Кыргызстан
+23°
Boom metrics
Сегодня:
Общество5 февраля 2020 3:23

Институт экологических решений Кыргызстана: Хватит рассуждать. Пора действовать!

В Бишкеке активисты обозначили экологические болезни страны, которые надеются вылечить с помощью нового общественного фонда
О болевых точках Чаткала участникам круглого стола рассказал эксперт-тренер Ошского Орхус центра Гамал Соронкулов.

О болевых точках Чаткала участникам круглого стола рассказал эксперт-тренер Ошского Орхус центра Гамал Соронкулов.

Фото: Влад УШАКОВ

ЭТОТ ГОРОД - САМЫЙ ГРЯЗНЫЙ ГОРОД НА ЗЕМЛЕ...

Уникальную дискуссионную площадку для экспертов в области экологии предоставил общественный фонд «Институт экологических решений».

Организацию основали в декабре прошлого года в ответ на удушающий экологический вызов, с которым столкнулся Бишкек. О проблеме смога, укутывающего город свинцовой пеленой в осенне-зимний период, серьезно заговорили на всех уровнях в 2018-м. С тех пор ситуация только усугубилась. Некогда один из образцовых зеленых городов бьет печальные рекорды, попав в ТОП-10 самых загрязненных и загазованных столиц в мировом рейтинге. И стремительно ухудшающееся качество воздуха - не единственная проблема страны. Копнуть глубже - появится целый букет экологических болезней: от загрязнения поверхностных вод до потери целых экосистем, как, например, умирающего орехоплодного леса Арсланбоб.

- Фонд нацелен на выработку и реализацию практических решений, - рассказывает о задачах организации представитель ОФ «Институт экологических решений» Максим Каганер. - Сегодня разработано много экопрограмм и инструкций, которые имеют хорошие перспективы только в случае претворения в жизнь. Пока же разрыв между законодательной базой и практическими действиями слишком велик.

При этом, как подчеркивает эксперт, в центр угла нельзя ставить один Бишкек.

Экологические проблемы есть во всех регионах Кыргызстана, где проживает 75% населения. Решить их поможет развернутая сеть экологического контроля, включающая мониторинг не только качества воздуха и поверхностных вод, но и систем центрального водоснабжения в кыргызских городах и селах. Очень созвучно с заявленным президентом проектом по обеспечению к 2024 году всех регионов республики чистой питьевой водой.

- При участии крупнейшего мирового мониторингового центра AirVisual, с которым фонд заключил соглашение, весь Кыргызстан будет подключен к выстроенной по научно-техническому принципу сети. Базирующиеся в Бишкеке научные центры смогут использовать наши данные, чтобы отслеживать и прогнозировать будущую экологическую ситуацию. А если мы сможем делать прогнозы, то, значит, научимся принимать решения и управлять процессами, - отмечает Максим Каганер.

Уже на этом этапе, делая первые шаги, фонд заручился поддержкой неравнодушных кыргызстанцев, экоактивистов, руководителей крупных экологических проектов, которые делятся опытом, озвучивают свои идеи и, конечно, рассказывают о волнующих их проблемах.

Известный экоактивист, журналист, фотограф Владислав Ушаков обозначил главные экологические проблемы страны, которые копились десятилетиями.

Известный экоактивист, журналист, фотограф Владислав Ушаков обозначил главные экологические проблемы страны, которые копились десятилетиями.

«ФОРУМЫ И ЗАБЕГИ НЕ СПАСУТ СНЕЖНОГО БАРСА»

Владислав Ушаков - известный экоактивист, журналист, фотограф - за 10 лет исколесил весь Кыргызстан. Сегодня автор громких репортажей о вырубке лесов в Иссык-Кульской области и «голубой жемчужине» в мусорной оправе выступает в качестве эксперта и партнера общественного фонда.

- Отрадно видеть появление в Кыргызстане такого объединения, потому что бОльшая часть экологических НПО и организаций носят декларативный характер, все остается на уровне обсуждений. А институт берет на себя миссию по устранению накопившихся в стране экологических проблем, - объясняет он свое решение примкнуть к движению. - Фактически у нас не существует ни одной природоохранной зоны, ни одного заповедника и природного парка, где не было бы проблем с экологией. В Сон-Куле и Иссык-Куле браконьеры расставляют рыболовные сети. Дикие пляжи высокогорного озера превращаются в обширные мусорные свалки. В Иссык-Кульской области варварски рубят тянь-шаньскую ель. За 30 лет практически уничтожены леса Арсланбоба. Люди выбирают все что есть, не оставляя природе ничего. Если эти и другие вопросы, решение которых порой лежит на поверхности, институт возьмет на себя, мы значительно продвинемся вперед в области охраны природы.

По мнению активиста, Кыргызстан разработал и принял с учетом международных требований замечательные законы. Печально, что, как правило, они остаются на бумаге и не работают на местах.

- Форумы и забеги не помогут защитить снежного барса. Лучше финансово поддержать добросовестных егерей, - как один из примеров приводит экоактивист. - Хватит флэшмобов и громких заявлений. Пора действовать! Мы без природы не выживем, а вот ей без нас будет хорошо...

ЧАТКАЛ, НАПИЧКАННЫЙ ЗОЛОТОМ И ПРОБЛЕМАМИ

Если для Бишкека проблема №1 - загрязнение атмосферного воздуха, то у регионов свои экологические беды. О них также хорошо известно Гамалу Соронкулову - полевому мобилизатору региональных проектов «Мурас кыймылы», куда входит семь региональных объединений, и эксперту-тренеру Ошского Орхус центра.

Сам Гамал известен многим как руководитель проекта «Реинтродукция маралов в Западный Тянь-Шань». При поддержке «Совместной программы сохранения снежного барса в Центральной Азии Леонардо Ди Каприо» девять особей марала переселили из Нарынского государственного заповедника в Аксыйский район Джалал-Абадской области. Эксперимент в целом прошел успешно. В прошлом году одна из самочек даже принесла приплод. Инициаторы идеи надеются продолжить проект.

Но более всего эксперта в области экологии волнует аховая ситуация с разработкой месторождений россыпного золота.

- Самая острая проблема в западном Тянь-Шане - это добыча россыпного золота в руслах и поймах рек, в результате которой уничтожаются целые экосистемы. Чаткал с населением в 24 тысячи человек практически задыхается под давлением горнодобывающей отрасли, - сетует Гамал Соронкулов. - В долине реки Касансай, русло которой испещрено залежами россыпного золота, сегодня рекультивирован только один участок. Не рекультивированных - десятки. Водный кодекс здесь не живет, потому что законы не соблюдаются. Или другой пример. Проработав несколько лет в русле реки Чандалаш, золотодобытчики превратили прекрасный пойменный лес в пустыню. При этом те социальные пакеты, которые инвесторы предоставляют местным жителям, совершенно не равноценны ущербу, наносимому окружающей среде...

Многие годы активисты пытаются добиться моратория на разработку россыпных месторождений. Тщетно. На освоение недр в Чаткальской долине выделено 158 лицензий! Здесь же располагаются крупные месторождения - Чаарат, Куру-Тегерек. По словам эксперта, к некоторым большим компаниям тоже есть вопросы. По части допущенных нарушений при строительстве хвостохранилищ, например.

В Бакай-Атинском районе Таласской области золотодобывающая компания «Ширальджин Глобал Майнинг», по данным экоактивистов, не соблюдает законодательство. Здесь почти уничтожен арчовник. При пешем подъеме группа экспертов насчитала более ста срубленных стволов арчи, которая между прочим включена в перечень особо ценных пород деревьев и защищена от вырубки законом. Обращения в региональное подразделение Госэкотехинспекции и в саму компанию желаемого результата не дали. Чиновники сослались на свои подсчеты (оштрафовали нарушителя за 26 срубов), а инвестор и вовсе проигнорировал жалобу. Теперь активисты намерены обратиться в республиканскую Госэкотехинспекцию и прокуратуру.

- Я в принципе не против разработки крупных месторождений. Но только при строгом соблюдении экологических норм и требований. Безжалостное и варварское отношение к природе нужно пресекать. Мы согласны с тем, что горнодобывающие компании должны работать, но при этом хотим, чтобы они считались с нами и не разрушали нашу природу, - поясняет полевой мобилизатор.

В качестве одного из эффективных инструментов, позволяющих учитывать мнение населения и участвовать в экологически значимых решениях, представитель региональных проектов «Мурас кыймылы» называет общественную экологическую экспертизу. Раньше вопрос все время упирался в финансирование. Но с появлением нового института и эту проблему, надеются экологи, можно решить. Видя консолидацию таких усилий, может, и государство не останется в стороне.

По крайней мере, в это хочется верить.

Фонд предоставил уникальную площадку для всех сторон, заинтересованных в решении экологических проблем.

Фонд предоставил уникальную площадку для всех сторон, заинтересованных в решении экологических проблем.

Фото: Влад УШАКОВ

СПРАВКА «КП»

Общественный фонд «Институт экологических решений» позиционирует себя как экспертную, медийную, диалоговую площадку, цель которой - выработка практических решений в области улучшения экологической ситуации.

Сама организация будет работать по пяти основным направлениям: мониторинг качества воздуха, поверхностных вод, питьевой воды, шумового загрязнения и уровня радиации.

Так, в партнерстве с AirVisual в 11 городах и семи областных центрах Кыргызстана установят мониторы для изучения качества воздуха, данные с которых будут отображаться в режиме реального времени и станут доступны всем заинтересованным сторонам: населению, госорганам и неправительственным организациям. Анализ поверхностных вод также с помощью оборудования будет проводиться сначала по 18, а позже по 24 показателям.

На основании мониторинга институт намерен представлять полугодовой или годовой обзор качества воды и воздуха в разрезе городов и районов. А данные по всем пяти направлениям разместят на единой экологической карте. Конечный продукт, надеются организаторы фонда, станет эффективным инструментом для принятия практических решений в области улучшения экологии Кыргызстана.