Туризм

Без рыбы и надежды: как выживают в режиме самоизоляции капитаны и хозяева катеров в Севастополе

Пока действуют ограничения, сотни людей остались без единственного заработка
а яликах и яхтах нет ни владельцев, ни туристов. В Балаклаве как будто не весна, а суровая безлюдная зима…

а яликах и яхтах нет ни владельцев, ни туристов. В Балаклаве как будто не весна, а суровая безлюдная зима…

Фото: Лидия Коробкова

Пустые ялики, резиновые лодки, кораблики и «яхточки» колеблются на волнах Балаклавской бухты. Туристы и местные жители, многочисленные рыбаки и продавцы даров моря не нарушают тишину. Но она не кажется умиротворяющей, скорее наоборот. Смотреть на это затишье страшно, ощущение, что ты в другой Балаклаве. Как будто медленно стираются из памяти слова из школьного учебника по истории о гавани Ламоса, описанной Гомером в Одиссее, о шумных разбойничьих бандах и битвах между генуэзцами и солдатами княжества Феодоро. Тихо. Тихо и безнадежно в Балаклаве…

«КТО НАМ ПОМОЖЕТ?»

- Девушка, вы проходите мимо лучше. Не спрашивайте меня ни о чем, ладно? Это не потому, что вы журналист, или мне как-то не понравились. Я говорить не хочу о том, как у меня дела сейчас. Поймите, это как по свежей ране ножиком ковырять. Я не знаю, как выживу. Не хочу думать, рассказывать, предполагать. Идите дальше, там может расскажут, - отвечает капитан одного из корабликов по имени Сергей.

Фамилию не называет – отворачивается и медленно продолжает красить корму возле трапа. В эти дни на нем должно стоять ведро с блестящей на солнце как сокровища древних лестригонов ставридкой. А на самой яхте самое время шумно раскладывать бутылки с севастопольским шампанским, свежие огурцы и помидоры и громко обсуждать, удастся увидеть стайки дельфинов в море или нет.

Но это пока картинки из прошлого. Настоящее другое – на причалах значительно меньше яхт и яликов. Некоторые почти пустые, и поначалу думаешь, что здесь никогда уже не появятся кораблики.

- Да вы не волнуйтесь так, народ ремонтируется пока. В море нельзя было выходить, вот и решили на ремонт встать. У каждого накопилось работы, если сезон будет, то вернутся назад, и все будет хорошо, - говорит Александр Стрелков, один из капитанов.

Вопрос только в одном – будет ли сезон. С 6 мая в правительстве города-героя сообщили, что собственные маломерные суда можно использовать для любительской рыбной ловли при условии соблюдения расстояния друг от друга не менее метра. Главное, чтобы это не превратилось в экскурсионно-прогулочный вариант, уточнили в правительстве.

- Вот начали люди потихоньку выходить в море, но только капитаны. С 31 марта нам запретили, но сейчас можно. Только никаких прогулок за деньги. А это наш хлеб, - рассказывает Александр Николаев, капитан небольшой яхты.

В разговор вступает его товарищ – Виктор Петров. Он объясняет, что так и не понял, поддерживает его власть в стране или нет. У Виктора свое ИП, он регулярно платит налоги. Но пока не получил никаких денег в качестве поддержки. И сразу предупреждает - расскажу все, но никого тут не фотографируйте, никто не хочет быть звездой в это время...

- Я пытался дозвониться по телефонам, которые нашел в интернете. Налоговая, всякие службы там. Везде автоответчики и тишина. Я не могу ничего узнать! Как получить субсидию 12 тысяч рублей? Положена она вообще мне или нет? Вроде как полагается, если занимаешься пассажирскими перевозками. Все лето я вожу людей на пляжи, это мой заработок, я пока остался без него. И что дальше? Не могу ничего узнать! – возмущается Виктор.

2 Коты в Балаклавской бухте, несмотря на коронавирус, чувствуют себя прекрасно. Рыбаки все равно их кормят – жалко пушистых разбойников.

2 Коты в Балаклавской бухте, несмотря на коронавирус, чувствуют себя прекрасно. Рыбаки все равно их кормят – жалко пушистых разбойников.

Фото: Лидия Коробкова

ЕСТЬ ЖЕНА? БУДУТ ДЕНЬГИ НА КАТЕР

Ошибочно думать, что в Балаклавской бухте ялики и яхты стоят для красоты. Мол, пришвартовались и ладно. Каждый месяц нужно платить за свое место на причале – примерно 2 метра кусочек. В зависимости от габаритов кораблика выходит от 6 до 12 тысяч рублей. Сумма немаленькая, особенно, когда заработка нет.

- Я пошел к руководству причалов, написал заявление, объяснил ситуацию: закрыли выходы в море, платить за стоянку судна не могу, у меня нет заработка. Ладно бы пенсия была, так и ее нет. Отнес вот это заявление и жду. Реакция – ноль! Молчат все как рыба об лед. Но пошел слух, что разрешат не платить 24% от аренды. Только подождите, а где мне их-то взять, если заработка нет от слова «совсем»? – задает риторический вопрос Виктор.

И добавляет, что его спасение – жена-пенсионерка. Она рано ушла на пенсию, так как работала рентгенологом, поэтому в семье есть хоть какие-то деньги. А без нее была бы совсем труба – суши весла и голодай.

- Я всю жизнь копил на этот катер, и то не новый, а с рук. Думал, буду хоть чем-то заниматься, какие-то деньги приносить. Только вот мы зиму пережили, думали весной начать зарабатывать, а что по факту? Если четыре месяца в сезон вы не работали, то потом будете год сосать лапу, - возмущается Виктор.

Его товарищ по причалу, Александр, вступает в разговор. И говорит, что техническое обслуживание двигателя тоже никто не отменял. На его яхте – около 40 тысяч рублей. На соседней, чуть больше по размеру, - 75 тысяч рублей. У нашего собеседника Виктора – 10 тысяч. Эти деньги нужны многим сейчас, до сезона. Опять же, если он будет…

- О коммерции и речи нет! Нам пока разрешили только семьей выходить в море, рыбы наловить и все. Мы вот сегодня вышли в море – просто посмотреть! Как оно! Как там за пределами бухты. Может выйти только хозяин катера и четыре человека, нужен капитан еще, у многих хозяев прав нет. Об этом подумал кто-то? – спрашивает меня Виктор.

3 На набережной почти нет людей, да и тех проверяет полицейский патруль. В прошлом году на майские праздники тут было яблоку негде упасть.

3 На набережной почти нет людей, да и тех проверяет полицейский патруль. В прошлом году на майские праздники тут было яблоку негде упасть.

Фото: Лидия Коробкова

СУРОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ АРИФМЕТИКА

Капитаны – это еще одна грустная страница в истории о рыбаках без моря. В Балаклавской бухте много яхт, которые купили определенные люди. Их называют просто – хозяева. Но у них часто нет прав для выхода в море, поэтому нанимают капитанов, которым тоже нужно платить заработную плату. И на это денег снова нет.

Другой нюанс – уход за кораблем. Это кажется, что колеблется на волнах яхта и проблем нет. Но ее нужно чистить от наростов. Для этого катер нужно поднять – заплатить 5000 рублей, почистить – 2000 рублей, возможное, еще и покрасить. А потом снова спустить на воду – 5000 рублей. Но это примерные цифры, все вновь зависит от размеров. Например, за яхту побольше можно заплатить около 100 тысяч рублей: почистить и покрасить.

Если курортного сезона не будет, люди останутся без заработка и шансов на выживание. За причал платить нечем. Дохода от прогулок на катерах и рыбалки в море нет. Расходы на техобслуживание есть. Как говорят рыбаки, «мы не просто в минусе, мы в минус-минус-минусе».

- Если мне не выплатят 12 тысяч с чем-то рублей, я закрываю свое ИП и перестаю платить налоги. И буду работать «в тихую», как многие здесь. Кому выгодно? Никому! Я готов работать по-честному, но пусть мне в этом поможет государство, - просит Виктор.

Хозяева и капитаны катеров просят – разрешите коммерческие перевозки. Хотя бы через какое-то время, чтобы можно было начать зарабатывать. И то это не будет прибыль, лишь покрытие расходов, которые накопились примерно за полтора месяца. Иначе мы потеряем сферу услуг, без которой невозможно представить Балаклаву.

КОШЕЛЕК «КП»-СЕВАСТОПОЛЬ»

Б/у яхта для отдыха и рыбалки стоит, в среднем, от 2 до 5 миллионов рублей, в зависимости от размеров, характеристик и других факторов. Техническое обслуживание в год примерно стоит от 20 тысяч рублей. Столько же – мелкий постоянный ремонт в течение года. Транспортный налог на маломерные суда за год в Севастополе, зависит от мощности мотора, составляет от 5 до 20 тысяч рублей. Причем в Симферополе этот же налог в два раза меньше. Стоянка на причале – от 5 до 20 тысяч рублей. Владельцы яликов могут заплатить и меньше. ТО двигателя – от 10 до 70 тысяч рублей. Чистка и покраска яхты – от 5 до 50 тысяч рублей, в среднем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Севастополе под запретом маломерные и прогулочные суда

В рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции врио губернатора города Михаил Развожаев распорядился об усилении ограничительных мер (подробности)

Морская рыбалка в Севастополе: лучший вариант праздника в морском городе

Корреспондент КП-Севастополь выяснил, как Кабельный пляж стал Кобельным, и почему ловить ставриду в Севастополе – сплошное удовольствие (подробности)