Премия Рунета-2020
Саратов
+17°
Boom metrics
Общество28 сентября 2012 14:33

Неизвестный Саратов: Первая школа авиаторов в Саратове появилась благодаря фотографу

Семен Глушенко так захотел летать и учить этому других, что продал свое ателье, поехал на вырученные деньги в Париж и отучился на пилота.
Авиатор Васильев долетел до Волги, а Глушенок аж до Ртищево

Авиатор Васильев долетел до Волги, а Глушенок аж до Ртищево

Волга, Бабушкин взвоз, летящий в небе аэроплан... Что, казалось бы, может быть неправильного в этой почтовой открытке? А ведь подвох имеется - но заметит его лишь тот, кто хорошо знаком с фотоделом.

- Фон настоящий, только аэроплана здесь не может быть - это уже монтаж, - объясняет Александр Филиппов, историк и краевед-любитель. - Фотоаппараты того времени просто не смогли бы его запечатлеть, и на снимке самолет превратился бы в размазанную линию. А вот факт такой был на самом деле: аэроплан действительно пролетал, и примерно в этом же месте...

«Утро 26 сентября 1910 года было солнечным, но холодным», - писали об исторической дате саратовские газеты. Но разве могли саратовцы думать о погоде, когда афиши, расклеенные по всему городу, обещали настоящую сенсацию! Сотни жителей стекались к Привокзальной площади, чтобы увидеть хоть краешком глаза, как столичный пилот Александр Васильев поднимет в небо самолет фирмы «Луи Блерио».

Аэроплан оторвался от земли с того места, где сейчас находится стадион «Локомотив», а в то время размещался ипподром. Пролетел по Московской до Театральной площади, развернулся, и приземлился на том же месте. А после посадки один из зрителей подошел к авиатору с необычным вопросом. Смелый мечтатель выразил свой восторг, и добавил, что сам очень хотел бы научиться летать. Этим человеком как раз и был саратовец Семен Глушенко, владелец фотоателье и небольшого магазина.

- Васильев оказался человеком коммуникабельным, без «звездной болезни», и разговор у них состоялся интересный. Что занятие это непростое: сначала нужно обучиться во Франции или в Германии, получить лицензию, завести, естественно, свой собственный самолет. Васильев даже побывал у саратовского фотографа в гостях, - рассказал Александр Филиппов. - И здесь вот что нужно пояснить: сейчас владельцу фотомастерской самолет вряд ли окажется по карману, но в те времена аэропланы стоили не так уж дорого и были доступны даже для не очень зажиточных людей. По сути это был деревянный каркас, обтянутый парусиной, а самой дорогой штукой там - двигатель. И все! Они, эти самолетики, разбирались по частям, укладывались на обыкновенную телегу, и так перебазировались из города в город.

Второй полет Васильева в Саратове состоялся 3 октября - на этот раз уже над Волгой. От ипподрома он полетел уже не по Московской, а по Константиновской - нынешней улицей Советской: пилот взял чуть правее, чтобы перелететь Волгу в районе Бабушкиного взвоза, и именно этот полет запечатлен на открытке. Хотя на самом деле из-за порыва ветра он чуть не закончился бедой: приземлиться Васильеву удалось лишь со второго захода. После этого «гастроли» авиатора в Саратове закончились. А Семен Глушенко продал свое фотоателье, поехал в Париж, и разыскал там знаменитого конструктора Луи Блерио.

Как фотограф летать учился

- Блерио заломил совершенно бешеные деньги: три тысячи франков за обучение, и еще столько же в качестве страховки, если Глушенко, не дай бог, разобьет самолет, - говорит Александр Филиппов. - Однако учителя, как потом рассказывал Глушенко в своих письмах домой, относились к нему спустя рукава, и подробно ничего не объясняли, да еще и полеты продолжались всего по нескольку минут. Вроде как, такие деньги заплатил, а ничему толковому не учат. Но среди учеников школы Блерио был еще некто Агафонов, тоже русский. Он саратовцу и посоветовал: «Ты, - говорит, - несколько сотен франков инструкторам дай».

Как только саратовец последовал совету, то недовольство, как отмечают краеведы, из его писем исчезло: инструктора начали все объяснять толково: и как на посадку заходить, и как боковую скорость ветра учитывать. Продолжалось это обучение полгода, а 31 декабря 1910 Семен Глушенко в первый раз сам поднялся в небо - тогда еще на тренировочной базе под Парижем, 31 декабря 1910-го.

Стал вскоре дипломированным пилотом, собственный самолет во Франции купил... Здесь бы его тратам и закончиться - но не тут-то было! За право провезти в Россию аэроплан саратовец заплатил на таможне пошлину аж в 10 тысяч рублей. Сумму по тем временам очень приличную: пуд муки (16 кг), для сравнения, стоил тогда в Саратове 4 копейки, а зарплата горожан исчислялась десятками рублей, но никак не тысячами.

Первый саратовец в саратовском небе

Вернувшись в родной город, Семен Глушенко рассчитывал, как и Васильев, зарабатывать на показательных выступлениях. И 24 марта 1911 сделал на своем аэроплане «круг почета» аж до станции Татищево, чуть не попав по дальности в рекордсмены. Приземлился жестко, но весьма благополучно, но самое главное - публика была в восторге!

Блестящая карьера пилота, рекорды по дальности, по высоте - все это могло бы, наверное, свершиться у саратовца, если бы не трагический случай. В апреле того же 1911-го года в Саратов с показательными полетами снова должен был приехать легендарный Васильев, но повредился во время тренировок, и залечивал свои раны в больнице. И чтобы не срывать горожанам зрелище, Глушенко решил провести полеты за него.

- Вот этот полет закончился совсем неблагополучно. Порыв ветра, небольшая высота, а еще зрители стали бросать в воздух шапки, чепчики. Лично я в это не верю, но в газетах тогда написали, что в пропеллер попала трость, которую кто-то подбросил вверх, - говорит Александр Филиппов. - Мотор заглох, аэроплан совершил жесткую посадку. У Глушенко сотрясение мозга, перелом голени... в общем, очень сильно он повредился.

То ли из-за травм, то ли из-за уговоров жены - как бы там ни было, к показательным полетам Семен Николаевич уже больше не вернулся. Но и забыть авиацию, как пройденный этап, тоже не сумел. В Саратове, говорят краеведы, он организовал первый аэроклуб и занимался обучением других смельчаков, мечтавших взлететь на аэроплане в небо.

КСТАТИ

Как дальше развивалась авиация в Саратове

1912 год - состоялось торжественное открытие первого аэродрома. Сейчас это часть улицы Навашина и Ботанического сада СГУ.

1914 год - закрылся Саратовский аэроклуб, где Глушенко обучал летчиков. Причиной послужила начавшаяся Первая мировая война, самолеты клуба были переданы на нужды армии.

1929 год - принято решение о создании в Саратове завода по производству сельскохозяйственных машин. В 1937 году он был переориентирован на производство авиационной техники и стал Саратовским авиационным заводом.

1930 год - Саратовский аэроклуб возрождается. В 1954 году заниматься в нем начнет будущий первый космонавт Юрий Гагарин.

1931 год - основан Саратовский аэропорт. Первые два года это был аэродром для нужд хозяйственной авиации, в 1933-м запустились почтовые авиалинии, а в 1935 году в воздух поднялся первый самолет на Москву.