Кыргызстан
+12°
Boom metrics
Сегодня:
Интересное14 ноября 2019 3:33

Эркин Мукашев: Я парень простой, но цену себе знаю

Легендарный «элесовец» и создатель группы «Фрунзе» рассказал в интервью «КП» о юбилейном концерте, проблемах развития отечественной эстрады и любимом деле всей жизни - музыке
Эркин Мукашев на сцене 40 лет!

Эркин Мукашев на сцене 40 лет!

«МУЗЫКА СПАСЕТ МЕНЯ - БЫЛО ТАК НЕ РАЗ...»

Жизнь после 40 лет творческой деятельности только начинается. Теперь он это точно знает.

Едва отгремел в филармонии юбилейный концерт солиста группы «Фрунзе» Эркина Мукашева, а он уже наметил, в каком направлении двигаться дальше. О новом витке развития «Комсомолка» побеседовала с легендарным певцом, поэтом и композитором за чашечкой кофе.

- Можно сказать, что творческий вечер «40 лет на сцене» был пробным шаром, - признается «юбиляр». - По задумке, мероприятие должно было поразить зрителя своей масштабностью, планировалось участие камерного и симфонического оркестров, хора… Но не получилось. Не хватило времени на подготовку. Однако к своему 60-летию обязательно все успею! Начнем готовиться как минимум за полгода.

Мукашев скромничает. Для начала тоже вышло неплохо. На большую генеральную «репетицию» 25 октября пришел полный зал. Собрались все друзья. Теплый вечер с хорошей музыкой, качественным исполнением вживую, в компании с главным «фрунзенцем». В качестве почетных гостей вечера, в первых рядах зрительного зала - мама, любимая женщина и дети.

- А ведь когда юный Эркин признался маме, что хочет посвятить себя творчеству, она не одобрила выбор: «Для начала получи серьезную профессию, а уже потом будешь думать о музыке». Сейчас уже так не считает?

- Мама, конечно, изменила свое мнение. Она видит, что я на этом поприще успешен, создаю качественный материал, а самое главное - люблю свое дело. Что может быть лучше, когда идешь на работу с легким сердцем? Можно смело сказать: жизнь удалась!

- Неужели по прошествии стольких лет ни разу не пожалели о сделанном выборе, об упущенных возможностях?

- У всех есть повороты, как в сказке: налево пойдешь - коня потеряешь... Были такие моменты, когда шел не туда. И времена глубочайшей депрессии были. Но искусство меня всегда вытаскивало. У меня даже есть песня с такими словами: «Музыка спасет меня - было так не раз...». Мы, музыканты, счастливые люди. У меня есть музыка - моя отдушина и работа. Я удовлетворен тем, что делаю. И не жалел об этом выборе никогда.

- Вы ждете от государства высокой оценки за свою работу? И какая награда была бы ценнее всего?

- Получить такое поощрение больше всего хочется из-за мамы, пока она жива и здорова. Я знаю, что ее, человека старой формации, это бы обрадовало и продлило бы жизнь. А если говорить за себя, то откровенно считаю, что звания, которые сегодня раздают налево и направо, обесценились. Ну, как может получить звание Заслуженного артиста 18-летняя девчонка? Когда я работал в филармонии в двух легендарных группах «Наристе» и «Семетей», звание заслуженного давали в 50 лет, а народного - в 70. И получали их единицы. Поэтому мне не обидно. Наступит время, когда и мне дадут. Если же нет, время расставит все по своим местам - многие имена и без званий и государственных наград вписаны в историю Кыргызстана золотыми буквами. А высшим признанием для меня было бы, если б обо мне узнали и заговорили за пределами Кыргызстана.

В филармонии прошел теплый вечер с хорошей музыкой, любимыми друзьями и коллегами.

В филармонии прошел теплый вечер с хорошей музыкой, любимыми друзьями и коллегами.

ТОИ УБИВАЮТ ИСКУССТВО

- Вы жили в Сургуте, Беларуси, Алматы, но всегда возвращались на Родину. Не думали, что как раз в России было бы легче о себе заявить?

- Друзья мне так и говорят: чтобы писать песни для россиян, нужно жить в Москве. Там легче двигаться. Удаленно, но я работаю с московскими группами «Маленький принц», «Земляне». К примеру, солист «Землян» Андрей Храмов заинтересовался песней «Дождь», которую я написал для Светы Назаренко в 1994 году. А на другую композицию бессменный фронтмен «Маленького принца» Александр Хлопков сейчас делает аранжировку. Когда все будет готово, полечу в Москву, чтобы одобрить. Еще хочу дать второе дыхание своей визитной карточке «Осенняя звезда». В планах - исполнить ее в дуэте с алматинским рэпером Jah Khalib. Словом, я в себе уверен. За свой материал отвечаю. И всегда говорю: я парень скромный, но цену себе знаю. А уезжать никуда не хочу, потому что мне и в Кыргызстане пока хорошо: здесь семья и любимый Иссык-Куль.

- Если сравнить отечественный шоу-бизнес тогда, на заре вашей карьеры, и сейчас, какие прорывы и провалы, плюсы и минусы вы видите?

- Новое время, конечно же, диктует новые правила, но не всегда это хорошо. Мы живем в век больших возможностей и... одновременно глубокой неискренности, которая накладывается на все - песни, ощущения, взаимоотношения людей. Сегодня благодаря техническому прогрессу заявить о себе проще. А с другой стороны как раз-таки технические возможности развратили певцов. Когда в 1977 году я пришел работать в профессиональную команду, музыканты играли и пели живьем. Не было фонограммы. В студии невозможно было выровнять голос. Занимались без устали по семь часов в день. В наше же время исполнение делают идеальным, но далеко не каждый может и в жизни так спеть. Звезд высшего эшелона, таких как Гульнур Сатылганова, Мирбек Атабеков, Кайрат Примбердиев, которые умеют и любят петь живьем, можно по пальцам пересчитать.

- А молодежь? На сцене есть по-настоящему талантливые ребята, которые со временем могли бы достичь уровня Светланы Назаренко?

- Таланты есть везде, в любой, даже самой маленькой стране. Но важна не столько «начинка», сколько сама огранка бриллианта. Это тяжелее всего, потому что достигается только упорным трудом. Многие наши певцы пробиваются на Юрмалу, участвуют в популярных российских шоу-проектах. Но для того чтобы тебя заметили, нужно, во-первых, много работать над собой, во-вторых, выступать с песнями мирового масштаба. Это значит, что нужно вовлекать лучших композиторов. И в целом, акцент следует делать на интеллигенции страны, ведь стержень любой нации - это культура. Не экономика, а духовность должна быть хребтом государства. Мы же ее сегодня почти утратили. Слой интеллигенции практически вымер. Не в обиду будет сказано, но я не считаю интеллигенцией артистов тоев. Это просто люди, которые зарабатывают деньги.

- Вы ведь сами тоже выступаете на тоях...

- Да, но пою только свой репертуар, который писал с любовью. Конъюнктурой я не занимаюсь, на поводу ни у кого не иду. Положа руку на сердце, можно сказать, что вся наша страна выживает на тоях, а они убивают искусство. Впрочем, для музыкантов, которые кормятся только на торжествах, у меня есть одна плохая новость: кризис наложит свой отпечаток и на это. Скоро они будут совсем не востребованными.

Певец с семьей.

Певец с семьей.

ВКУС ХЛЕБА, СОЛИ И СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ

- Вы состоялись как певец, композитор, поэт. А какое место в вашей жизни занимает семья?

- Мне кажется, сегодня я подошел к тому рубежу, о котором в детстве рассказывал воспитавший меня дед. Он был настоящим убежденным коммунистом, первым губернатором Чуйской области... И он говорил: «Придет время, когда ты оценишь простой вкус хлеба, соли и поймешь, что такое семья. Это - самое ценное». Амбиции уже отступили на задний план, начинаю больше думать о внуках, детях. Они, кстати, поддержали меня. Старшая дочь помогла подготовить юбилейный концерт. Рядом - любимая женщина.

- Кстати, как вы познакомились со своей нынешней женой?

- В социальных сетях. Случайно увидел ее фотографию, и лицо почему-то показалось до боли знакомым. Разговорились, пригласил на кофе. Она далека от музыки и не была моей поклонницей, как думают многие. Занимается восточной медициной. Вместе мы с моим Масиком, так называю ее ласково, уже почти год. После концерта уехали с ней на четыре дня на Иссык-Куль, часами сидели на берегу и смотрели на озеро. Верите или нет, но там мне совсем не работается. Это сакральное место, где я просто отдыхаю душой.

- А дети чем радуют? Никто из них не пошел по вашим стопам?

- Старшая дочь замечательно поет, но сейчас она поглощена заботами о дочке. Моей внучке три годика, и она, кстати, тоже очень любит петь. Младший сын Алишер раньше интересовался музыкой. Сейчас слушает рэп, серьезно увлекается робототехникой. Сам записался в кружок юных техников. Я это поощряю. Если выберет в будущем музыку, то, конечно, помогу. Но предупрежу сразу: «В нашей стране это трудный хлеб».

- Несколько слов о мечтах оставшихся, еще не реализованных…

- Мечтаю создать свой мюзикл в жанре «Звезды и смерти Хоакина Мурьеты». Если получится качественный продукт, он будет востребован в любой стране. Мюзикл - это мощное детище, лекарство на все времена, которое вытаскивает людей из депрессии. Ведь народ, погруженный в пучину кризиса, тянется к прекрасному интуитивно... А еще, возвращаясь к вопросу о награде, я бы сказал, что мечта любого музыканта, живущего сценой, - не зарабатывать деньги (это путь в забвение), а учить зрителя любить и исцелять своим искусством. Только такая музыка нам и нужна. Она - синоним вечного.