Премия Рунета-2020
Саратов
+12°
Boom metrics
Общество21 января 2013 7:02

Неизвестный Саратов: Театр драмы успел побывать и конюшней, и холерным бараком

Правда тогда, сто тридцать лет назад, он еще назывался театром Сервье - но чего только не видела эта земля! Одно время здесь даже собирались построить зоопарк.
Каменный Народный театр, построенный в 1906 году, был рассчитан на 1500 зрительских мест.

Каменный Народный театр, построенный в 1906 году, был рассчитан на 1500 зрительских мест.

Строгий фасад, огромные стеклянные витражи - каждый вечер узнаваемое здание театра драмы будто бы светится изнутри. С улицы можно разглядеть и высокий потолок, и изысканные люстры, а под ними ценителей искусства, спорящих о чем-то во время антракта... Не подумайте - современному зданию гораздо меньше ста тридцати лет! Просто раньше на этом месте располагался другой театр, да еще и не один. А название «сад Сервье», которым и сейчас обозначают прилегающую территорию, пришло как раз из глубокой старины... Но обо всем по порядку.

Верблюды на купеческой даче

Начинался современный театр драмы в 19 веке, с театра самого что ни на есть любительского. Франц Шехтель, саратовский купец и заядлый театрал, выстроил себе за городом уютный дом-дачу и разбил сад. Пристроил к даче сценическую площадку и сам ставил там спектакли, приглашал заезжих актеров, а иногда и просто любителей - как повезет, сыграть в каком-нибудь водевиле или оперетте.

- Это уютное местечко располагалось в двух верстах от черты Саратова, которая проходила в то время в районе современной улицы Чапаева. Так что загородный дом находился как раз там, где сейчас театр драмы, - рассказывает Александр Филиппов, историк и краевед-любитель. - И после того, как в 1862 году на главной площади Саратова сгорел театр губернатора Панчулидзева (о нем «Комсомолка» уже рассказывала, смотрите номер за 14 января - прим. ред.), Франц Шехтель приютил актеров у себя.

Любительский театр набирал популярность, и владелец расщедрился даже на транспорт для гостей: специально нанимал большие крытые повозки - омнибусы, чтобы туда и обратно люди добирались с комфортом. А ехать к Шехтелю было зачем: зрелища здесь бывали еще какие экзотические!

- Компания артистов господ Дитрих и Сабек представят небывалое зрелище, составленное из 50 персон в богатых азиатских, африканских и европейских костюмах, - обещает один из выпусков «Справочного листка» за 1864 год, - которые на 17 роскошно убранных верблюдах сделают шествие по главным аллеям сада, а потом в богато убранном аравийском шатре исполнят аравийские игры и пляски, в чем будет участвовать хор цыган.

- В том же году на сцене театра Шехтеля выступил негр - известный трагик по имени Айра Алдридж из столицы. То, что он сыграл главную роль в спектакле «Отелло», еще понятно, а вот представляете себе короля Лира - и темнокожего? - продолжает Александр Филиппов. - Слава театра Шехтеля все росла, публика валила валом. Бывали там и люди, известные на всю страну: Александр Николаевич Островский приезжал в 1865 году со столичными актерами и лично поставил на сцене Шехтеля свою пьесу «Гроза» .

Спектакли шли с оглушительным успехом - но тут случилось несчастье. В 1867-м Франц Шехтель скоропостижно скончался, а его жена после этого продала загородный дом вместе с театром.

Сад Сервье

Купили дачу супруги Сервье, приехавшие из Франции. Эдуард был в Саратове самым знаменитым парикмахером, а его жена Аделаида владела модным магазином и шляпной мастерской. И разумеется, все саратовские красавицы ходили в шляпках от мадам Сервье!

Спектакли в театре продолжались с большим успехом, а сад Сервье горожане полюбили едва ли не больше театра: вечером он освещался цветными фонариками, здесь же, среди деревьев, можно было перекусить в небольшом ресторанчике, а слух услаждали звуки оркестра.

После пожара 1875 года супруги Сервье построили новый театр (на снимке), но потом отдали его городской управе за долги.

После пожара 1875 года супруги Сервье построили новый театр (на снимке), но потом отдали его городской управе за долги.

- Но вскоре после успеха - есть такая фатальная тенденция среди учреждений культуры, - приходит и большой пожар, - говорит Александр Филиппов. - И в 1875 году театр Сервье сгорел. Супруги решили построить новый театр, посолиднее прежнего «сигарного ящика», как его называли современники. Но после пожара и не совсем удачных коммерческих сделок они почти обанкротились и задолжали городской управе 21 тысячу рублей за аренду земли. Вовремя не расплатились, и городская управа выставила сад Сервье вместе с театром за долги. Название «театр Сервье» стерлось временем, а вот «сад Сервье» можно услышать и сейчас.

Как зрителей вампиры распугали

Театр перешел к конкурентам Сервье - предпринимателям Барыкину и Ивановой, хозяевам «Приволжского воксала» на берегу Волги. Это было скандальное заведение: варьете, танцпол, выпивка... Кстати, «воксал» скорее всего расшифровывается как «вокальный салон». В приобретенном театре владельцы, возможно, тоже хотели сделать что-нибудь веселенькое, но почему-то потеряли энтузиазм. И бывшее заведение Сервье пришло в упадок.

- До такой степени, что, как пишут современники, во время спектакля по театру носились летучие мыши, приводя в ужас и зрителей, и самих актеров, - добавляет Александр Филиппов. - Актеры просто забывали произносить речи - они отмахивались от этих летучих мышей! Декорации прогнили, сад был грязный до невозможности. В общем - запустили...

«А давайте зоопарк устроим!»

Отношение предпринимателей к театру совсем не устроило саратовских чиновников, так что они перевели его в собственность города. Но, пока думали, что с ним делать, здание успело совсем обветшать, так что его решили ликвидировать. Что тут началось!

- Один из жителей предложил устроить в саду Сервье - прежнее название еще сохранялось - зоологический сад, - перечисляет Александр Филиппов. - Но это же надо зверей где-то добывать - долго, да и затратно. Другая идея: построить на этом месте первую саратовскую больницу. А некий саратовский ассенизатор предложил возвести здесь очистной завод.

Завод на месте театра не построили и в итоге превратили в конюшню, разместив в нем обоз саратовского гарнизона. А потом, когда в Саратове разразилась эпидемия холеры, устроили в здании холерный барак для больных. После этого, в 1988 году, предпринимались попытки спасти театр и сад: здесь выступали саратовские артисты, давали представления заезжие циркачи... но в 1891 году театр опечатывают и ему, казалось бы, приходит конец.

Новому зданию - новое название

С инициативой выстроить театр заново и назвать его Народным выступило в 1897 году некое «общество трезвости и улучшенной жизни». Что и было сделано на пожертвования горожан. В 1901 году в Народном театре, увы деревянном, под рукоплескания публики прошел первый спектакль... и в том же году его опять уничтожил пожар.

В Саратове оставался, конечно, Городской театр, но его посещала в основном состоятельная публика, а вот простым людям он был недоступен. И городская дума решает: Народный восстановить! Заказывает проект на этот раз каменного театра архитектору Георгию Плотникову. За каких-то пять лет, к 1906 году, роскошный театр на 1,5 тысячи мест был возведен и завершена внутренняя отделка, а декорации сюда присылали из Санкт-Петербурга. В 1916-м его переименовали в Народный театр имени Александра Николаевича Островского, после Октябрьской революции - имени Карла Маркса...Но и этому замечательному зданию суждено было пойти под снос, правда только из-за ветхости.

В 1967 году на его месте было построен наконец современный Саратовский театр драмы. А в декабре 2003-го ему было присвоено имя Ивана Артемьевича Слонова - выдающегося актера, который отдал этому театру 30 лет жизни.