Премия Рунета-2020
Саратов
+15°
Boom metrics
Общество1 июня 2014 6:00

Покупать ли игры эти? Вдруг от них звереют дети

Накануне летних каникул корреспонденты «Комсомолки» протестировали школьников на агрессивность, чтобы выяснить, опасны ли жестокие компьютерные игры для их психики

До долгожданного лета осталось совсем немного. Еще пара экзаменов - и счастливые ученики вырвутся из четырех стен школы и... засядут в четырех стенах дома. В редкой семье сейчас нет компьютера, планшета или смартфона. А это значит, что «стрелялки», «бродилки» и прочие виртуальные радости детям и подросткам вполне доступны. Но безопасны ли они?

Запретила играть? Зарубил топором!

Интернет пестрит кошмарами об игроманах. По запросу «школьник убил из-за компьютерной игры» выпадает два миллиона ссылок. Два миллиона сообщений о человеческих трагедиях.

Волгоградская область. У 16-летнего Коли Степанова* сломался компьютер. Парень остался без любимой онлайн игры «Золотая секира». Неделю упрашивал мать починить, но та лишь отмахивалась: нет денег, да и ты замучил уже весь день в экране торчать! В результате девятиклассник решил... зарубить мать топором. Прямо как в любимой игре. А тело закопал в саду.

Подмосковный Королев. 12-летний мальчик убил отца одним ударом ножа в грудь. На допросе шестиклашка рассказал, что напал на взрослого мужчину после того, как тот перерезал этим самым ножом кабель от Интернета.

Да и московский «школьный стрелок» расстрелял взрослых, будто в компьютерной игре...

Так, может быть, именно агрессивные виртуальные забавы превращают наших детей в безжалостных монстров? Мы решили это выяснить с помощью собственного эксперимента.

Кто на свете всех...злее

Обычная саратовская школа. Малышня носится по коридорам, старшеклассники учатся флиртовать. Мы приехали сюда со специальными тестами, чтобы оценить психологическое состояние школьников. Диагностика враждебности по «шкале Кука-Мидлей» - один из самых популярных опросников для взрослых и школьников старших классов. В тесте 27 утверждений. Вы можете с ними согласиться либо нет. Уровень согласия оценивается по 6-балльной шкале. То есть чем больше согласны, тем выше ставите балл. Вопросы выявляют сразу несколько показателей психологического состояния личности: уровень цинизма, агрессии и враждебности.

Например: «Я считаю, что многие люди используют ложь, для того чтобы двигаться дальше» - это вопрос на цинизм. И чем выше ваш балл, тем проще вам использовать окружающих в своих целях.

«Существуют люди, которые настолько мне неприятны, что я невольно радуюсь, когда их постигают неудачи» - это вопрос на враждебность. Неприязнь к другим людям, которая копится внутри, но усилием воли оставляется там же.

А вот это уже неприкрытая агрессия: «Если люди поступают со мной плохо, я обязательно отвечаю им тем же, хотя бы из принципа».

Трое участников нашего эксперимента корпят над тестами. Две девочки и мальчик, восьмой и десятый классы.

Максиму* 16, он - игрок с четырехлетним стажем. Начинал с гонок. Потом перешел на более серьезные игры. Ежедневно проводит за компьютером не менее трех часов. Но уверяет, что родители не переживают, так как на учебе это не сказывается. Тройка всего одна, остальные - «4» и «5». От физкультуры освобожден. Девушки нет. Из игр предпочитает «стрелялки».

- «Шутеры», - поправляет меня подросток. - Правильно говорить не «стрелялки», а «шутеры».

Противников предпочитает уничтожать не в одиночку, а с другом. Так что для него компьютерная игра еще и средство коммуникации. Настоящее оружие в руках не держал. Но на вопрос: «Если бы началась война, смог бы убить человека?» отвечает не колеблясь «да».

Алина*, 16 лет. «Шутеры» не любит и не понимает, к обычным играм относится спокойно. Может изредка поиграть во что-то типа «Рыбалки» или «Судоку», но лучше посмотрит фильм или пообщается с друзьями.

Девушка уверена, что агрессивные игры - зло, и опаснее всего они именно для маленьких детей. А для старшеклассников виртуальный мир - это способ уйти от реальности. Историю про московского «школьного стрелка» слышала.

- Мне кажется, здесь дело не только в компьютере. Ему было тяжело, а всем было все равно, - считает Алина.

Кристина*, 14 лет. Традиционная умница-спортсменка. Хорошо учится, а в свободное от учебы время занимается шахматами.

- Игра для пенсионеров? Нет! О чем вы! - удивляется девушка. - Это очень интересно и сложно. На турнирах за меня переживают и родные, и друзья.

Из компьютерных игр Кристина считает заслуживающими внимания лишь имитацию ее любимых шахмат. Жестокие игры не признает и уверена, что именно из-за них можно запросто потерять человека.

- У меня был друг, тоже увлекался шахматами. А потом подсел на «стрелялки» и все забросил. А родители даже не обратили внимание, считают, что это его выбор, - вздыхает школьница.

Неожиданные результаты

Вручая ребятам тесты, мы были почти на 100% уверены в результате. Любитель кровавых виртуальных баталий должен оказаться самым агрессивным и циничным, а девочка шахматистка - самой спокойной. Но все оказалось совсем наоборот! После обработки результатов теста выяснилось, что уровень цинизма, агрессии и враждебности самый высокий у... шахматистки (см. Таблицу 1). На втором месте - девушка, предпочитающая «легкие» игры. На третьем - любитель «шутеров».

Как же так? Может, истории о вреде жестоких игр - миф? И можно спокойно оставлять чадо за компьютером на все каникулы, не переживая за последствия? Оказалось, нет.

- Смотрите, что получается. У всех ребят большинство показателей средние с тенденцией к высоким, - комментирует результаты врач-психотерапевт, член общественного совета при министерстве здравоохранения Саратовской области Сергей Левит. - Но у девочки шахматистки они более высокие по сравнению с остальными. С одной стороны, это может объясняться пресловутым терапевтическим эффектом игр. Что вам обычно советуют, чтобы «выпустить пар»? Побить подушку, обстрелять дротиками чучело шефа тирана. Что делает подросток, если у него проблемы? Садится за игру и расстреливает врагов. Нет отдушины - агрессия остается при подростке.

Но у этого «лекарства» есть и обратная сторона - привыкание и уход от реального мира. Дети совершают преступления не из-за игр, а из-за того, что у них пытаются отобрать их комфортный мир.

- Между «стрелялками» и подростковой агрессией зависимость не прямая, а обратная, - продолжает Сергей Левит. - То есть не «подросток жесток потому, что он убивает людей в игре», а «он убивает людей в игре, потому что жесток». Подростковый период - очень сложное время. Время поисков себя, неуверенности, ошибок. Человек уже перестает быть ребенком и не побежит к маме, когда его кто-то обидел. Но это еще и незрелая личность, не способная самостоятельно справляться с проблемами. А если близким вечно не до него, то их заменяет виртуальный мир.

Главное средство от зависимости - внимание

Так где же родителям искать золотую середину?

- Первое, что касается возраста. В зависимость попадают незрелые личности. То есть детям младшего школьного возраста игры противопоказаны. Это именно тот возраст, где можно говорить о размытии грани между игрой и реальностью. То есть именно здесь возможна реакция на живых людей как на виртуальных персонажей. Ребенок может ударить противника «как в игре», забывая, что он живой и у него нет 10 жизней. Так что в этом возрасте - не больше 10-15 минут за компьютером и только добрые игры, - объясняет Сергей Левит. - Что касается подростков. То, что ваш ребенок много времени проводит, расстреливая виртуальных врагов, должно стать для вас «звоночком» - у него что-то не складывается в реальной жизни. Много - это больше часа. Надо сесть и поговорить.

Но это-то как раз сложнее всего. Ведь чаще всего родители понимают, что что-то не так, когда ребенок уже сутками не отрывается от компьютера. А ведь начиналось все с банального невнимания. Он не смог найти поддержки близких в реальном мире и ушел в более комфортный и простой виртуальный.

- Когда начинаю разбирать проблему агрессии в семье, первым делом спрашиваю: «А как проходят ваши вечера? А вы часто общаетесь?» И выясняется, что 90% семей проводят вечера каждый в своем: в сериале, «стрелялке», соцсетях. Люди почти не общаются друг с другом! А если и общаются, то на бытовые темы: «дай денег», «куртку надел?», «во сколько вернешься?», - вздыхает Левит. - А самые хорошие вечера у них выдаются, когда внезапно выключают электричество и люди вспоминают, что у них есть семья.

Вместо послесловия

Выводы у нашего эксперимента получились достаточно необычные. Нет, компьютерные игры не сделают из вашего ребенка монстра, не различающего виртуальную и реальную жизнь. Зато вы сами вполне можете. Просто забыв о том, что сыну или дочке нужны не только еда и одежда, но и ваше внимание. Забыв о том, что вы должны не запрещать и приказывать, а объяснять и понимать. Когда вы последний раз общались с чадом по душам? Давно ли ваш подросток делился самым сокровенным? Не помните? Тогда заканчивайте уже читать и вспомните про ребенка. Иначе он рано или поздно вспомнит про папин топор или карабин...

Шкала результатов:

Цинизм:

65 баллов и выше - высокий показатель

40-65 баллов - средний, с тенденцией к высокому

25-40 - средний, с тенденцией к низкому

25 и меньше - низкий показатель

Агрессивность:

45 баллов и выше - высокий показатель

30-45 баллов - средний, с тенденцией к высокому

15-30 - средний, с тенденцией к низкому

15 и меньше - низкий показатель

Враждебность:

25 баллов и выше - высокий показатель

18-25 баллов - средний, с тенденцией к высокому

10-18 - средний, с тенденцией к низкому

10 и меньше - низкий показатель

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

Как определить компьютерную зависимость

*имена героев изменены