Спасение электротранспорта в Саратове: проезд повысят, автобусы-«дублеры» уберут, а водителей оставят без обедов
Фото: Роман ЗЛОБИН
О том, что троллейбусы и трамваи у нас старые и никудышные не говорит только ленивый. Но когда нависла угроза того, что электротранспорт остановится, многие забеспокоились: ну и пусть плохонькие, главное чтобы ходили! В последний раз отключить свет на СГЭТе за долги грозились неделю назад - в понедельник на пару часов даже встал троллейбус №7.
Убыточным предприятием «СГЭТ» является уже не первый год — предприятие за несколько последних лет серьезно затянуло пояс — все кроме водителей работают по четырехдневной рабочей неделе, персонал сократили на четверть, а о ремонте подвижных составов там уже не думают. Это при том, что изношенность троллейбусов у нас составляет 70%, трамваев — 90, а контактной сети 82.
Проблемы «СГЭТ» и пути спасения троллейбусов и трамваев города обсудили на постоянно действующем совещании в региональном правительстве.
На сегодняшний день Кировскому трамвайному депо приостановлена поставка электроэнергии. Кроме того, в городе не работает сеть по продаже льготных билетов.
- Остался только один центр по реализации льготных проездных, на Большой Казачьей, - объясняет руководитель «СГЭТ» Роберт Виньков. - С тех пор количество граждан, покупающих билеты сократилось почти на 50 процентов — если раньше в месяц продавали порядка 75 тысяч, сейчас это около 40 тысяч проездных. Причиной бедственного финансового положения чиновники называют несоответствие размера компенсации льготным пассажирам, которая была установлена еще в 2009 году, и с тех пор не пересматривалась.
Фото: Роман ЗЛОБИН
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Рекомендации администрации
Свои рекомендации по выводу «СГЭТ» из кризиса озвучил замглавы администрации Саратова Дмитрий Федотов. Первым пунктом значится приведение стоимости льготного билета к экономически-обоснованной цене. Как отметил чиновник, делать это необходимо поэтапно в течение трех лет.
Еще одна вынужденная мера - повышение тарифов на проезд. Сейчас себестоимость одной поездки в трамвае и троллейбусе - 18 рублей.
- Второй нашей рекомендацией является оптимизация транспортной маршрутной сети, - рассказывает Федотов. - Тут два варианта. Первый: сокращение количества трамвайных и троллейбусных маршрутов, которые приносят больше всего убытков. Для этого необходимо внимательно рассматривать каждый маршрут в отдельности. Уже сейчас могу сказать, что это 4, 5, 6, а также 7 и 11 троллейбусы. Но, если мы на это пойдем, то за пару лет мы потеряем и контактные сети и рельсовый путь — их необходимо будет либо демонтировать, либо охранять, что тоже затратно. Вторым направлением чиновник назвал сокращение действующих маршрутов.
Тут надо учесть, что Саратов довольно сложный в транспортном смысле город.
- У нас два крупных района, Заводской и Ленинский связаны двумя крупнейшими транспортными артериями — улицей Чернышевского и 50 лет Октября. Возможностей по прохождению транспорта по другим улицам физически нет. Надо учитывать и то, что сеть трамваев и троллейбусов строились еще в советские времена и она на сегодняшний день в полном объеме потребности растущего населения не удовлетворяет. У нас огромное количество микрорайонов находятся таким образом, что до них сеть не доходит, - отметил Федотов.
Что еще?
- Сокращение выпуска троллейбусов и трамваев на маршруты в часы между «часами пик»,
- Исключение из штата 80 человек,
- Уменьшение затрат на комплектующие,
- Ограничение доставки горячего питания водителям,
- Сокращение некоторых конечных остановок электротранспорта (например «Химкомбинат»).
Фото: Роман ЗЛОБИН
Рекомендации минтранса
Министерство транспорта Саратовской области также подготовило свои рекомендации. В частности, одним из пунктов стало сокращение автобусов, дублирующих маршруты трамваев и троллейбусов.
- Некоторые автобусы дублируют маршруты электротранспорта до 95 процентов, - рассказал глава минтранса Николай Чуриков. - В качестве примера могу привести троллейбус №3, который на 95% дублирует автобус №9. Троллейбус №7 на 90% дублируют 13 других маршрутов, а трамвай №2 — 12 автобусов с процентом дублирования от 75 до 90 процентов.
По словам главы ведомства, необходима ревизия автобусных маршрутов, расположенных параллельно трамвайным и троллейбусным маршрутам, которую минтранс рекомендует провести горадминистрации.
- Такая оптимизация поможет увеличить сбор выручки «СГЭТ», - считает Чуриков. - За последнее время с улицы Московской было снято 18 автобусных маршрутов, что повысило конкурентоспособность электротранспорта.