2018-07-20T19:38:42+03:00
31

Кудрин сомневается в исполнении майского указа: когда Россия преодолеет бедность?

Кудрин сомневается в исполнении майского указа: когда Россия преодолеет бедность?Кудрин сомневается в исполнении майского указа: когда Россия преодолеет бедность?

Профессор Александр Бузгалин рассуждает об этом в эфире программы «Личные деньги» на Радио «Комсомольская правда»

Кудрин сомневается в исполнении майского указа: когда Россия преодолеет бедность?

00:00
00:00

А.Бузгалин:

- Здравствуйте! Мы говорим о личных деньгах, мы говорим о том, почему мы иногда бываем богатыми, иногда бываем бедны. Наша программа ориентирована на обсуждение трудных вопросов нашей социально-экономической жизни.

С академиком Смолиным мы вместе работаем над проблемами социально-экономического развития нашей страны уже четверть века, с 1990 года, когда он впервые был избран тогда еще в Верховный Совет Российской Федерации. Избран, будучи доцентом регионального Омского университета, не обладая ни деньгами, ни каким-то стоящим за ним административным ресурсом. С той поры Олег Смолин каждый раз избирался независимым депутатом от своего региона в Думу, в Совет Федерации, опять в Госдуму. И продолжает говорить предельно искренне и откровенно. И жестко о необходимости, наконец, начать всерьез решать проблему бедности. Даже по официальной статистике у нас прожиточный минимум и он же уровень бедности в 11 тысяч рублей, по сути дела, не отражает ни возможности приобрести лекарства, заплатить на коммунальные услуги, то есть, не отражает почти ничего. И 20 миллионов человек, которые находятся ниже этого уровня бедности – это трагедия России. По данным официальных независимых профсоюзов России, организации, которая отнюдь не является позиционной ни в каком смысле, для того, чтобы человек мог воспроизводиться на минимально достаточном уровне, исходя из стандартов, в России минимальная зарплата должна составлять, как минимум, 35 тысяч рублей.

Ситуация совершенно другая. У нас половина граждан страны получают зарплату меньше 30 тысяч рублей. Бедность, а в ряде случаев просто нищета. Как решать эту проблему? Этой теме я хотел посвятить сегодняшний эфир.

Два ключевых решения было названо во время эфира с Олегом Смолиным. Первый – это увеличение общественного пирога за счет новой индустриализации. Второе – это иная система распределения общественного богатства. Я хотел бы прокомментировать каждый из этих вопросов и добавить третий, который мы смогли только краем упомянуть в конце эфире – о необходимости развития общественного сектора экономики, общедоступного, бесплатного образования, здравоохранения и доступа к культуре.

Из выступления В.В.Путина:

- Наша задача уменьшить бедность в два раза. Мы ведь с 2000-го года по 2007-2008-й ровно в два раза уменьшили количество людей, живущих за чертой бедности. В период сложных экономических раскладов 8-12-го годов эта цифра немного изменилась в неблагоприятную для нас сторону. Но сейчас у нас рост зарплат 9,8% или 9,6%. Рост реальных доходов увеличился в 3,8%. Мы двигаемся в этом направлении. И мы точно должны решить одну из главных задач – уменьшение числа бедных и числа людей, живущих за чертой бедности.

А.Бузгалин:

- Итак, давайте обо всем по порядку. Первые две части нашего эфира я хотел бы посвятить тому, как увеличить общественный пирог. Упрек, который адресуют сторонникам социалистических идей-марксистам, а, как вы догадываетесь, профессор Бузгалин весьма близок именно к этой парадигме общественной науки.

Итак, нам говорят: вы хотите отнять у тех, кто активно работает, отнять и отдать бездельникам, вы не думаете об увеличении общественного богатства, вам бы лишь отнять и поделить. К сожалению, в нашей ситуации происходит так, что праволиберальные прокапиталистические силы стремятся отнять и поделить между собой, а не между гражданами, но об этом чуть позже. Сначала о том, как увеличивать общественный пирог.

Речь идет не просто о роста валового национального продукта страны, а о развитии нашего общества и экономики, да еще и в диалоге с природой. Почему это важно? Если мы просто считаем валовый продукт в соответствии с методологией темы национальных счетов, то есть, что принято в США, в Западной Европе, во всем остальном цивилизованном капиталистическом мире, то у нас складывается все в общую корзину. У нас к производству стали и станков добавляется количество посредников риелторских операций, наряду с производством зерна суммируется объем банковских финансовых спекуляций, добавляются туда все услуги, в том числе, те, которые явно не способствуют человеческому развитию и все те бессмысленные продукты, которые производятся для ублажения богатой и сверхбогатой части населения. К школе, которая стоит несколько миллионов долларов, добавляются часы стоимостью в те же несколько миллионов долларов. И это равные слагаемые валового национального продукта.

Как увеличить общественный пирог, прежде надо понять, что увеличивать, а что нет. Главное отличие тех, кто хочет увеличить общественное благосостояние и стоит на левых социалистических позициях, состоит в том, что они говорят, что надо повышать производственный и человеческий потенциал. И надо делать так, чтобы у нас производилось больше благ, и чтобы эти блага доставались гражданам, которые жили лучше. Вы скажете, что это банальность? Нет. Потому что сегодня в нашей экономике в значительной степени общественное богатство используется отнюдь не на эти цели.

Итак, что мы можем сделать, чтобы увеличить общественное богатство? Изменить экономическую политику и институты, правила игры в общественной экономике. Я уже не раз говорил о том, что современная экономика нуждается в активной общественной политике, когда общество при помощи государственных органов, а не чиновники сами по себе, определяет, какие приоритеты необходимы и поддерживает через низкие налоги, через дешевые кредиты, через государственные инвестиции, при помощи госзакупок именно эти сектора экономики.

На протяжении последних десяти лет наша страна, экономика находится в состоянии стагнации. Вопреки бодрым заверениям накануне президентских выборов и сразу после выборов, вопреки прекрасным лозунгам скачка, прорыва, решительного шага вперед и так далее, несмотря на все это мы находимся в состоянии стагнации.

Что надо сделать, чтобы решить вопрос бедности? Первый шаг – это увеличение общественного пирога и первый шаг – это активная промышленная политика. Но это далеко не все. Мы с вами не раз говорили о том, что в стране многие природные ресурсы реально находятся под частным контролем. В экономике формы юридические и правовые хозяйствования и то, как реально устроена экономическая жизнь, кому, на самом деле, принадлежит экономическая власть, это две большие разницы, как принято говорить в Одессе. Особенно это касается российской экономики с ее крайне сложными правилами игры и весьма противоречивым законодательством. К сожалению, газ, нефть, руды цветных и черных металлов, лес и пахотная земля – все это в значительной степени контролируется не обществом при помощи государственного аппарата, а государственными чиновниками, которые сращены с крупным капиталом. Формально это могут быть и государственные корпорации, в других случаях частные, но и в том, и в другом случае, когда формально корпорация является государственной или частной, реальными хозяевами является довольно узкий слой номенклатуры, состоящий из высших чиновников и крупнейших собственников капитала.

Напомню, в России более ста миллиардеров долларовых, которые концентрируют более трети общественного богатства в своих руках. Именно этот слой использует природные ресурсы нашей страны в своей выгоде. Поэтому наша страна занимает одно из первых мест по количеству долларовых миллиардеров. И одно из последних мест по продолжительности жизни. Контроль за природными богатствами и возможностью полностью получать природную ренту на пользу страны – это и есть один из ключевых шагов к увеличению общественного пирога. Концентрируем ресурсы на основных направлениях, полностью направляем природную ренту на решение общественных проблем, на решение общественных задач развития, а не просто экономического роста.

Из выступления Д.Медведева:

- Считаю бедность наиболее сложной и наиболее кричащей проблемой современной России. И те шаги, которые предпринимаются в этом направлении, пока не являются достаточными. Но эти шаги должны быть комплексными. Невозможно решать эту проблему только увеличения МРОТа. Я уж не говорю о том, что денег на увеличение МРОТа в бюджете в настоящий момент нет. Я и так считаю, что мы прошли очень большой путь, когда мы приступали к решению этой проблемы в начале 2000-х годов, к категории бедных у нас относилось до 30 миллионов человек.

В настоящий момент за чертой бедности в районе 20 миллионов. Эта цифра несколько подросла, к сожалению, в ходе кризиса. Мы должны сделать все, чтобы, как минимум, вернуться к параметрам, которые были еще несколько лет назад. И в целом стараться эту проблему решить.

А.Бузгалин:

- Высокотехнологичный сектор – это не только промышленность, это и сельское хозяйство, и транспорт, и даже добыча природных ресурсов, где мы можем не ограничиваться исключительно тем, чтобы выкачивать нефть и газ. И направлять их за рубеж. А использовать их для создания современных видов изделий химической промышленности. Это будут очень эффективные и производительные, дающие огромную отдачу для экономического развития, комплексы.

Хорошо известные меры? Да. Вы спросите, почему же они не реализуются? На этот вопрос я отвечу в третьей части нашего эфира.

Даже если мы поймем, как нам увеличить общественный пирог, останется вопрос его распределения. Мы эту тему не случайно обсуждали неделю назад. Если в нашей стране мы введем систему распределения общественного богатства такую же, как, скажем, в скандинавских странах с высоким прогрессивным подоходным налогом, с серьезными пособиями по безработице, с высоким уровнем минимальной зарплаты, то при том же валовом национальном продукте на душу населения, который мы имеем сегодня в нашей стране, мы можем в полтора раза повысить медианную заработную плату, в два раза повысить минимальную зарплату, но при этом вот трагедия, не устаю повторять, это просто ужасный удар – у нас окажется, как минимум, в два-три раза меньше долларовых миллиардеров. Хотя бы потому, что значительная часть из них должна будет поделиться. И вместо того, чтобы покупать самую длинную в мире яхту или шикарную футбольную команду, потратить эти ресурсы на то, чтобы через налоги направить миллионы и миллиарды долларов на создание институтов образования, вложение в фундаментальную прикладную науку. На то, чтобы начать в стране производить роботы в количестве в десятки раз больше, чем сегодня, чтобы достигнуть уровня даже не Западной Европы, а хотя бы Северной Кореи.

Механизмы этого распределения хорошо известны. Это прогрессивный подоходный налог, налог на роскошь, прогрессивный налог на наследство, на недвижимость. Напомню, последний раз президент сказал, что не будет прогрессивного подоходного налога в России, плоская шкала останется, во всяком случае, надолго.

Прогрессивный подоходный налог. Бедная часть населения, кто получает 10, 20, 30 тысяч рублей в месяц, не платят налог вообще. Те, кто получает среднюю зарплату и выше, платят налог такой, как платят сегодня – 10-15%. И только те, кто получает миллионы рублей в месяц, платят высокий прогрессивный подоходный налог, который увеличивается от 30 до 50%. 50% - это уже для долларовых миллионеров.

О других шагах. Среди них прогрессивный подоходный налог на наследство. Если вы оставляете в наследство квартиру, в которой и без того жили ваши дети или внуки, налог отсутствует. Если вы оставляете пять дворцов, то 50% налог вы должны выплатить или лишиться половины дворцов. То же самое касается налога на роскошь, который начинается с предметов, предназначенных не для развития человеческих качеств, а для ублажения символических претензий в «элитном» сообществе.

Россия на протяжении последних десяти лет не может выбраться из ямы, которую я бы назвал мягко стагнацией, а сурово – тяжелым экономическим положением страны, которая все больше отстает от наиболее передовых стран мира. И речь идет об отставании не только от Китая, который снизил темпы роста всего лишь до 6,5% в год. Напомню, в России мечта оптимистически настроенной части правительства добиться 2% темпов роста в качестве великого результата. Но дело не только в Китае. Мировая экономика растет средними темпами 3-4% в год, Россия с надеждой на 2% отстает. И чем дальше, тем больше. А нам бы не просто догонять, а развиваться опережающими темпами. И не просто расти, а именно развиваться.

Я не устаю повторять про те общеизвестные шаги, которые должны превратиться в общее место, в требование каждого гражданина нашей страны, за исключением, может, некоторого круга, кому придется раскошелиться. В свое время известный деятель римского государства требовал разрушения Карфагена, требовал до тех пор, пока этот оппонент Рима, действительно, не был разрушен. Вот именно так я себя веду во время наших эфиров. И, как показывает опыт, многие вопросы вновь и вновь поднимаются и самими радиослушателями.

Сейчас поставим вопрос, который возникает, когда мы говорим о серьезных шагах по борьбе с бедностью. Это вопрос о том, почему это все не делается. Если для того, чтобы преодолеть ситуацию, когда 20 миллионов граждан России находится в нищете, получают зарплату между 30 тысяч рублей, для того, чтобы решить эту проблему, можно сделать ряд простых и понятных шагов, то почему они не делаются? Существует несколько ответов. Кто-то говорит о том, что кто-то что-то не понял, не знает, некомпетентный у власти, ошибки совершаются определенными чиновниками на федеральном и региональном уровне. Я позволю с этим не согласиться.

Мы уже обсуждали эту тему, но это было давно. Мне кажется, тут дело в интересах. Я упоминал Древний Рим. «Кому выгодно?». Это в стране на протяжении 25 лет проводится примерно одна и та же социально-экономическая политика, значит, это кому-то выгодно. Нужно. К сожалению, здесь ситуация не такая, как в знаменитых строчках Маяковского: если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно. К сожалению, у нас нефть выкачивается, газ продается и экономика стагнирует. И это кому-то нужно, выгодно. Давайте подумаем, кому.

В 90-е годы в наиболее глубокий кризис у власти Ельцин и команда либералов, родоначальником которой стал Егор Гайдар. Казалось бы, потом все существенно изменилось. И в области внешней политики Россия сейчас выглядит по-другому. Но давайте посмотрим на то, что делается внутри страны. Правительство, возглавляемое Медведевым, партия «Единая Россия», возглавляемая Медведевым. Это те, кто находится вместе с президентом Путиным у власти с нулевых годов. Уже почти двадцать лет. Одно время Медведев был президентом России, сегодня он снова премьер-министр, снова в правительстве все те же лица, по сути, дела, снова предлагаются шаги, разрабатываемые Кудриным, одним из гайдаровцев, последовательных гайдаровцев. К сожалению, это слово сегодня ассоциируется с премьер-министром России, а не с великим советским писателем.

Одна и та же экономическая политика. В стране все это время отсутствует серьезное стратегическое планирование. О программе «2020» поговорим в другой раз. Напомню, ее разрабатывали еще до мирового экономического финансового кризиса.

Стратегическое планирование отсутствует. Активная промышленная политика существует только в виде крайне расплывчатого, так называемого «рамочного» закона, который никого ни к чему не обязывает. И серьезные шаги по регулированию экономики государством по поддержке отдельных секторов и торможения развития других, стали предприниматься лишь последние годы лишь в связи с санкциями. И в крайне ограниченных масштабах: военно-промышленный комплекс, аграрный сектор и еще чуть-чуть и все. Доходы попадают главным образом в карман олигархов или складываются в кубышку, которая вкладывается, при всем нашем антиамериканизме, антинатовской риторике, в ценные бумаги, в активы все тех же США. И все того же Евросоюза. Все тот же Вашингтон и Брюссель контролируют те нефтедоходы, которые мы получаем за счет продажи наших природных ресурсов, за счет того, что мы в экологическом отношении ухудшает ситуацию в стране на протяжении всех 25 лет.

А почему это выгодно, спросите вы? Потому что другая политика социальная и промышленная заставит их существенно поделиться и потерять часть богатства общественного, которое ими присвоено. Заставит поделиться доходами, в том числе, через прогрессивный подоходный налог, налог на роскошь и так далее. И заставит их поделиться властью. Это касается уже не только олигархов, но и чиновников. Потому что для того, чтобы проводить в жизнь стратегию планирования, добиться не уклонения от налогообложения, добиться социальной ответственности бизнеса, нужна сильная система общественного контроля и полная прозрачность деятельности не только государства, но и бизнеса.

Общество должно все больше и больше становиться хозяином нашей социально-экономической системы, подчиняя, контролируя и направляя деятельности государственного аппарата и бизнеса. У нас ситуация, к сожалению, обратная. Она такова, что государственная бюрократия вкупе с бизнесом является главными акторами, главными субъектами и хозяевами российской экономики.

Мы не говорили с вами в этом эфире еще и о проблемах развития общественного сектора, но давайте оставим эту тему для следующей передачи, которая не заставит себя ждать. Как всегда, через неделю мы с вами продолжим эфир.

Если у вас есть вопросы и желание общаться, пишите на портал «Комсомольской правды», пишите на мою личную почту и продолжим нашу беседу.

31

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
Региональная студия +7 8452-694-009
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ