Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Общество12 марта 2013 22:00

Учительница русского языка: «Словарные слова должны висеть даже на двери в туалете!»

После ее уроков ученики обычной минской школы набирают на ЦТ 90 баллов и поступают в вузы без репетиторов [расскажите, об уроках какого учителя нам стоит написать!]
Ученики сами сигнализируют учительнице о том, знают ли правило.

Ученики сами сигнализируют учительнице о том, знают ли правило.

«Комсомолка» продолжает рассказывать о педагогах, которые способны заразить своим энтузиазмом и учеников, и коллег. Учительница русского языка и литературы минской школы №209 Лидия Ващилина именно такая.

СЛОВАРНЫЕ СЛОВА ДОЛЖНЫ ВИСЕТЬ ДАЖЕ НА ДВЕРИ В ТУАЛЕТЕ

- Когда я впервые прихожу в класс, сразу вручаю ребятам три листа А4 с двумя колонками слов: «Пиши правильно» и «Произноси правильно», - делится методикой безрепетиторного поступления Лидия Афанасьевна. – И говорю, чтобы они развесили их дома: над письменным столом, над кухонным и даже на двери в туалете! А четвертый экземпляр – в карман. Едешь куда-нибудь (на свидание ли, на тренировку) – вытащи и поучи.

- И как им такой напор?

- Сначала относятся настороженно, идут узнавать про меня в другие классы. Потом приходят обратно и сидят тихонько. Конечно, бывает, что они на меня сердятся. Взяла как-то параллель 5-х классов, а они пришли с родителями жаловаться на мои требования. Я им говорю: «Как вы не понимаете? В 11-м классе никто из вас не будет искать репетитора!» Так и есть: никто из моих учеников не занимается дополнительно, все поступают на ура! Многие занимают первые места в районных и городских олимпиадах, в 2008 году, например, 14 человек в параллели написали ЦТ на 90 баллов и выше, семеро из них были из моего класса.

Готовятся ребята по-разному: и в ассоциации играют, и диктанты пишут.

- Для словарных слов у моих учеников есть отдельные тетрадки. Сделал ошибку? Пишешь его 50 раз. Снова сделал в нем ошибку? 100 раз! Писать одно и то же 150 раз никто не хочет, поэтому обычно здесь все заканчивается, - смеется учительница. – Я составляю диктанты сама, стараюсь собрать в них побольше слов с определенной орфограммой. Есть, например, один на правило «О после шипящих», называется «Чёрт»: «Чопорный чёрт сидел на жёстком чесучовом диване и пил дешёвый желудёвый кофе…» По таким текстам сразу видно, кто знает правило, а кто нет.

А еще один комплект висит на доске, чтобы правильные ударения или написание мелькали перед глазами.

А еще один комплект висит на доске, чтобы правильные ударения или написание мелькали перед глазами.

ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА ПО АССОЦИАЦИЯМ: АЛЛА НА АЛЛЕЕ, ГАЛЯ В ГАЛЕРЕЕ

- Бывает, ребята жалуются: ни в какую, мол, запомнить не можем! Тогда приходиться придумывать ассоциации. Например, «аллея/галерея» - где сколько Л? В имени Алла две Л, значит, и в аЛЛее - тоже. А в Гале – одна, значит, столько же и в гаЛерее. Или слово «остановка» - О или А? Одни проверяют через «стАнь», другие – через «стОй»… А можно ведь проще: приходим мы на остановку, а там на столбе расписание автобуса – с буквой «А»! Ну, или когда писать кАмпания, а когда кОмпания? Если вы встретились с друзьями, садитесь в кружок. А кружок – это О, значит, кОмпания.

Есть проблема с корнями «мак» и «мок» («макать» и «мокнуть»). Я объясняю так: когда вы что-то опускаете в воду, то делаете это вниз (рисует стрелку - Ред.). А на какую букву похожа перевернутая стрелка? На А! А если что-то уже лежит в воде и мокнет (мокнет со всех сторон, по кругу!) – это О, корень «мок». Я понимаю, что нормальному человеку все запомнить невозможно, поэтому приходиться как-то выкручиваться. Например, все слова с «пре/при» мы пишем на разделенном на две колонки листе А4: в одну «пре», в другую – «при». Даже если не сообразишь, почему нужно писать именно так, зрительно запомнишь, в какой колоночке слово. Та же система с одной и двумя Н. И ошибок нет!

Буквально сегодня объясняла классу, когда в окончаниях наречий, образованных от бесприставочных прилагательных, нужно писать О, а когда А. Чтобы легче было запомнить, я использую принцип «окна»: беру приставку наречия, делаю из нее предлог и добавляю слово «окно». Какое окончание у окна, такое же будет и у наречия. Вот примеры: в наречии «сначала» (применяем метод – «с окнА») окончание А. В «влево» («в окнО») – О, «налево» («на окнО») – тоже О, «слева» («с окнА») – А. Каждое из этих слов я проверила по большому орфографическому словарю. Не подошли только «досрочно» и «дословно», поэтому я дала их как исключения.

- Все-все? Это много!

- Помню, когда я работала в лагере, во время тихого часа читала словарь Ожегова и спрягала глаголы на «-ить». Всем известно, что все они кроме «брить» и «стелить» относятся ко второму спряжению – бить, пить, лить... Если проверить по третьему лицу множественного числа (бьют, пьют, льют), выяснится, что они – I спряжения! Вывод: если в глаголе на «-ить» один слог – это I спряжение, если два и более – II-е, не считая приставки и постфикса. А все глаголы на «–ать», «-еть» и «–ять», где слышно нечетко (то ли гогочАт, то ли гогочУт?), относятся к I спряжению.

ВСТАВЛЯЕМ БУКВЫ В СЛОВА СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ

- Есть еще одна методика, называется она «сигнальные карточки». Проверять детей так очень удобно, потому что отвечает не один человек, а сразу весь класс! Суть вот в чем: у каждого ученика есть две карточки одинакового размера, но разного цвета (например, зеленого и красного). Проверяем тему «О/Ё после шипящих». Я пишу на доске слово, а ребята поднимают зеленую карточку, если в него нужно вставить О, или красную – если Ё. Сзади они одинаковые, а переднюю часть вижу только я. Все, кто ошибся, ставят себе на отдельный листик палочки – я слежу! Бывает, закадычные друзья начинают друг другу подсказывать, тогда штрафную палочку получает именно подсказывающий. Как это так – обманывать учителя при свидетелях?! – смеется Лидия Афанасьевна. – А в конце их мне сдают – и через 5 минут все уже знают результаты.

- Получается, занятия и вас постоянно тренируют!

- Точно! Дети часто говорят: «Ой, Лидия Афанасьевна, вы, наверное, так хорошо знаете русский!» А я отвечаю: «Я не знаю его на 10 баллов. Знает, наверное, только мой любимый автор – Розенталь, самый умный мужчина в мире». Я никогда детям не вру: если не знаю ответа, то записываю вопрос, ищу в словарях и только тогда отвечаю. Ведь если ответить наугад и ошибиться, как они потом будут на меня смотреть? Недавно спросили, как правильно: грАффити или граффИти? Я честно призналась: не знаю. Посмотрела в словаре Соловьева – пишет, «граффИти», но словари разные бывают. Но что мне особенно нравится в работе над культурой речи, так это то, что ребята на переменах друг друга исправляют. «Ты мне позвОнишь? – ПозвонИшь!» Или «Приходи, мы на кухне посидим. – В кухне, а не на кухне!»

- А как вы справляетесь с обязательными планами уроков?

- Не знаю, кто как, но я сама решаю, что мне делать на уроке. Я знаю, что к каждому классу нужно подходить по-разному: этим достаточно одного упражнения, а с этим нужно правило проработать, привести свои, а не книжные примеры – и только потом закреплять.

Чего только не придумала Лидия Афанасьевна за 40 лет работы: и сигнальные карточки, и свои правила, и диктанты, и трафареты...

Чего только не придумала Лидия Афанасьевна за 40 лет работы: и сигнальные карточки, и свои правила, и диктанты, и трафареты...

ЛИТЕРАТУРА: УЧЕНИКИ ДЕЛАЮТ КАВЕРЗНЫЕ ТЕСТЫ И ИНСЦЕНИРУЮТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТУ»

- В литературе тоже есть система. Есть подсказка для тех, кто не может запомнить стихотворные размеры. Их пять: два двустопных (ямб, хорей) и три трехстопных (дактиль, амфибрахий и анапест).Запоминаем: буква «х» в алфавите идет раньше, чем «я», значит, в хорее ударение на первый слог, а в ямбе – на второй. У трехстопных так: дАктиль – ударение на первый слог, аМфибрахий– на второй, аНапест– на третий (потому что «м» в алфавите раньше, чем «н»).

- А с произведениями как работаете?

- Когда ребята были поменьше, они любили инсценировать басни, стали постарше – взялись за «Ромео и Джульетту». Сначала, во время сцены на балконе, мы умирали со смеху (Джульетту играл мальчик Андрей). Когда мальчишки дрались на шпагах – было страшно. А когда Джульетта умирала в склепе, все по-настоящему плакали. Конечно, инсценируем не все. Чтобы ребята не читали текст по диагонали, я составляю викторины с очень каверзными вопросами. Например, нужно знать, сколько шагов сделал Раскольников от своего дома до дома старухи-процентщицы, чтобы ее убить. 730! Или на какой палец Грэй надел кольцо Ассоль? На левый мизинчик!– смеется коварная Лидия Афанасьевна.- Я работаю на детей. В классе даже не сажусь! Иногда выхожу – а по спине струйка течет, потому что отпахала. Но мне так нравится работать с детьми, это – мое! Я считаю, что цель работы учителя русского языка и литературы – помочь ребятам стать красивее душой, благороднее, научиться видеть прекрасное. Для этого есть сильное оружие – слово. Помните, да? «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…»

СПРАВКА «КП»

Лидия Афанасьевна Ващилина– учитель русского языка и литературы высшей категории. Педагогический стаж – 39 лет. Награждена грамотами районных и городского отделов образования, грамотой Министерства Просвещения СССР, грамотой Министерства образования РБ. Имеет звания «Старший учитель» и «Отличник образования РБ».

А ВАМ БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?

Если вы знаете преподавателей, которые пользуются необычными и эффективными методами работы, помогите «КП» их найти, расскажите, об уроках какого учителя стоит написать!