Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды2 октября 2019 3:23

«Кино – живой организм, оно реагирует на время и на то, что происходит в нашей жизни»

Наш собеседник - известный российский кинорежиссёр, автор фильмов «Итальянец», «Адмиралъ», «Викинг» Андрей КРАВЧУК. Недавно по приглашению международного медиа-клуба «Импрессум» он побывал в Таллине и выступил перед местной публикой
Известный российский кинорежиссёр Андрей КРАВЧУК - гость медиа-клуба «Импрессум» в сентябре 2019г.

Известный российский кинорежиссёр Андрей КРАВЧУК - гость медиа-клуба «Импрессум» в сентябре 2019г.

Кино и реалии времени

– Недавно посмотрела подряд несколько фильмов - российских режиссёров, новый фильм Тарантино… Возможно, мне не повезло, но скучно, пресно, неинтересно. Мне вовсе не надо, чтобы меня развлекали, но азбучные истины я знаю, выучила давно. Что сейчас происходит, на ваш взгляд, в кинематографе?

– Мне кажется, что кино развивается, как любой вид искусства, у кино свой путь.

– Какой? Куда?

– А как можно определить, туда или сюда? Идёт поиск. Понятно, что сейчас, благодаря развитию техники, благодаря более чувствительной плёнке, он, с одной стороны, более лёгкий, что ли, – по технологии, включая компьютерную графику. Современная технология позволяет значительно больше, чем та, которой располагали раньше. Но при этом, если вы упомянули Тарантино, это человек, который так говорит, так мыслит и так снимает.

– Вы смотрели «Однажды в… Голливуде»?

– Смотрел. Не скажу, что для меня это самый лучший его фильм (мой любимый фильм Тарантино – «Криминальное чтиво») – он интересный режиссёр. Быть может, здесь разговоров чуть больше, действие более медленное, чем хотелось бы, но те, кто любит Тарантино, получают ровно то блюдо, которое они любят. Есть хорошие фильмы! Например, фильм «Паразиты», который получил в Каннах Золотую пальмовую ветвь, – живой, остроумный, здорово сделанный, хорошо сыгранный, с образными решениями – отличный фильм. И я бы не сказал, что один или два фильма, которые могут вызывать либо недоумение, либо непонимание, отвечают за весь кинематограф.

– Тут я с вами согласна. Ещё охотнее согласилась бы, если бы авторами фильмов, которые вызывают недоумение, не были признанные мастера.

– Не каждый раз видишь какие-то тенденции, мейнстрим, большие фильмы. Какое-то время кино было нацелено на молодёжную аудиторию, потому что только она ходила в кинотеатры, и из-за этого какие-то фильмы, которые втягивали в эту воронку, стали немного глупеть, как-то упрощаться. Сейчас, наоборот, и темы стали более сложные, и герои стали более сложные, и язык стал более сложный. Кино - как любое искусство - учитывает реалии времени, реагирует на технические новшества, но при этом приходит молодое поколение.

Я был рецензентом на дипломных работах, и один парень, он из Комсомольска-на-Амуре, мне понравился – в его работе много энергии, какой-то своей ярости, но есть и опыт жизни. Их немного, но они есть. Понятно, что есть молодые режиссёры, которые приходят из благополучных семей – они черпают жизненный опыт из литературы, из кинематографа, не проживая какую-то собственную жизнь, не приобретая её опыт, уникальность восприятия каких-то событий, потрясений, что, наверное, могло бы позволить им стать более яркими художниками. Есть поколение взрослых режиссёров – некоторые уже постарели, кто-то тиражирует то, что умеет, по-разному происходит. Мне кажется, следующий фильм Тарантино, если он будет, может быть совершенно другим, или его не будет совсем. Это живой процесс, и человеку, работающему в кино, подытоживать трудно, потому что сам каждый раз проходишь какой-то путь, видишь свои и ошибки, и победы, понимаешь, чего бы хотел избежать в следующей картине, что бы хотел исправить и улучшить в будущем.

Кино – живой организм, оно реагирует на время, на то, что в этом времени происходит. Кто-то хочет развлекать людей, кто-то ищет ответы на какие-то вопросы, кто-то пытается анализировать происходящее здесь и сейчас. Многие известные кинорежиссёры сейчас уходят в сериалы, в большую форму, где можно не спешить, не так быстро и не в таком темпе рассказывать человеческие истории, не гнаться за большим количеством аттракционов, которое выдерживают зрители в зале в течение двух с половиной-трёх часов.

Зрителю нужна история

– Кино устаревает?

– Мне кажется, что нет. Несмотря на то, что появляются 3D, не 3D, какие-то компьютерные игры, людям нужна история. Сейчас, по-моему, стали меньше читать, в силу какой-то загруженности, душевной инертности, некоторого уплощения способа жизни и тяготения к этому уплощению, а кино – смотрят. Всё равно люди проводят огромное количество времени и перед телевизионным экраном, и в кинотеатрах. Если бы кино устарело, оно перестало бы быть актуальным, тогда как сегодня оно актуально по-прежнему. Сегодня есть авторы, и тем у них больше, чем раньше, и мир стал более гибкий, и, опять же, больше появилось возможностей: компьютерная графика, современные камеры, способы съёмки позволяют реализовывать значительно более широкий спектр идей, лишь бы они были.

– Вы - петербургский режиссёр, а живёте в Москве. Почему?

– Так получилось, что в 90-е годы, когда случился дефолт, кризис, в Петербурге почему-то было трудно найти возможность осуществлять проекты. Пригласили в Москву – и пошло. Не берусь загадывать, но все следующие проекты тоже там. Если будет проект в Петербурге — конечно поеду! Снимаешь-то повсюду – в Казахстане, в Белгороде, под Москвой, всё равно же кочевая, цыганская жизнь.

– Сейчас время такое: раньше человек работал там, где живёт, теперь живёт там, где есть работа.

– Ну, в кино так было всегда. Тарковский снимал «Сталкера» в Эстонии, хотя жил в Москве.

– А если бы в Средней Азии не случилось землетрясение, снимал бы там.

– Вот видите, это зависит от многих факторов.

Мы должны извлекать уроки из прошлого

– Почему вы стали снимать фильм «Адмиралъ»? Почему выбрали эту тему и этого героя?

– Когда я заканчивал «Итальянца», мне позвонили с Первого канала и предложили этот проект, потом второй раз, тогда ещё не был написан сценарий. А я до этого делал фильм о режиссёре Илье Авербахе. Юрий Николаевич Клепиков написал сценарий об очень талантливом и бескомпромиссном человеке, который мечтал снять «Белую гвардию», но у него не было возможности. И когда он, наконец, эту возможность получил, жизнь кончилась – он умер. Вокруг этого был построен наш фильм.

Занимаясь Авербахом, я погружался и в «Белую гвардию», смотрел материалы, хронику – меня очень привлёк этот мир, эти люди. И когда на Первом канале мне предложили фильм про адмирала Колчака, всё совпало, мне показалось, что это очень интересно. С одной стороны, человек, который попал в плен, был расстрелян, опорочен, с другой – учёный, экспедиции в Заполярье, поиски «земли Санникова», чуть ли не он сочинил романс «Гори, гори, моя звезда». Легендарная, мистическая личность. Адмирал, который командовал сухопутными войсками. Морской офицер, который стал Верховным правителем России. Полярный исследователь, океанограф, который участвовал в Русско-японской войне. Человек, который всё время жил на огромных просторах – море, ледяная пустыня, опять море, постепенно переходил в кабинеты, из кабинетов – в поезд, мир как-то сужался, сужался, потом сузился до камеры, и когда его расстреляли, бросили в прорубь - ему опять открылась вода, но уже с другой стороны, в перевернутом виде.

Это было интересно как пластический образ. И, опять же, хотелось посмотреть на тему «белых» и «красных». Без каких-то оценок – плохие-хорошие, а просто как на людей: и те, и другие запутались, живут, о чём-то мечтают, у них есть понятие Родины, долга, они пытаются сохранить достоинство…

– На самом деле этот пласт российской истории глубоко - а, главное, беспристрастно - не исследован до сих пор.

– Многое, конечно, известно. Но нужна какая-то дистанция, чтобы утихли споры, исчезли пристрастия, ушли привязки – кто хороший, кто плохой, кто прав, кто виноват – и вырисовалась объективная трагедия огромного количества людей, с одной и с другой стороны. Большая тема, богатая, сложная.

– Что вы сейчас делаете?

– Заканчиваю проект, связанный с декабристами, фильм называется «Союз спасения». Сейчас идёт монтаж, фильм должен в декабре выйти. И уже начинаю думать о следующем проекте.

– Скажете, какой проект?

– Пока не хотелось бы.

– Суеверный человек?

– Я? Да. Все, кто работает в кино, суеверные.

– Думаю, не только те, кто работает в кино.

– Ну, в кино ты больше зависишь от каких-то обстоятельств, от погоды-природы, поэтому невольно становишься суеверным.