследия, существует не только круглосуточная охрана, но и круглосуточный пост МЧС. Мне хотелось бы еще большей степени защиты всех уровней. Но, конечно, не у всех российских музеев есть и то, что есть у нас…

Сергей ЗАГРАЕВСКИЙ, искусствовед, академик Российской академии художеств:

- Несомненно, все будет восстановлено. Понятно, что потребуются большие деньги, серьезная реставрация, но проблема не в этом. Я считаю, это черный день мировой культуры. Потому что если загорелся Нотр-Дам, шедевр, находившийся под такой охраной, до такой степени известный во всем мире - значит, в любом музее смогут сказать: «Ребят, ну вот у меня что-то загорелось, у меня украли картину. Так ведь и Нотр-Дам загорелся!»

Собор, как любая недвижимость, страхуется и от вандализма, и от пожара. Я допускаю здесь варианты абсолютно любые, в том числе криминальные. Не будем забывать: во Франции нестабильная политическая обстановка, «желтые жилеты»… Это ведь те же люди, которые работают там рабочими на реставрации! Не будем забывать, что такой вариант тоже не исключен.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Как горела история Франции: Макрон под искрами и спасенный Терновый венец

Собор Парижской Богоматери восстановят всем миром (подробности)