2016-08-24T02:52:44+03:00

Со дна Волги поднимут первый в мире речной ледокол, пролежавший под водой 30 лет

И предлагают устроить на судне плавучий музей
oldsaratov.ru
Изменить размер текста:

При слове «ледокол» воображение тут же рисует картины Северного Ледовитого океана, где, пробиваясь через айсберги и распугивая пингвинов с тюленями, плывет многотонная махина. Хоть в Волге нет ни тюленей, ни айсбергов, свой ледокол есть. Причем это первое в мире подобное судно, построенное для работы на реке. Хотя уже почти 30 лет оно находится не на воде, а под ней.

Легким движением руки ледокол превращается... в два корабля

Ледокол понадобился, чтобы зимой можно было добраться из Саратова в Энгельс (тогда еще носивший название Покровск). Больше 40 лет в первой половине XX века, когда моста еще не было и в помине, судно водило за собой паромы от одного берега на другой.

Ледокол «Саратов» построили в 1895 году на заводе Армстронга в Ньюкасле. В наш город он отправился своим ходом, но система шлюзов, которая соединяет Волгу с Балтикой, была довольно узкой, поэтому английским инженерам пришлось выкручиваться. В итоге они придумали разборный корабль: ледокол состоит из двух половинок. Судно может разделиться вдоль, по килю. Получаются две герметичные половины, которые в состоянии самостоятельно удерживаться на плаву. Поэтому-то трубы судна расположены не одна за другой, как обычно, а в линию поперек корпуса. Кроме того, ледокол был оснащен двумя паровыми машинами и двумя винтами. Такой вот конструктор.

Макет ледокола в музее речного судоходства

Макет ледокола в музее речного судоходства

Если бы корабль умел говорить, его историями наверняка можно было бы заслушаться. Он поучаствовал в двух войнах: гражданской и Великой Отечественной, его использовали при строительстве железнодорожного моста в 1935 году и позже, когда возводили автомобильную переправу от Саратова к Энгельсу. Кстати, именно введение в строй этого моста означало для «Саратова» выход на пенсию: паром был больше не нужен, и ледокол встал на прикол.

Поднять и превратить в музей

Судно перестали использовать по прямому назначению еще в 70-е годы прошлого века. С тех пор оно стояло у старого энгельсского причала примерно в ста метрах выше по течению от автомобильного моста. Стояло-стояло больше десяти лет, а потом перевернулось на левый борт и ушло ко дну.

Скорее всего, тут не обошлось без участия людей. То ли охотники за металлом, то ли просто вандалы повредили обшивку судна. А так как оно было практически бесхозным и его никто не обследовал, поломку не заметили, пока не стало слишком поздно.

Лежит «Саратов» совсем не глубоко: два-три метра, если мерить от палубы. А когда уровень воды в Волге низкий, его прекрасно видно с берега. Но, чтобы судно преодолело эту пару метров, нужны огромные усилия.

Хотя ледокол провел под водой почти 30 лет, поднять его на поверхность можно. Требуются для этого, конечно, деньги, и немалые.

- Корпус ледокола обследовали водолазы. Прочность судна позволяет поднять его на поверхность. Вся необходимая техника есть в соседнем Волгограде: кран «Могучий», специальные понтоны и водолазная группа. В проекте мог бы поучаствовать и саратовский речной порт, - рассказал «Комсомолке» руководитель музея речного флота Александр Азовцев.

Если задумка удастся и ледоколу дадут вторую жизнь, энтузиасты надеются сделать на борту плавучий музей. А пока они общаются с чиновниками, без помощи которых ледокол не поднять.

- Думаю, в восстановлении ледокола заинтересованы все, ведь если удастся то, что мы планируем, область получит уникальное место, куда будут ездить туристы из России и других стран. Возможно, не только чиновники, но и турфирмы могли бы подключиться к этому вопросу, - говорит Александр Азовцев.

Одним из главных экспонатов будущего музея должен стать макет ледокола в масштабе 1:100. Его уже делает девятиклассник Егор Кругляк, который не первый год занимается историей ледокола «Саратов». Чтобы его макет вышел исторически достоверным, школьник даже связывался с архивом завода-производителя, откуда ему прислали копии чертежей. Егор обещает, что макет будет радиоуправляемым, так что каждый желающий сможет почувствовать себя капитаном ледокола.

ТТХ ледокола «Саратов»

Длина по ватерлинии - 42 метра

Ширина корпуса - 11 метров

Осадка - 3,65 метра

Вес принимаемого груза - 120 тонн

Скорость - 16 километров в час

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также