Премия Рунета-2020
Казань
+14°
Boom metrics
Звезды4 апреля 2016 11:41

Jadidfest: чем живет татарский мейнстрим

«Комсомольская правда» узнала, кто готовит веганские беляши, каких женщин любил Такташ и какая связь между Кутуем и феминизмом

Фото: Рамиль ГАЛИ

Нетипичный фестиваль моды и литературы прошел на минувших выходных в Казани. Jadidfest – это совершенно новый формат даже для такой насыщенной разными событиями республики, как Татарстан. Корреспондент «Комсомольской правды» стал одним из тех счастливчиков, которым удалось побывать на фестивале и одним из первых проникнуться его необыкновенным духом.

МЕСТО ВСТРЕЧИ

На Кремлевской не протолкнуться. В глаза светят софиты, которые выхватывают из прилавков букинистическую лавку, атласные тюбетейки, разноцветные колье с мечетью, серьги с татарским орнаментом, свитшоты с татарскими надписями, тряпичные куклы в аккуратных платках.

Среди вкусностей: деревенский мед, пирожные с клубникой и ежевикой, халяльный ароматный плов и веганское раздолье: бургеры, сэндвичи и даже национальная кухня: бэлеш с эчпочмаком.

Продавец настойчиво предлагает конверт с велосипедом, одно из колес заменяет татарстанский герб. Через пару минут прошу улыбчивого товарища остановиться и повторить то же самое на русском. Не смущается.

Фото: Рамиль ГАЛИ

- У тебя же есть друзья-татары в России? А за рубежом? Порадуй их!

Чисто русскоязычной публики меньшинство, но об их удобстве тоже думают. Все слайды на лекциях (про детский кризис, татарскую моду и др.) – на русском.

Фестиваль условно разделен на три части: дизайн-маркет (Казань, Москва, Набережные Челны и т.д.), лекции (литература и семья) и арт-перфоманс «Такташ-нонстоп» (3-часовая декламация произведений известного татарского поэта).

Председатель Всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин говорит, что важно продвигать и создавать городскую татарскую культуру - при этом более демократично развивать повседневную моду, а не, например, сценические костюмы татарской эстрады.

Фото: Рамиль ГАЛИ

- В городе много интересных татарских сообществ. Проходят акция «Я говорю по-татарски», мы предоставляем сцену и татарской альтернативной музыке. Четыре года назад проводили «Сенной базар», пригласили сначала 10 человек, потом 25, а прошлом уже около 60 только тех, кто делает что-то по-татарски.Формат показал себя успешно, собрав сообщество дизайнеров. Jadidfest стал продолжением. Джадиды в конце XIX века были реформаторами, теми, кто смотрел на культуру по-другому, хотел ее двигать вперед.

- Городская татарская культура отстает от русской?

- Сложно сравнивать. Дизайн-маркет не придуман в Казани, это общемировой тренд, все делают эти гараж-сейлы, ярмарки. Есть понятие «глокал» - когда соединяется глобальное и локальное – это то, чем мы занимаемся. Мы хотим апробировать общеизвестные форматы. Вы заходите и чувствуете себя в привычной обстановке, но содержание татарское.

- Сложно татарским модникам найти одежду?

- Мне кажется и русского не хватает. Разве есть дизайн-маркет со стилизованными кокошниками? Даже если так, они не позиционированы как русские. Хочется думать, что мы единственные в своем роде. Нам важен культурный код, важно сделать его модным, а не то, сколько заработаем. Нельзя сказать, что это «тусовка» татарских хипстеров. Мы открыты для всех, независимо от национальности.

ХИПСТЕРЫ В ОРНАМЕНТАХ

Фото: Рамиль ГАЛИ

Мира Рахмат представляет казанский бренд, существующий с 2015 года. Пончо, тренч, жакет, джинсовое платье – «casual» с татарским акцентом.

- Берут модники, хипстеры, любители всего татарского. Бывает, приходят те, кто не знает ничего про татарский орнамент, просто нравится. Если крой стандартный, то вышивку делаю обязательно, иногда крою на основе татарского костюма – открываю книгу, могу выбрать что-то из крестьянского образа или из высших сословий XIX века. Я бы рада делать дешево и в большом количестве, но вышивка и ткани в Казани обходятся недешево.

Айгуль представляет семейную мастерскую из Ташкента, которая шьет изделия ручной работы с тамбурной вышивкой для любителей этники и не только. Сапожки с татарскими и узбекскими узорами, наверное, выглядят здесь менее всего в духе «casual».

- Тюльпаны считаются татарскими цветами, но растительность вообще свойственна всем восточным культурам, поэтому разделять не совсем правильно. В Узбекистане таких изделий больше, девочки с детства воспитываются в такой среде, умеют вышивать, зарабатывают этим. Вы не думайте, что все так ходят, просто ручной труд больше развит, там такая же современная жизнь, как у нас в Казани. Высокие ичиги изготовляют от 4 до 5 месяцев – каждый стежок сделан вручную, используется натуральная кожа, винтажные ткани, нитки на основе шелка и хлопка, никакой синтетики. Сейчас стиль «бохо-шик» набирает обороты, поэтому мы сделал коллекцию круглых сумок в прошлом году – очень популярны в черном цвете. В Казани молодежь одевается ярко и стильно. Насчет хипстерства – это уже стало мейнстримом: сбривание висков, например.

Фото: Рамиль ГАЛИ

КУТУЙ И ФЕМИНИЗМ

- Какая связь между «Неотосланными письмами», феминизмом и Кутуем? – Лилия Исхакова,изучающая этно-социологию, расположилась в кресле возле вешалки «кием-crossing» (в простонароде – обмен одеждой). Пока публика примеряет шарфы, ветровки и шляпы, мы возвращаемся к только что прочитанной лекции.

- Когда говорят про татарскую литературу и татарскую женщину в начале века, есть стандартные образы. У того же Галимджана Ибрагимова бедная татарка, над которой всячески издеваются, все традиционалисты-консерваторы не дают ей вырваться…Подобные произведения популяризированы, а мы захотели взять произведения, на которые давно махнули рукой, сказав, что это соцреализм. Посмотрели по-другому. У Кутуя поднимается женский вопрос, другое дело, что он идеологизирован, что там есть слова про государство. Но если чисто по-женски посмотреть, он же смог шикарно передать психологию женщины. Может быть феминизм – это как раз тот аспект, на который мы сделали акцент и решили вынести это на публичное обсуждение. Нужен был оживленный взгляд. А иначе как черпать что-то новое? Кто-то вообще говорит, что с 1917 года, когда пришел социализм, история феминизма в России обрывается. У нас нет претензий на фундаментальность, но если у кого-то родился вопрос, идея – это наша цель. Мы тоже начали лекцию с вопроса «О чем это произведение», постарались развенчать миф, что это «лав-стори».

- А какой сейчас стереотип о татарской женщине? Сидеть дома у плиты?

- Феминизм как никогда актуален. Сегодня быть просто дохозяйкой – значит проиграть, если ты не образована, не выдержишь конкуренцию. Нужно воспитывать конкурентоспособное поколение. Из синергетики идет «упорядоченный хаос» - будь дипломированной домохозяйкой, которая элементарно поймет, что показывать по телевизору детям, а что – нет. Есть контингент, выбирающий таких упрощенных женщин, которые не будут задавать вопросы, «наседок». А я родила ребенка не для того, чтобы его воспитывал кто-то другой – это не в моих интересах. При этом мне тоже нужно не выпадать из жизни, профессиональной деятельности, потому что этот «упорядоченный хаос» - сегодня так, а завтра по-другому.

Фото: Рамиль ГАЛИ

ТАКТАШ И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ

Музыкант и журналист Радиф Кашапов весь день за ноутбуком упоенно ставит татарскую музыку от 60-х до нулевых. А в перерыве читает лекцию «Такташ, 115 фактов о нем и о его женах». Например, рассказывает о том, что Тактушу вообще-то 118, а не 115 лет, или однажды Хасан Туфан и Хади Такташ решили жениться - поэт сделал предложение первой же встречной красавице, или что до 22 лет творец сжигал стихотворения (думал, что пишет хуже Габдуллы Тукая) или что Хади говорил на мишарском диалекте, а писал на арабском. Радиф задался целью популяризировать литературу не меньше дизайн-маркета.

- В 11 классе я с учительницей спорил, что Такташ писал порой белые стихи. Он был мне близок по своей переменчивой натуре, эмоциональности, словарю. В этом году Такташу 115 лет, но это особо не празднуется. У него вообще история юбилеев не однозначная: его то печатали, то не печатали, то забывали, то заново вспоминали. И музея до сих пор нет и памятника, скандал был, когда его могилу потревожили на «Аллее чекистов». Я не старался сделать какую-то искусствоведческую статью, анализ творчества, я хочу показать его с точки зрения обычного человека, жителя 20-30-х годов. Такой мощный поток информации, начиная от того, когда он родился, кто его родители. Слышал, некоторые ворчат, что я какую-то беллетристику буду выдавать или «попсу». Я думал, что все будет легко, но на самом деле уже две недели абсолютно погружен в это. Для меня невероятный опыт.

- Почему в названии - лекции про жен?

- Я знаю, что это всех цепляет.. Это магия – обеих жен звали Гульчира. Я как человек творческий знаю, что женщины очень влияют: если человек счастливый он творит так, если нет –иначе. Когда говорят про жен поэта, возникает сразу Лиля Брик Маяковского, а здесь просто рассказ о том, как люди жили в это время, у обеих жен сложилась странная судьба. Одна была министром юстиции в Узбекистане, сидела за взятки, случайно умерла от какого-то лекарства. Вторая тоже погрузилась в глубокую депрессию и с трудом из нее вылезла.

- С кем можно сравнить из русскоязычных авторов?

- Мы всегда говорим, что Такташ – это наш Маяковский, но есть мнение, что к нему ближе Есенин – все громкие стихи он писал скорее за деньги. Я бы не стал сравнивать. Вообще суть всего мероприятия – чтобы нас ни с кем не сравнивали. Мы сами по себе. Нужно находить у нас что-то новое, а не искать новое. Мы не про аналоги – мы про самобытность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Казань проведет Международный фестиваль юмора