Кыргызстан
+18°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика24 августа 2019 7:35

Зависимость от «Кумтора»: в поисках альтернативы

О том, что запасы на кумторовском месторождении неминуемо придут к концу, эксперты говорят уже несколько лет. Беспокойство связано с тем, что другой альтернативы гиганту горнодобывающей отрасли нет
Пока на руднике кипит жизнь, и инвестор постарается максимально ее продлить. Но что будет после закрытия Кумтора?

Пока на руднике кипит жизнь, и инвестор постарается максимально ее продлить. Но что будет после закрытия Кумтора?

Фото: kumtor.kg

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОПОРА КЫРГЫЗСТАНА

Добыча золота на Кумторе может прекратиться в 2023 году. По производственному плану, последующие три года на золотоизвлекательной фабрике будут перерабатывать сырье. А потом?

Конечно, большие надежды связаны с возобновлением на месторождении геологоразведки, которая, как полагают горняки, продлит его жизнь на несколько лет. Но и эти запасы не безграничны...

- Можно давать разную оценку проекту «Кумтор». Но нельзя отрицать, что он сыграл историческую роль в отечественной экономике. Вместе с тем не уделялось должного внимания поискам альтернативных источников развития экономики. Зависимость от Кумтора - большая ошибка прожитых лет. Правительство ищет другие отрасли, которые будут работать после его закрытия, и пути решения социальных и экологических проблем, - сказал премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев, выступая перед депутатами парламента.

А Кыргызстану есть, что терять и над чем ломать голову. По предварительным данным Нацстаткома, доля «Кумтора» в ВВП Кыргызстана в 2018 году составила 8,6%, а в общем объеме промышленного производства -18,4%.

С 1994 по 2018 годы инвестор «озолотил» республиканский бюджет на 3 млрд. 774 млн долларов и перечислил в Фонд развития Иссык-Кульской области $69 млн 945 тысяч. Ежегодный объем платежей от компании составляет порядка 9 млрд сомов.

«Кумтор» не только входит в пятерку крупнейших налогоплательщиков страны, но и является надежным и добросовестным работодателем. На предприятии трудятся более 3700 человек, причем 97% сотрудников компании - кыргызстанцы. Государству неплохо было бы подумать и над тем, куда привлечь специалистов с таким богатым опытом работы после закрытия кумторовского месторождения.

По мнению Марса Сариева, показатели экономики будут оставаться в сильной зависимости от рудника.

По мнению Марса Сариева, показатели экономики будут оставаться в сильной зависимости от рудника.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«НАМ НУЖЕН КЫРГЫЗСКИЙ ПАШИНЯН»

О том, как идут поиски новых решений и выхода из «золотого тупика», премьер-министр наверняка тоже когда-нибудь расскажет. А пока в недрах кабмина, будем надеяться, зреет «план Б», эксперты из разных областей делятся своим видением ситуации.

- Все это время действительно никто не шевелился, не предлагал креативных идей, - эмоционально соглашается с главой правительства политолог Марс Сариев. - Все сидели на одном месте и «доили» «Кумтор», заняв абсолютно безынициативную иждивенческую позицию. Основной костяк нашего истеблишмента - не системные креативные менеджеры, которые идут на риски, ищут какие-то пути выхода, а простые исполнители. И это наша самая большая ошибка.

Впрочем, прозвучавшее в парламенте заявление премьер-министра эксперт считает голословным: «Для решительных действий как минимум нужен кыргызский Пашинян».

- Но я более чем уверен, что за пять лет можно даже за счет туризма зарабатывать в два раза больше, чем страна получает от «Кумтора». Для этого требуется время. Нужен разбег, - объясняет политолог. - Пока же работа кабинета министров сильно подрывает рейтинг действующей власти и тянет ее на политическое дно. Народ видит, что происходит в Армении, Украине, в соседнем Узбекистане, и понимает, что на фоне изменений в этих странах мы сильно проигрываем...

Эксперт добавил, что Кыргызстану понадобится не менее пяти лет, чтобы влить в бюджет суммы, аналогичные объемам доходов от «Кумтора». Поэтому показатели экономики будут оставаться в сильной зависимости от рудника. Кто ж будет резать курицу, несущую золотые яйца?

Сергей Пономарев поделился своим видением решения проблемы.

Сергей Пономарев поделился своим видением решения проблемы.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«МЫ ПРОСТО ОБРЕЧЕНЫ НА ТО, ЧТОБЫ СТРАНОЙ УПРАВЛЯЛИ ПРОФЕССИОНАЛЫ»

- Не хотелось бы осуществления пессимистического сценария, по которому к 2026 году золотодобыча на месторождении может полностью прекратиться, - рассуждает президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Сергей Пономарев. - «Кумтор» дает Кыргызстану определенные дивиденды. А с учетом того, что нам предстоят выплаты внешнего долга, казна не должна потерять эти деньги.

Как выходить из ситуации? По мнению эксперта, нужно кардинально реформировать экономический сектор, пересматривать модель государственного управления, привлекать топ-менеджеров не по принципу родства или связей, а по профессиональным и личностным качествам. Ведь если госуправление будет неэффективным, даже самые многообещающие планы окажутся утопичными.

- Путь реформирования сложен и долог, но и время сейчас непростое. Мы просто обречены на то, чтобы страной управляли профессионалы, - говорит Пономарев.

На что же Кыргызстану необходимо в первую очередь обратить внимание?

- Та же горнорудная отрасль. В Кыргызстане представлена почти вся таблица Менделеева. Правительству нужно только проработать вопрос с местным населением, возможно, пересмотреть мотивационную часть, когда доходы от разработки месторождения правильно делятся, и определенная прибыль остается в айыл окмоту - так справедливо. Второе - это сфера услуг. В развитых странах доля сферы услуг составляет около 80%. У нас - всего 50%, - отмечает эксперт.

Немаловажно при этом и то, как чувствует себя в республике бизнес. К примеру, было много разговоров об объявленном двухлетнем моратории на проверки компаний.

Некоторые задавались вопросом: «Зачем это нужно?!».

- Затем - что эти проверки были абсолютно неэффективны. Они только давали возможность коррумпированным чиновникам обогатиться. Это порочная практика. Выросло уже целое поколение предпринимателей, которые убеждены, что проверяющие органы приходят для того, чтобы просто срубить деньги. Нам нужно сделать так, чтобы госслужащий добросовестно выполнял свои функциональные обязанности. Пока действует мораторий, эксперты должны разработать прозрачную методологию для бизнеса, - уверен глава ассоциации. - Вот когда в стране откроются промышленные и перерабатывающие предприятия, начнут осваиваться новые месторождения, получит развитие сфера услуг и IT-технологий и самое главное - поменяется модель управления, - Кыргызстан сможет легко и безбоязненно смотреть в будущее.

Шерадил Бактыгулов предложил искать выходы на новые рынки сбыта продукции.

Шерадил Бактыгулов предложил искать выходы на новые рынки сбыта продукции.

Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

«ПОРА ВЫХОДИТЬ НА НОВЫЕ РЫНКИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ»

На горнорудную промышленность делает акцент и эксперт по госуправлению Шерадил Бактыгулов. Как ни крути, крупные горнорудные предприятия дают львиную долю поступлений в бюджет.

- Кроме того, у нас есть угольная промышленность, которую можно было бы развивать. Опрометчиво пущен на самотек технопарк с льготной системой налогообложения. Незаслуженно забыт и не развивается рынок изобретений, - перечисляет эксперт.

Отдельный вопрос - сельское хозяйство. Задел есть. И хороший. Беда только в том, что местный производитель присутствует не в масштабах страны, куда экспортирует свой товар, а в масштабах одного рынка того или иного города. Объемы поставляемой продукции слишком малы.

- Продукция из Кыргызстана пользуется спросом. Экологически чистыми овощами, фруктами, мясом мы, к примеру, могли бы снабжать российскую армию, - как вариант предлагает Шерадил Бактыгулов. - В магазинах Урумчи продают иссыккульскую черешню за 1150 сомов за килограмм, и свой покупатель находится! Поэтому нужно открывать для себя новые рынки. Сейчас же все держится на энтузиазме простых предпринимателей, которым очень нужна государственная поддержка.

Ну, а пока Кыргызстан пытается найти свои ниши, которые в будущем позволят ему безбедно существовать и развиваться, эксперт предлагает не забывать, что наша республика является крупнейшим акционером «Центерры».

- Не нужно зацикливаться только на одном месторождении. У канадской компании помимо Кумтора есть рудники в Турции, Монголии, Канаде, от которых мы будем получать свои дивиденды. Поэтому нам важно оставаться ее акционером, продолжать активно работать и использовать наш портфель, - напоминает Шерадил Бактыгулов.

И пока в закромах еще что-то есть, непрестанно работать, не отбрасывая и не пренебрегая ни одним из вариантов. Ведь для чтобы «выстрелил» хотя бы один альтернативный «Кумтору» проект, нужно приложить поистине титанические усилия.