Премия Рунета-2020
Саратов
+7°
Boom metrics

Уже месяц в школах преподают «Основы религиозной культуры». Что изменилось?

Учебники по основам религиозной культуры будут получать одобрение у соответствующих конфессий
Для школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издано несколько учебников

Для школьного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издано несколько учебников

Фото: Иван ПРОХОРОВ

В прямом эфире радио КП обсуждаем, религия в школе – это плохо или хорошо.

Милкус:

– У нас в гостях Игорь Витальевич Метлик – завлабораторией института семьи и воспитания Российской Академии образования, и Александр Ярославович Данилюк – руководитель центра образовательных проектов издательства «Просвещение». Говорить мы будем о серьезном предмете, который с 1 сентября стал обязательным для российских школ. Это основы религиозной культуры и светской этики. Главная проблема, о которой сегодня говорили – что до сих пор в школах нет достаточного количества учебников по этому предмету, и не готовы методические пособия. То есть учителя ввязались в бой, начали преподавать этот предмет – а у них нет достаточных инструментов для этого. Александр Ярославович, что вы посоветуете учителям, которые уже три урока провели, а материалов достаточных у них нет, подготовки нет. Как быть?

Данилюк:

– Это не совсем так – насчет методического обеспечения. Поскольку очень много материалов размещено в Интернете, во всех субъектах Российской Федерации, в институтах повышения квалификации созданы специализированные сайты. Эти сайты есть и в Москве на базе академии повышения квалификации. То есть учитель при желании может найти обширную информацию методического плана для подготовки к урокам.

Милкус:

– Вы как специалист и как человек, который в это погружен уже много лет – назовите эти сайты, чтобы родители, учителя могли понимать. Я думаю, что есть и сайты, где информация такая, что лучше всего не ходить. Информация безусловно разная. Но для того, чтобы найти необходимую информацию, надо выйти в Интернет на сайты региональных институтов повышения квалификации субъектов Российской Федерации. Там, где проводилась апробация, вывешены в свободном доступе методические материалы. Общероссийский сайт apkpro.ru – это сайт российской академии повышения квалификации работников образования.

И можно сказать, что там сертифицированы методические материалы.

Данилюк:

– Нет, там разные методические материалы, которые являются результатом опыта учителей, которые это уже проходили. Никаких сертифицированных материалов.

Милкус:

– Будем говорить так: рекомендованные. Там нет передержек или неправильной трактовки информации.

Данилюк:

– Есть. Они разные, в этом и проблема. Сейчас даже учебники по ОРКСЭ (Основы религиозной культуры и светской этики – ред.), есть так называемый федеральный перечень учебников – он есть на сайте министерства образования. Но это только учебники. Методические рекомендации не подлежат сертификации, одобрению министерства образования или других структур.

Милкус:

– Но они нужны для учителя?

Данилюк:

– Безусловно. Поэтому сейчас, по заказу министерства образования, мы занимаемся разработкой таких методических пособий, где будут полные методические материалы. Эти пособия будут согласованы с соответствующими конфессиями. Они пройдут соответствующую экспертизу. Мы можем говорить о достаточном качестве пособий, которые по заказу министерства будут сделаны до конца этого года и представлены в свободном доступе, а в следующем году напечатаны.

Милкус:

– То есть первый курс пройдет, закончится – и тогда люди получат методические рекомендации.

Данилюк:

– Это не значит, что учитель работает без методических рекомендаций. Это значит, что на учителя ложится дополнительная нагрузка по методической разработке уроков – такая проблема существует.

Милкус:

– Игорь Витальевич, что бы вы посоветовали?

Метлик:

– Я занимаюсь этой проблемой давно и участвую в подготовке учителей. Говоря о Москве, есть на сайте московского института развития открытого образования раздел mioo.seminfo.ru. Там есть страница, где можно найти лабораторию «История культуры религий мира», которая курирует подготовку учителей в Москве. И есть открытый доступ, сайт для педагогов – там по регистрации. Но есть открытый доступ, в котором можно и родителям посмотреть эти материалы, тем более учителям. Естественно, учителям, которые обучаются на курсах – обучались они весной на 72-часовых курсах. Сейчас запускаются курсы углубленные, профилизированные, православной культуры по этике – на 144 часа. Еще ресурс существует на сайте Православного Свято-Тихоновского Университета, всероссийская Олимпиада школьников по православной культуре – которая проходит уже более пяти лет. Где представлены методические разработки к учебнику отца Андрея Кураева по всем урокам.

Милкус:

– Отец Андрей Кураев – автор модуля по православной культуре.

Метлик:

– Да, автор учебника по православной культуре. Поэтому больше методического обеспечения под тем модулем, который наиболее популярным был в выборе: православная культура, этика, в меньшей степени история религии.

Милкус:

– В эксперименте предмет был разделен на третий и четвертый…

Метлик:

– В эксперименте преподавание шло в последней четверти четвертого класса и первой четверти пятого класса.

Милкус:

– То есть получается, что в конце младшей школы и в начале средней школы.

Метлик:

– Да. При этом возникала проблема, что дети за лето забывали все, что знали в конце четвертой четверти. Такая модель была принята. Поскольку она была запущена с 1 сентября 12-го года – возникла определенная напряженность. Потому что подготовить такое огромное количество учителей – преподавание с 1 сентября – было затруднительно. Но система работала, справлялась по мере сил. В разных регионах своя ситуация. Но есть регионы, где накоплен большой опыт не только среди экспериментальных.

Милкус:

– В большинстве школ выбрали просто один предмет.

Метлик:

– Не готов сказать, что в большинстве. Скажу, что выбор модулей был в пользу неконфессиональных модулей. Он несколько изменен – если взять социологию: конфессиональное разделение и так далее. Потому что во многих регионах нет подготовленных учителей по религиозным культурам. Часто школе проще выбрать этику. Помимо подготовки учителей есть вопиющие случаи, когда в какой-то республике – в Татарстане – не дали выбрать никаких конфессиональных предметов. В Пензенской области. Потом ситуация была исправлена.

Милкус:

– Мне кажется, это лучше чем в Ингушетии – все выбрали основы исламской культуры.

Метлик:

– Хуже – когда нет выбора ни того, ни другого.

Милкус:

– На ваш взгляд, введение этого предмета – мы говорили, что он введен поспешно. В методиках говорим, на каких найти сайтах, полностью линейки пособий для учителей еще нет. Это все-таки благо? Или нужно было год подождать, спокойно подготовиться, еще раз продумать.

Данилюк:

– Насчет поспешности я бы поспорил. Поскольку есть объективные данные. Два года апробации в 21 субъекте Российской Федерации. Более 80 процентов родителей четко заявили, что преподавание данного курса благотворно влияет на нравственное состояние их детей. Более 80 процентов учителей поддерживают введение этого курса. Не было зафиксировано ни одного случая религиозной вражды на почве ОРКСЭ. Это была апробация в сложнейших условиях. И, тем не менее, результаты высокие. Поэтому когда мы оцениваем курс, надо смотреть на результаты. Я понимаю, что есть уровень тревожности. Но объективные данные показывают, что это позитивное явление в нашей школе.

Метлик:

– Тут категория поспешности или запаздывания. Если говорить о введении такого религиозно-культурологического образования в школе по выбору – мне кажется, мы запаздываем с этим. Можно говорить о технологиях, о технике. Это делается не на ровном месте. Вспомним начало этого процесса – 2008-й год, встреча президента с лидерами конфессий. Президент говорит о том, что мы не на пустом месте собрались. Во многих регионах такие программы реализуются.

Милкус:

– С начала 90-х годов, кстати.

Метлик:

– Около миллиона школьников изучали такие курсы. Где-то больше, где-то меньше – но такие были. И практику этой системы необходимо было интегрировать на федеральном уровне в общем контексте. Это не некая инновация, которая спущена сверху или заимствована из-за бугра. Это инновация, которая вызрела в нашем обществе сама. Другое дело, как мы будем ее реализовывать в этой обязательной части программы, по выбору. Это вопрос техники и педагогических аспектов. Поэтому в социально-культурном плане с опозданием, а в технологическом плане с некоторыми шероховатостями, может не с теми, непродуманными решениями. Но которые можно исправлять по ходу дела.

Милкус:

– Мы говорили, что существует не только одна линейка или только один курс, выпущенный издательством «Просвещение». Можем ли мы говорить о том, чтобы посоветовать учителям другие пособия? Или давайте придерживаться той линейки, которая уже выверена и согласована с представителями разных конфессий.

Метлик:

– Доверие к тому учебному комплекту, которое согласовано с конфессиями, разработано – оно больше. Издательство «Дрофа», другие издательства выпускают учебники по отдельным модулям, формируют эти полностью комплекты по всем шести модулям. Издательство «Дрофа», я в этом участвовал – когда они столкнулись с вопросами к этому учебнику представителей русской православной церкви, которые сотрудничают в регионах – как, что, почему нет экспертизы – то автор и издательство, надо отдать им должное, пошли на взаимодействие и в экспертном совете отдела религиозного образования прошла экспертиза этого учебника. Какие-то моменты были скорректированы, которые уточняли многие позиции по православной культуре. Издательство сейчас выпускает новый учебник, который будет иметь гриф русской православной церкви. Конфессии заинтересованы – это в интересах семей – чтобы не переврали. Поэтому нужно будет выстраивать систему конфессиональной экспертизы только по религиозным культурам учебников и пособий. И государство должно допустить этот учебник, и конфессия должна дать свой штамп.

Милкус:

– Какой результат вы ждете после первого года обучения всех во всех школах России по этому предмету: основы религиозной культуры и светской этики.

Данилюк:

– Самый главный результат на ближайший год и на перспективу: мы должны поменять свое отношение к нашим культурным традициям. Мы должны понимать, что православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика – это часть нашего культурного наследия. Это формирование у ребенка целостностного восприятия российской культуры, российской действительности – надо готовить ребенка к жизни в реальном мире. В этом реальном мире есть люди, которые исповедуют разные ценности. Которые придерживаются разных верований.

Милкус:

– Ценности у нас общие, а верования разные.

Данилюк:

– Безусловно. У иудеев одно видение жизни, у православного оно немного другое. У светского человека другие ценности. И это нормально. Способность ребенка понимать людей, которые придерживаются разных – вернее особых ценностей, понимать и выстраивать сотрудничество с этими людьми – самая главная задача курса ОРКСЭ. Надеюсь, что позитивные результаты преподавания ОРКСЭ поменяют отношение общества к этому предмету. Мы не будем считать, что религия в школе – это плохо. Там не религия, а культура – во-первых. Во-вторых, нет культуры без религии. За этим стоят реальные люди, стоит готовность ребенка жить в поле, культурном социуме. И одинаково конструктивно, ровно, позитивно выстраивать отношения с людьми, у которых разное мировоззрение, разная система ценностей. Тем и богат наш мир, что здесь есть свобода, есть выбор. Возможность выбора обеспечивает человеку свободу.

Милкус:

– Дети, которые стали учить предмет повсеместно, в четвертом классе. Есть ли надежда, что через семь лет мы получим на выходе из школы такое продвинутое?

Данилюк:

– Такой надежды нет, потому что сейчас этот курс всего 34 часа, 34 урока. И проблема воспитания той личности, о которой мы говорим, не решается в рамках отдельного предмета. Даже если он будет растянут на несколько лет. Это проблема школы в целом, проблема содержания образования, проблема ценностных отношений между школой и семей, между учителями, родителями и детьми. Это особый уклад жизни, который нам надо формировать. Курс ОРКСЭ – очень важное звено этой новой системы. Это маленький элемент новой системы образования, который только начинает прорастать в нашей российской школе.

Метлик:

– Позиция русской православной церкви. Что это должно преподаваться по всем годам обучения, по выбору. Мы не можем ждать от одного урока решительных результатов. Это работа школы, семьи, общества. Но внести вклад в то, что бы дети знали свои традиции. Если человек не знает и не уважает свою родную традицию, которой придерживается его семья – он не может уважать никакие традиции. Понятие: культура, традиции, ценности – за рамками его мировосприятия. Влияние этого курса даже в малом, экспериментальном формате, действительно значимо – для того, чтобы все содержание образования было более ориентировано. Чтобы целостность общего образования обновлялась, развивалась в соответствии с теми потребностями, которые в обществе есть. Во многом преподавание несет советские стереотипы: гуманитарные дисциплины, в воспитательной работе. Здесь мы видим впервые, когда непосредственно семья участвует в определении содержания образования для своего ребенка. Что для многих ново, непривычно, необычно, семье не доверяют. Это способствует преодолению этих барьеров, более тесному общению семьи, учителей, школы, участвующих в этом процессе конфессий. Я верю, что по тем итогам, которые мы видели, ничего плохого, никакого вреда эксперимент не принес.

<<Самые интересные эфиры радио "Комсомольская правда" мы собрали для вас ЗДЕСЬ >>