Общество

Чудеса в жизни сибиряков

Об этом мы говорили на радио «Комсомольская правда» на 107,1 FM с нашими гостями , кандидатами исторических наук, преподавателями СФУ Анной Дворецкой и Аидой Терсковой
Правобережный общегородской крестный ход традиционно начинается у храма Рождества Христова. Фото: пресс-служба Красноярской епархии

Правобережный общегородской крестный ход традиционно начинается у храма Рождества Христова. Фото: пресс-служба Красноярской епархии

- Наверное, стоит начать разговор с того, а что такое чудо для православного человека?

Анна Дворецкая:

- Я как православный человек вывела для себя такую формулу: чудо – это проявление божественной сущности, и мне очень нравятся слова Феофана Затворника о том, что это жизнь в духе веры, у которой есть три проявления: воссоединение с Богом, пребывание с Богом и общение с Церковью. Для православных чудесное – это очень важно. Выявление чудес – одна из форм народного благочестия, это тянется веками, это не сегодня возникло. В первую очередь, чудопочитание у нас связано с именами святых, когда постепенно образуется свод чтимых святых. Есть в каждом регионе и свои местночтимые святые. Привычным местом паломничества большинства православных верующих всегда были монастыри, в Енисейской губернии особым почетом и уважением пользовались два из них, в которых были мощи почитаемых в народе страстотерпцев Василия Мангазейского и Даниила Ачинского – Туруханский Троицкий и Енисейский Иверский.

- 28 апреля православные отмечают день памяти Даниила Ачинского, что вас больше всего поражает в этом человеке?

Анна Дворецкая:

- Даниил Ачинский причислен к лику святых в 1999 году, во время возрождения Церкви. Но жил он в 19 веке, в Ачинске, в Зерцалах, в Енисейске, где и умер. И везде его еще при жизни почитали местные жители. К нему приходили за советами, за помощью. Когда я изучала его биографию, меня поразила личность этого человека. Насколько он был нестяжателем, насколько верен православию. Он утром шил, вечером работал на полях, но себе не оставлял ничего, питался один раз в день водой, хлебом и нечищеным картофелем. Жил в маленькой келье, похожей на гроб, там не было места даже для верхней одежды. Носил он березовый пояс, вросший в тело, и вериги. Но перед смертью он их снял, потому что это уже для него не было подвигом, а стало привычным явлением.

Анна Дворецкая

Анна Дворецкая

Фото: Мария ЛЕНЦ

Когда мы готовили энциклопедию Енисейска к юбилею города, у меня возник спор с верующими людьми, а надо ли писать о таком аскетизме? Священники дали ответ, что надо, ведь это проявление святости. Впервые вопрос о его причислении к лику святых возник в 1911 году, к этому времени епархия уже начала собирать сведения о чудесах, связанных с Даниилом Ачинским: на его могиле происходили излечения разных недугов. В начале 20 века, в 20-е годы, брали землю с его могилы, считалось, что она чудотворная.

Сейчас Мощи Даниила Ачинского возвращены Иверскому женскому монастырю в Енисейске, почитание не прервалось.

- Чудотворные иконы хотели бы видеть у себя многие храмы и приходы. Но когда это случилось, например, в Ачинском уезде, все закончилось расследованием, изгнанием священника, а икону так и не признали святой. С чем это связано?

Аида Терскова:

- Появление новых чтимых святынь в регионах было редким и замечательным событием. Явление иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» в Ачинском уезде Енисейской губернии сплотило приход, но привело к противостоянию прихожан и епархиального начальства, которое руководствовалось в своих действиях законом, было осмотрительно и осторожно в решениях.

Икону нашли летом 1911 года, 27 июня, в день святого Пантелеимона и местный священник должен был сообщить об этом в епархию. А он этого не сделал. Собрался народ, отслужили молебен на месте нахождения, икону принесли в храм и стали приглашать верующих из других сел в свой храм. И окрестные священники стали спрашивать у епархиального начальства, что за чудотворная икона и можно ли ей поклоняться. И только после этого священник Никольской церкви написал в епархию. И вопрос, на самом деле, серьезный: а святая ли эта икона, может, ее кто-то подложил? А чудеса настоящие или выдумка, или совпадение? Скептическое отношение мне понятно – священники боялись ереси, лжесвидетельств, поэтому были осторожны. А для прихожан эта находка была неописуемой радостью. Я рада, что тогда началось расследование, потому что для нас, для историков, сохранились данные о чудесах, явленных этой иконой. Комиссия установила около десятка случаев чудесного исцеления после совершения молебнов перед обнаруженной иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость». Хотя официально ее так и не признали чудотворной.

- То есть, существовал механизм признания или непризнания икон святыми?

- Да, такой механизм был: составить материал, отправить в Святейший Синод, который и принимал решение по каждой такой иконе.

- Складывается ощущение, что все чудеса закончились с приходом советской власти. Но ведь это не так!

Анна Дворецкая:

- До революции все было традиционно: верующие почитали чудотворные иконы, и каждый приход стремился иметь такую икону. И было в нашем регионе два монастыря, куда стекались паломники – это Енисейский и Туруханский Троицкий монастырь. В первые годы советской власти они были закрыты, в 30-годы разрушены церкви и многие чудотворные иконы утеряны. Но в 20-е годы церковная жизнь еще была. Ту же Никольскую икону, хотя и не признанную чудотворной, активно выносили на различные праздники и стекались на крестные ходы до 10 тысяч человек. О знаменитой Арейской Троицкой иконе есть последнее упоминание в 1928-29 годы, после чего ее следы теряются. А ведь крестные ходы с ней проходили ежегодно более 170 лет – она была главной святыней Енисейской епархии!

Самое удивительное, что исчезают монастыри, теряются иконы и народ начинает искать новые места и иконы. Появляются свидетельства об обновленных иконах, причем, в самых отдаленных районах, о которых никто не знал раньше, а теперь туда отправляются сотни паломников. В нашем регионе было уникальное явления Христа инородцу. Это 1926 год, Таштыпский район, хакасский улус. Возможно, это связано с тем, что там находился полулегальный Анжульский монастырь с массой паломников. И там неграмотный инородец увидел Христа. Это описано во многих документах, причем, советских документах, в том числе и чекистских. И там описывались столбы огня и дыма, бьющая из-под земли вода. Инородца увезли в Новосибирск и пошли слухи, что его топили - не утопили, посадили на лед на 30 дней, а он живой, пытались расстреливать, а из ружья потекла вода. И на этом «богоявленном» месте долгие годы советской власти кто-то ставил крест. Его сносили, а он снова появлялся – об этом есть свидетельства вплоть до 60—х годов 20 века.

В народе ходили слухи о чудесах, совершаемых около него: об исцелении больных и калек, различного рода видениях и необычных событиях. Особенное распространение получил слух о том, что на месте креста забил фонтан и во время одного из молений народ был по колено в воде. Две богомолки из Ачинска на месте креста увидели свет. Инородца, при котором свершилось явление бога, в народе с этого времени почитали святым и наделяли такими качествами как прозорливость, способность к чудотворению, дар пророчества, проповедничества, целительства и даже бессмертия.

Еще одно явление – «выпечка трех калачей», когда верующие пекли хлеба и раздавали их в три села, прикладывая при этом письма о необходимости покаяния перед Страшным Судом. Эта «кампания» началась в апреле 1927 года, продолжилась до июля этого же года и охватила около 20 сел Канского, Абанского, Ирбейского райнов. Об этом написано в информационных сводках ОГПУ.

В советское время, вплоть до 80-х годов, были такие письма – напиши 10 и отправь разным людям и будет счастье. Эта традиция появилась еще в 20-е годы.

- Насколько я понимаю, почти все чудотворные иконы и места прошлого утрачены, и все же есть современные места, которые сейчас считаются чудесными, святыми.

Аида Терскова

Аида Терскова

Фото: Мария ЛЕНЦ

Аида Терскова:

- В Енисейске это памятные места, связанные с именем Даниила Ачинского и намоленные храмы. Есть Знаменская икона в Дивногорске, с которой сейчас совершаются крестные ходы. До революции их было значительно больше.

Анна Дворецкая:

- Время от времени возникают утраченные святыни, ведется расследование. Проблема в том, что нет описания многих икон и нельзя сказать точно, эта икона или нет. Хочется поблагодарить наши музеи за сохранение многих святынь. То, что в 20-е, 30-е годы поступило в музеи, сохранилось по сей день и является общим достоянием. На православной ярмарке в Красноярске можно увидеть многие иконы из музеев, поклониться им.

Из новых святынь можно назвать Казачинскую икону и те места, которые связаны с убийствами монахов и священников в годы Гражданской войны. Так, к мученикам за христианскую веру уже в 1920-е годы населением были отнесены монахи, которые утоплены в озере Черном, расположенном в 30 километрах от Енисейска (ныне – озеро Монастырское). Жители Енисейска рассказывали, что после этого события, несмотря на лютые морозы, озеро несколько лет не замерзало, а тело одного монаха постоянно всплывало на поверхность. Хотя эта история из области легенд – нет документов, подтверждающих, что там были утоплены монахи. А все, что связано с Дмитрием Неровецким, наоборот, подтвержденные факты. У нас в крае есть летописец жизни и смерти этого человека, Геннадий Викторович Малашин. Я надеюсь, что мы продолжим воссоздавать историю и будут появляться новые святые места.

НАША СПРАВКА

Крестные ходы Красноярской епархии

Общегородской

Есть Левобережный и Правобережный крестные ходы, они проходят в июне-июле и посвящены Дню города и празднованию Собора святых Красноярской митрополии.

Участники молитвенных шествий несут по улицам икону Преображения Господня — покровительницу Красноярска, написанную в XVIII веке к его 100-летию.

Детский крестный ход

Он проходит с 2014 года в конце мая и приурочен к Дню славянской письменности и Дню защиты детей. А также к окончанию учебного года в воскресных школах.

Успенский крестный ход

Традиционное молитвенное шествие в дни Успенского поста (с 14 по 28 августа) проходит по территории Березовского и Манского районов – это самый продолжительный по времени и по расстоянию крестный ход в нашем регионе. Участники идут пешком и плывут на плотах. Каждый желающий сможет примкнуть к шествию в любой точке маршрута.

В ТЕМУ

Храмы и часовни Даниила Ачинского в Красноярском крае

Домовой храм праведного Даниила Ачинского в селе Белый Яр

Приписной храм Собора Казанской иконы Божией Матери в г. Ачинске

Освящен малым освящением в 2008 году.

Храм праведного Даниила Ачинского в г. Ачинске

Приходской храм

Освящен великим освящением в 2011 году.

Храм-часовня праведного Даниила Ачинского в г. Красноярске

Приписной храм Кафедрального собора Покрова Божией Матери в г.Красноярске

Освящен великим освящением в 2001 году.

Храм прав. Даниила Ачинского д. Еркалово, Енисейский район

Действующий, строящийся.

Часовня прав. Даниила Ачинского Иверский женский монастырь города Енисейска

Здесь находится надгробная плита святого праведного старца Даниила Ачинского.