Фото: Роман ЗЛОБИН
Когда-то (кажется, что буквально вчера) «Комсомолка» писала про закрытие старого саратовского моста на ремонт: «шесть месяцев, полмиллиарда рублей и 40 километров в объезд». К счастью, мы ошибались. В чем и почему мы этому рады — давайте разбираться вместе.
Например, про 40 километров в объезд. Для многих жителей оказалось, что с закрытием моста добираться до работы из Энгельса в Саратов стало гораздо проще. Автобусы на Лесозаводской больше не стояли в вечных утренних пробках, а значит время в пути сократилось (верите или нет) в два раза. Впрочем, у автомобилистов своем мнение. А как вы пережили закрытие моста? Пока раздумываете над комментарием — идем гулять по мосту с нами.
В день открытия движения по «горбатому» мы не только увидели красочную церемонию, на которой побывал, наверное, весь город, но и прогулялись по мосту днем — чтобы посмотреть, как идут последние приготовления.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Ветер, по-настоящему сбивающий с ног и до предела надувающий флаги — вот кто был хозяином на мосту за несколько часов до открытия. Исчезли толпы пляжников, раньше смело гулявшие по проезжей части, нет десятков строителей, трудившихся круглые сутки.
Зато — осталась абсолютно неизменной красавица-река, на которую тем более приятно смотреть, облокотившись на новенькие перила, слабо пахнущие свежей краской.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Легкое «бух-бух» совсем не похоже на тот грохот, что издавали деформационные швы раньше. Если вы еще не успели выучить, что это, объясняем: между пролетами моста есть зазоры, они позволяют мосту «дышать»: ведь бетон при перепадах температур сжимается и расширяется. Деформационные швы прикрывали эти зазоры, но пришли в негодность — особенно три больших, те, что были на поверхности. Теперь их сняли и установили новые.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Кое-кого на мосту в тот день мы все же встретили. Рабочие снимали последние знаки предупреждающие о том, что на переправе ведется ремонт и заменяли их на простые таблички «р. Волга». Согласитесь, весьма символично.
Правда, мы все ждали, что произойдет это 1 ноября, а не на два месяца раньше. Не нарушили ли ради «гонки» правила? В минтрансе уверяют, что нет. 1 ноября изначально обозначалось как самый максимальный срок окончания ремонта, а рабочие еще в апреле шли с опережением графика.
- Сократить срок удалось благодаря привлечению дополнительных мощностей компанией «Волгомост» — работали и Мостотряд № 8 и Мостотряд из Астрахани, бригады всех подрядчиков трудились круглосуточно. Постоянно велся контроль, как за ходом работ, так и за качеством поставляемых материалов: все они исследовались в лаборатории, - заверил министр транспорта и дорожного хозяйства региона Николай Чуриков.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Впрочем, несмотря на то, что мост полностью готов для открытия движения, это не значит, что ремонт на нем прекратится.
Общая сумма, выделенная из бюджета на обновление «горбатого» в этом году - 461 миллион рублей. Сейчас работы выполнены на 420 миллионов. Что с остальными деньгами? Их потратят до 1 ноября. Например, до этого срока должны исчезнуть деревянные мостки на тротуарах — сейчас они закрывают прогалы на месте деформационных швов: из 64 металлических конструкций еще нужно смонтировать 62. А также: восстановить возле них фрагменты парапета, завершить монтаж водоотводных трубок и продолжить покраску бордюров.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Но и на 2015 год работы останутся. Например, провода, что так неживописно свисают с энгельсской стороны, аккуратно спрячут на новые кабельные мостики. Также строители займутся и нижней частью моста — нужно выправить несколько опор. Но эти работы никак не повлияют на транспорт. А всего ремонт обойдется в 552 миллиона рублей.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Ну а пока — на мосту идут последние приготовления. Нам удалось застать пиротехников, которые готовили «огненные фонтаны» - их установили прямо на тротуарах моста. Как они выглядели? Немного терпения — и узнаете.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Темнеть только начало, а возле причалов уже собирается народ — с 8 вечера здесь идет концерт. Почему именно здесь? С Набережной будет лучше видно световое шоу — но обо всем по порядку.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Дмитрий мост пересекает каждый день — живет в Саратове, а работает в Энгельсе. Так что попустить открытие никак не мог — пришел на него вместе с женой Светланой и детишками: Иваном и Марьей.
- До ремонта дорога была разбитая, транспорт двигался медленно, из-за этого были большие заторы, - говорит Дмитрий. - А сейчас автобусы поехали явно быстрее, так что думаю, что после ремонта будет гораздо проще. Главное — чтобы на мост не пустили потом большегрузы, потому что они и разобьют его быстро, и пробки будут создавать.
Фото: Роман ЗЛОБИН
А тем временем, на Славянской площади собралась уже целая толпа — и это за час до открытия моста!
Фото: Роман ЗЛОБИН
«Важно соблюдать технику безопасности!» - с ходу и не поймешь, откуда доносятся эти слова: то ли организаторы наводят порядок, то ли это старая лента кинохроники, которую крутят на больших экранах. Пока готовится шоу, горожане могут посмотреть, как полвека назад строился мост.
Фото: Наталия КУДРЯШОВА
“Стойте смирно, снимаю" - столько кадров в минуту на саратовском мосту, пожалуй еще не делали! На фоне «горбатого» сфотографироваться хотели абсолютно все.
Фото: Наталия КУДРЯШОВА
Не заметить в толпе эту компанию было просто невозможно:
- Называется это приспособление «джолли джамперы», по сути это подобие сухожилий кенгуру, - спускается к нам «с небес» Никита Рябко. - Последнее время джамперы — мой главный способ передвигаться по городу. На мост, правда, еще не заходил, но обязательно это сделаю после открытия.
Фото: пресс-служба Правительства Саратовской области
А тем временем, на сцене начинается официальная часть. Губернатор области Валерий Радаев поздравляет строителей, принимавших участие в ремонте моста:
- Буквально через несколько минут по мосту возобновится движение автотранспорта, хотя должно было это произойти лишь в ноябре, - отметил губернатор. - Но строители, понимая важность моста для жителей сразу двух городов, - а это десятки тысяч автомобилей в день и сотни тысяч пассажиров, - с первых дней трудились с опережением графика – день и ночь. Впереди у них еще несколько серьезных этапов реконструкции объекта. Но главное – сделано: движение – восстановлено, берега Волги вновь соединены! От имени правительства области выражаю сердечную благодарность жителям Саратова и Энгельса за терпение и поддержку, а строителям – за высокое качество и ударные темпы работ.
Фото: Елена СТЕПАНОВА
“Движение по мосту разрешаю", - произносит губернатор и вся площадь наполняется треском, гулом, запахом бензина и мельканием шлемов. Первыми по мосту поехала колонна байкеров.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Начинается шоу. А мы на время замолкаем.
Фото: Роман ЗЛОБИН
Фото: Елена СТЕПАНОВА
- Это же «девятка»? Посмотри, даже номер сзади тот самый! - вокруг стоит удивленный гул. И пусть вас не обманывает отсутствие «рогов» - они есть, просто приспущены. Ведь троллейбус этот особый, бесконтактный, и часть пути может преодолевать на аккумуляторах. На нем на другой берег отправились чиновники во главе с губернатором.
- Если бы я писала статью о сегодняшнем вечера, то так бы ее и назвала: "Троллейбус №9”, - довольно произносит женщина за моей спиной. Ваше желание, незнакомая дама, отчасти исполняю.
Фото: Наталия КУДРЯШОВА
Кто выше заберется? С папиных плеч видно все — и мост, и фейерверки и даже троллейбус, который когда-то исчез отсюда - задолго до того, как эти карапузы появились на свет.
Фото: Наталия КУДРЯШОВА
А тем временем министр транспорта и дорожного хозяйства Николай Чуриков помогает Марине Алешиной, главному федеральному инспектору по области, сойти с троллейбуса. "Девятка" побывала в Энгельсе и вернулась.
- Первая поездка по мосту прошла хорошо, - поделился потом с "КП" Николай Чуриков. - Правда, бесконтактный троллейбус был выпущен в единственном экземпляре, а поездка эта была устроена в честь открытия моста и запуск такого маршрута пока не обсуждается.
Фото: Наталия КУДРЯШОВА
Теперь на тот берег поедут обычные автобусы — целая очередь 284-тых уже поджидает горожан. Все, правда, хотят уместиться в самый первый: исторический рейс, как никак.
Фото: Елена СТЕПАНОВА
Мост официально открыт — второй раз в своей биографии. Между прочим тогда, в далеком 1965 на него тоже высыпала целая толпа горожан — жители Саратова и Энгельса встретились на середине самого длинного (на тот момент) моста в Европе и обменялись рукопожатиями.
Фото: Елена СТЕПАНОВА