Общество12 июля 2014 20:00

Стоит паровоз, не стучат тут колеса

Из-за конфликта с железной дорогой музей "Забытая станция" в Энгельсе фактически прекратил свое существование
Сейчас весь музей сжался до размеров маленькой комнатки

Сейчас весь музей сжался до размеров маленькой комнатки

Фото: Дмитрий КОЗУРОВ

Зданию железнодорожной станции "Покровск" больше ста лет, построено оно было еще в 1885 году. Когда-то тут кипела жизнь: пассажиры простаивали в очередях за билетами, каждый день прибывало и отправлялось до десятка поездов. Видели эти стены и более необычные вещи. Например, во время гражданской войны тут не раз ремонтировали бронепоезд.

Однако со временем все изменилось. После строительства железнодорожного моста через Волгу куда удобней оказалась станция "Анисовка" на другом конце Энгельса. Оттуда отправляются электрички на Саратов, там проходят грузовые составы. А "Покровск" превратился в настоящую забытую станцию.

И кто бы мог подумать, что это здание станет настоящим яблоком раздора между руководством железной дороги и энтузиастами, создавшими музей "Забытая станция" - собрание экспонатов железнодорожной тематики.

Так экспозиция музея выглядела полгода назад

Так экспозиция музея выглядела полгода назад

Начиналась "Забытая станция" с временной экспозиции, посвященной 260-летию Энгельса и 170-летию железной дороги. Под это дело выделили пустующий зал ожидания вокзала. Экспонаты к тому времени уже были.

Причем они буквально сами шли в руки энтузиастам. Еще в конце 80-х ветераны передавали будущие экспонаты тогда еще в комитет комсомола. Это были различные документы, книги, газеты...

- А потом грянула перестройка, все это стало никому не нужным, и досталось нам, - вспоминает директор музея Валерий Ковляр. - А позже было создано общество любителей железных дорог, которое и взялось сохранить историю.

Сейчас в музее восемь разделов, в которых около 200 экспонатов. В пять раз больше просто негде выставлять. Впрочем, теперь в разговоре о "Забытой станции" справедливее использовать прошедшее время.

Экспонаты складывали наспех и как попало

Экспонаты складывали наспех и как попало

Фото: Дмитрий КОЗУРОВ

Как утверждают в ПривЖД, тот самый зал ожидания находится в аварийном состоянии. Железнодорожники уверяют, что существует реальная угроза жизни и здоровью людей, которые в нем находятся. Поэтому они подали на директора в суд с требованием освободить помещение.

- Пока шли суды, ПривЖД не имела никакого права трогать наше экспонаты. Но рабочие незаконно проникли в музей, все вынесли. Вот и возбудили по этому факту дело по статье УК РФ - это незаконное проникновение, - рассказал "КП" директор музея Валерий Ковляр.

Более того, такое вмешательство в музейные дела пагубно сказалось на экспонатах.

- Я стал разбирать, оказалось, что там у нас половина переломана, поцарапана - больно смотреть. Да и недостача есть, об этом я тоже сообщил органам, - говорит Валерий Ковляр.

Выживет ли музей, теперь зависит от решения суда

Выживет ли музей, теперь зависит от решения суда

Фото: Дмитрий КОЗУРОВ

Железнодорожники в свою очередь и вовсе не употребляют в отношении "Забытой станции" благородное слово "музей".

- Данное собрание экспонатов музеем не является, поскольку называющий себя директором Валерий Ковляр не предоставил никаких документов, подтверждающие юридическое право собственности на эти предметы. Кроме того, данная коллекция не паспортизирована ни в ОАО «РЖД», ни в государственных органах культуры Саратовской области, - рассказали "КП" в пресс-службе Приволжской железной дороги.

Там собираются в ближайшее время реконструировать здание, для этого уже назначена специальная экспертиза. А судьбу музея будут решать судьи.