Премия Рунета-2020
Новосибирск
0°
Boom metrics
Туризм13 августа 2016 18:20

Отпуск на колесах: от Сибири до морей мы потратили пять дней

Корреспонденты новосибирской «Комсомолки» вернулись из большого автопутешествия к морю и делятся своими впечатлениями [часть первая, сибирско-уральская]
Волга настолько широка, что противоположный берег виден только узкой полоской на горизонте.

Волга настолько широка, что противоположный берег виден только узкой полоской на горизонте.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Обычно большие поездки планируются заранее - тщательно готовятся машины, изучаются всяческие места для ночлега и обеда, достопримечательности, особенности дорог и душевной организации местных гаишников. Подобными отзывами о больших и где-то рискованных поездках туристов-«дальнобойщиков» пестрят множество автомобильных порталов. В нашем же случае все вышло спонтанно. Посчитали сбережения и отпускные начисления, прикинули расстояние, купили видеорегистратор, поменяли свечи и масло - и все, отправились в дальнюю дорогу. Навстречу приключениям. Забегая вперед, скажем, что покупка видеорегистратора оказалась очень даже толковой идеей. И, пожалуй, свою цену он за поездку оправдал многократно. Но об этом несколько позже.

ТЮМЕНСКИЙ ШТРАФ

Дорога предстояла, конечно, дальняя, все-таки мы живем в самом удаленном от морских побережий месте на планете. Для начала - Новосибирск - Новороссийск. Почему-то очень хотелось попасть в этот город военно-морской славы. Ну а дальше - ориентировка на местности: Сочи, Адлер, возможно, Абхазия. Там будем смотреть. По примерным подсчетам, отпуск на колесах - это 10 тысяч километров. Поскольку водитель, обремененный правами, в нашей компании был один, решено ехать только днем. А ночью - спать. Ночевать было решено в хостелах - дешево и сердито. К чему тратиться на отель, если нужно всего лишь помыться и поспать несколько часов? Подходящий хостел в XXI веке найти очень просто, имея хотя бы один гаджет и мобильный интернет под рукой. Каких-нибудь 10 минут - и ты уже в курсе всех удобств, цен, и даже фотографии комнат посмотрел и отзывы почитал. Но на всякий случай закинули в машину еще палатки и спальники. Для совсем бюджетной ночевки. С обедами и ужинами поступили точно так же: смотрели отзывы на столовые в дороге и заезжали в те заведения, которыми люди были довольны. Посмотрели на карту и разделили маршрут на несколько дневных порций. Первый день - Новосибирск - Тюмень. Затем Тюмень - Уфа. Далее ночуем в Саратове, а там уже до Новороссийска рукой подать. Чтобы хоть как-то оправдать траты на топливо, разместили данные о поездке на портале по поиску попутчиков, которые готовы скинуться на бензин. Желающие нашлись достаточно быстро: до самой Башкирии машина была заполнена, вместе с нами, сменяя друг друга, все время ехали два человека. Бензин мы, конечно, таким образом сумели окупить, однако неожиданно наткнулись на штраф. Тюменский полицейский наказал нас на 1000 рублей за то, что пассажир на заднем сидении не был пристегнут. Так что поверьте нашему горькому опыту: в машине нужно всегда пристегиваться. Даже сзади. Так безопаснее. Особенно - в Тюменской области. На обратном пути решили не заморачиваться с попутчиками - такие пассажиры отнимают много времени, ведь ради них приходится заезжать в крупные города, которые можно было успешно пройти мимо по объездным дорогам.

Башкирия на рассвете. Такой трафик на Урале, пожалуй, только в 5 часов утра. Через пару часов дорога заполнится грузовиками дальнобойщиков.

Башкирия на рассвете. Такой трафик на Урале, пожалуй, только в 5 часов утра. Через пару часов дорога заполнится грузовиками дальнобойщиков.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

УРАЛЬСКИЙ ТРАФИК

Первый день пути дался достаточно тяжело. Это был самый протяженный участок маршрута (почти 1300 километров), который начался для нас в 4 часа утра и закончился уже около полуночи. Рулить почти без перерыва 20 часов подряд - довольно утомительное занятие. Да еще и дороги в Тюменской области, как оказалось, не слишком дружелюбные: почти вся трасса от границы с Омской областью и до самой столицы региона была либо разбита, либо в ремонте. Впрочем, радует, что ее хотя бы ремонтировали.

На следующий день предстояло добраться до города рокерской славы Уфы через столицу уральского региона - Екатеринбург. И здесь нас поджидал первый сюрприз: оказалось, что езда по Сибири и езда по Уралу - это два совершенно разных процесса. Практически весь наш путь от Новосибирска до Тюмени пролегал через степь. Представьте себе: едешь 100 километров, и ничего не происходит. А потом еще столько же - и снова ничего не происходит. А потом еще и еще, и вот так мимо тебя пролетают 1000 с лишним километров дороги в степи. Дорога напоминает нитку, натянутую по столу - прямая и невероятно скучная. Пейзаж не меняется: за окном болото. Или березки. Или березки в болоте. На Урале нас уже поджидали множество поворотов, подъемов, спусков, ограничений скорости, но главное - дальнобойщиков. Их очень много. Их так много, что легковушки на трассе уже кажутся редкостью. По сравнению с уральским трафиком, в Сибири вообще никто не ездит. Также там очень развита придорожная инфраструктура - за каждым из бесконечного множества поворотов обязательно скрывается какая-нибудь кафешка, придорожная гостиница, шиномонтажка или что-нибудь еще в этом духе. В итоге средняя скорость движения получилось существенно ниже, и к следующему месту для ночлега мы добрались глубоко за полночь.

Набережная Саратова - место притяжения городских спортсменов.

Набережная Саратова - место притяжения городских спортсменов.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

ИЗДАЛЕКА ДОЛГО…

Дорога в третий день, до Саратова, оказалась еще более длинной - дорожники Саратовской области всерьез взялись за ремонт, и стоять в пробках на трассе приходилось по несколько часов. Но все ожидания в автомобильных очередях были с лихвой компенсированы открывающимися видами. Да, Волга действительно широкая река - не врали авторы хита всех времен и народов, ей на самом деле конца и края нет. Уже в Саратовской области наткнулись на указатель ближайшей деревни: Широкий Буерак. Проехать мимо и не посмотреть на поселение с таким говорящим названием было просто невозможно. Свернули с трассы в эту прибрежную деревню, чтобы посмотреть на Волгу поближе. Название было дано не зря! Всю дорогу по селу мы постоянно из одного широкого буерака перекатывались в другой. Но чутье не обмануло - вид с обрывистого берега на реку оправдал все ожидания. Мы даже и не думали, что река может быть настолько широкой, чтобы противоположный ее берег проглядывался только узкой полоской на горизонте. Под обрывом на небольшом пляже плескалась детвора. Вид маленьких людей, резвящихся в такой огромной массе воды, завораживал, но долго задерживаться в Буераке и выбиваться из графика движения было нельзя - нас ждал город, на улицах которого огней так много золотых. К месту ночлега мы снова добрались уже в темное время суток, и по-настоящему Саратов раскрылся только на следующий день, когда мы проспали все свои будильники и встали, когда солнце было уже высоко. Оказалось, что там замечательная чистая набережная, на которой люди всех возрастов занимаются спортом. А совсем рядом с ней - Музей-усадьба Н. Г. Чернышевского.

Бетонная громадина Родина-мать, возвышающаяся над Волгоградом, стоит в окружении останков 30 тысяч безымянных ее защитников.

Бетонная громадина Родина-мать, возвышающаяся над Волгоградом, стоит в окружении останков 30 тысяч безымянных ее защитников.

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ ГОРОД

После Саратова было решено ехать до Волгограда. Проделать такой путь и не посмотреть на Мамаев курган было бы преступлением. У Родины-матери мы в итоге задержались на несколько часов, просто потому что мимоходом пробежать через огромный мемориальный комплекс невозможно. Волгоград произвел очень тяжелое, скорбное впечатление. Ходишь по этим улицам, и спинным мозгом чувствуешь, сколько людей здесь полегло. Даже если бы тебе и захотелось об этом не думать, город не позволит это сделать: практически на каждом углу здесь какой-нибудь памятник, памятный знак, кусок расстрелянной стены и так далее. На городской набережной - танки. И здание старой мельницы, которое во время Сталинградской битвы стало опорным пунктом обороны. Окон нет, в кирпичных стенах зияют дыры от пуль и снарядов. Каждый новый шаг на Мамаевом кургане открывает новые знания о страшной битве. Вот на бетонной стене изображен сгоревший заживо матрос. А вот - смертельно раненный связист, который из последних сил зажимает зубами провода. Чтобы еще сильнее воздействовать на туристов, из репродукторов на всю округу разносятся звуки боя и голос Левитана. Но самое мощное впечатление - от таблички на газоне кургана: «По братской могиле не ходить! Здесь похоронены 34 505 человек!» 34 505 человек. Видишь табличку - и комок в горле. Бетонная громадина Родина-мать, возвышающаяся над городом, стоит в окружении останков 30 тысяч безымянных ее защитников. Лишь некоторым из них повезло быть увековеченными на мемориальных плитах. Легендарному снайперу Василию Зайцеву, например. Похоронен на кургане согласно завещанию. Каждая скульптурная композиция, каждая надпись на каждой стене - все говорит о том, что здесь погибло столько людей, сколько даже представить себе не можешь. Очень, очень тяжелый город, но побывать здесь, конечно, надо было, хотя бы ради того, чтобы понять, насколько ты все-таки пацифист.

До моря мы добрались только на пятый день пути. Оно открылось нам уже поздним вечером в Новороссийске - спокойным гулом на горизонте и тонкой полоской темноты среди многочисленных огней. Но об этом мы расскажем уже в следующий раз.

Фоторепортаж из Волгограда смотрите здесь.

Продолжение следует. Наш рассказ о российском юге и городе-герое Новороссийске и заводе по производству всемирно известного шампанского «Абрау-Дюрсо» читайте здесь.