Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Происшествия6 ноября 2015 13:30

«Черный ящик» не высветил истину

Расшифровка первого бортового самописца не выявила каких-то проблем на борту до момента прекращения записи
Авторы (2):
Александр ВОСТРОВ
Cпециалисты завершили расшифровку данных параметрического самописца «Аэробуса».

Cпециалисты завершили расшифровку данных параметрического самописца «Аэробуса».

Фото: REUTERS

Глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что специалисты завершили расшифровку данных параметрического самописца «Аэробуса». Однако близкие к следствию источники сообщили «Комсомолке», что это не помогло прояснить картину трагедии. Располагавшийся в хвосте прибор зарегистрировал абсолютно нормальную работу всех систем вплоть до трагической 23-й минуты полета, после чего все сигналы одновременно прервались. Эксперты предполагают, что кабели, которые тянутся к самописцу через переборки и силовые конструкции фюзеляжа, могли мгновенно оторваться вместе с хвостовой частью лайнера.

Нерадько подчеркнул, что выводы можно будет сделать лишь после того, как обломки А321 вывезут в Россию и выложат в полноразмерный макет. Сейчас же все силы брошены на расшифровку второго черного ящика - речевого самописца, находившегося в кабине пилотов. Прибор сильно поврежден, и сейчас над ним колдуют специалисты. Удастся ли им восстановить истину и прибор, мы спросили у исполнительного директора Общества независимых расследователей авиационных происшествий Валерия Постникова.

- В современных «черных ящиках» все гораздо надежней и проще, чем на старых моделях, - рассказывает Валерий Постников. - Если самописец после аварии остался целым, он через кабель подключается к считывающей наземной аппаратуре и вся информация с него скачивается, как с флешки.

- Почему на «Аэробусе» запись могла вдруг резко оборваться?

- Самописец ведь не с воздуха пишет. К тому, что находится в хвосте, например, провод тянется по всему фюзеляжу. Если он оборвался по какой-то причине - записи не будет. Видимо, на «Аэробусе» произошло нечто, оборвавшие разом все эти провода.

- Кто опознает по голосам на этих записях пилотов? Машина или человек?

- Приглашаются люди из компании, которые идентифицируют голоса пилотов. Более того, специалисты много раз прослушивают не только голоса, фразы и команды пилотов, но и отдельные шумы. По ним тоже можно делать определенные выводы. Во Франции приходилось бывать в тамошнем бюро расследований, которым руководил французский армянин Поль Луи Арсланян. Когда мне показали их акустическую лабораторию, я был в шоке. Там стоит оборудование, которое позволяет по дыханию пилотов на записи делать анализ их психологического состояния! Настолько чувствительная аппаратура. Позволяет выявить любые нюансы. Хотя и в нашем МАК тоже великолепная лаборатория.

Расшифровка первого бортового самописца не выявила каких-то проблем на борту до момента прекращения записи

Расшифровка первого бортового самописца не выявила каких-то проблем на борту до момента прекращения записи

Фото: REUTERS

- Бывает, после расшифровки «черных ящиков» из фрагментов разбившегося самолета собирают «модель», чтобы дополнить информацию о причинах катастрофы. Это в каждом случае происходит?

- Нет, в не в каждом. Иногда в этом просто нет необходимости. Бывают десятки случаев, когда оба самописца дают исчерпывающие ответы и уже предельно ясно, как развивалась ситуация: траектория есть, все датчики есть и все эти события складываются в общую картину и не оставляют вопросов.

- Есть несколько версий того, что произошло в небе над Синаем. Вы к какой склоняетесь?

- А есть только три возможные причины, по которым самолет мог вот так развалиться в воздухе. Столкновение с другим самолетом, взрыв или некая сверхнагрузка, которая привела к разрушению конструкции.

В современных «черных ящиках» все гораздо надежней и проще, чем на старых моделях

В современных «черных ящиках» все гораздо надежней и проще, чем на старых моделях

Фото: REUTERS

- Одна из самых популярных сейчас версий — все-таки теракт.

- Это могло быть так. Но, как вы знаете, представители Египта официально отвергают эту версию. Отмечу, что по нормативной базе ИКАО (Международная организация воздушной авиации, - Авт.) расследование авиакатастрофы ведется следующим образом: председателем комиссии по расследованию становится государство, на территории которого произошло данное авиационное событие - это Египет. В комиссию также входит страна-эксплуатант (Россия), страна-изготовитель и разработчик (это Франция и частично Германия), и страна регистрации - (Ирландия). То есть, первое слово все равно за Египтом. Но если выводы расследования покажутся одной из сторон неправильными, она может отказаться подписывать итоговые документы. В таком случае у такой страны есть возможность написать свое особое мнение. Председательствующее в комиссии государство обязано в течение 60 дней дать ответ, обосновать выводы или согласиться с доводами другого члена комиссии. И так - пока все стороны не придут к полному согласию в результатами расследования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Следственная комиссия Египта: крушение А321 произошло из-за взрыва в двигателе

Причиной авиакатастрофы А321 на Синайском полуострове стал взрыв в одном из двигателей. Эту версию крушения подтверждают данные с бортовых самописцев российского самолета, сообщает ТАСС со ссылкой на египетские СМИ.

- Что именно спровоцировало взрыв, установит специальная техническая лаборатория, а также результаты осмотра места крушения и тел погибших, — сообщили источники в следственной комиссии Египта (подробности)

ВЕРСИИ

Пилот-инструктор, обучавший экипаж А-321: «Айрбас» слишком умный самолет, его просто так не уронить

Анатолий Лебедев обсудил в эфире Радио «Комсомольская Правда» версии трагедии и раскрыл секреты подготовки лётчиков.

- Анатолий, вы, как инструктор, переучивали этот экипаж?

- Да, в 2013 году я был на должности пилота-инструктора в «Когалымавиа» и Сергей Трухачев, второй пилот экипажа данного лайнера, был моим стажером. Валерия, командира экипажа, я тоже знал, конечно. Если вкратце говорить о них, это были профессиональные люди, которые знали свое дело (подробности)