Звезды

Чудо-женщины теснят режиссеров-мужчин

Наш кинообозреватель Стас Тыркин - о том, будут ли введены квоты на равное количество «мужских» и «женских» фильмов на престижных международных кинофестивалях
В 2018 году на красную дорожку Канн вышло 82 женщины - по числу "женских" фильмов показанных там за все годы

В 2018 году на красную дорожку Канн вышло 82 женщины - по числу "женских" фильмов показанных там за все годы

Фото: EAST NEWS

Знаменитый российский режиссер Андрей Кончаловский раскритиковал «меморандум о гендерном равноправии», который подписали организаторы ведущих европейских кинофестивалей. Якобы согласно этому меморандуму в ближайшем будущем в конкурсные программы этих фестивалей должно входить равное количество фильмов, снятых мужчинами и женщинами. А отсюда - один шаг до традиционных разговоров об очередном «закате Европы».

На самом деле этот процесс начался далеко не сегодня. Количество женщин, работающих в кино, стало действительно несоизмеримо больше по сравнению с прошлыми десятилетиями - не только в режиссуре, но и, допустим, среди операторов (в том числе благодаря облегчению технического процесса). В прошлом году женская организация под названием 5050×2020 инициировала подписание упомянутого меморандума сначала руководством Каннского фестиваля, чуть позже это проделали организаторы Венеции, Берлина, Локарно и других важных конкурсных фестивалей.

На последнем Каннском кинофестивале гран-при жюри, достался довольно беспомощной картине «Атлантика» афро-французской дебютантки Мати Диоп

На последнем Каннском кинофестивале гран-при жюри, достался довольно беспомощной картине «Атлантика» афро-французской дебютантки Мати Диоп

Фото: REUTERS

Это не совсем то, чем пугает общественность Кончаловский. Меморандум не подразумевает введение квот на обязательный показ фильмов женщин-режиссеров в пропорции 50/50. И хотя по этому пункту кипят споры (артистический директор Канн Тьерри Фремо сказал, что такая квота была бы неуважительной прежде всего по отношению к самим женщинам, ему оппонировала на только что закончившемся фестивале блестящая актриса Джулианн Мур, оказавшаяся ярой приверженницей квот), он касается прежде всего практики организации самих фестивалей. Стимулирует их к достижению гендерного паритета в своих рядах, призывает к прозрачности процесса отбора фильмов и наличию женщин в отборочных комиссиях.

Никому не придет в голову называть «женскими» фильмы Татьяны Лиозновой

Никому не придет в голову называть «женскими» фильмы Татьяны Лиозновой

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Мысль здесь такая: фильмы женщин не попадают на крупнейшие фестивали, потому что ими - как и всей киноиндустрией! - заправляют мужчины. Введите женщин в отборочные комитеты - и ситуация изменится. Что и было проделано: в этом году перед началом Каннского фестиваля организаторы с гордостью опубликовали данные о том, что среди почти тысячи его работников женщин даже больше чем мужчин. А отборочная комиссия уже приведена в соответствие требованиям дня и состоит из равного количества мужчин и женщин. Как результат, в этом году из 21 фильма в каннском конкурсе было 4 снятых режиссерами-женщинами. На Берлинском фестивале этого года из 17 - целых 7. Венеция - среди отстающих, там из 20 конкурсных фильмов был снят женщиной только один, во всем виноват традиционный итальянский мачизм. Дальше всех пошел фестиваль в швейцарском Локарно, назначив своим новым арт-директором женщину, Лили Хинстин. Будет очень любопытно взглянуть на то, как она изменит структуру этого почтенного мероприятия - пока было объявлено о предваряющем фестиваль семейном показе на Пьяцце Гранде нового итальянского мультфильма про медведей и вообще большей заботе о детях как потенциальных зрителях. Кто же против этого?

Гораздо более абсурдными кажутся попытки женских организаций лишить почетной каннской награды выдающегося французского актера Алена Делона - только за какие-то его высказывания, не согласующиеся с текущей «повесткой дня». Обещание в большей степени пропагандировать «разнообразие и инклюзивность» довлело и над решениями каннского жюри этого года (оно состояло из 4 мужчин и 4 женщин, в том числе актрисы из Буркина Фасо). Председатель жюри Алехандро Гонсалес Иньярриту на церемонии закрытия казался подавленным и объявлял итоги почти извиняющимся голосом. Из четырех фильмов конкурса, снятых женщинами, было награждено три. И это действительно не лучшие фильмы. В частности, второй по значению приз, Гран-при жюри, достался довольно беспомощной картине «Атлантика» афро-французской дебютантки Мати Диоп, в то время как фильмы, таких классиков как Терренс Малик, Квентин Тарантино, Кен Лоуч, Марко Белоккио, Джим Джармуш были полностью призами обнесены. Дескать, у них их и так много. Проигрыш Тарантино, снявшего один из лучших своих фильмов, «Однажды в Голливуде», сложно не связать с тем, что в ключевой сцене у него долго, с удовольствием и за дело бьют женщин. Вполне себе в духе гендерного равенства - наравне с мужчинами, но феминистки были фильмом ужасно возмущены.

Гораздо более абсурдными кажутся попытки женских организаций лишить почетной каннской награды выдающегося французского актера Алена Делона

Гораздо более абсурдными кажутся попытки женских организаций лишить почетной каннской награды выдающегося французского актера Алена Делона

Фото: REUTERS

Диктат политической корректности всегда был очень силен на международной фестивальной арене, сейчас это стало совсем очевидно. И сложноустроенным режиссёрам со сложным отношением к действительности и амбивалентным отношением к противоречивой женской природе при новых раскладах придется несладко. «Думаю, что Бергман сейчас не стал бы Бергманом, Феллини - Феллини, а Тарковского затолкали бы во второстепенный конкурс «Особый взгляд»» - написал я в своем фейсбуке, после чего мне немедленно пригрозила расфрендом молодая белорусская женщина-режиссер.

Я же всего лишь выступаю за то, чтобы фильмы оценивали по их художественному качеству, а не делали скидку на пол режиссера. Несколько лет назад на фестивале дебютов «Движение», программным директором которого я являюсь (его генеральным продюсером, как и фестиваля «Кинотавр», является женщина, Полина Зуева) мы проводили дискуссию о «женском кино», все участницы которой (среди них были отличные российские режиссеры Анна Меликян, Ангелина Никонова, Наташа Меркулова и другие) в один голос сказали, что не бывает «женского» и «мужского» кино, а бывает кино плохое и хорошее.

Поставленный Патти Дженкинс супергеройский боевик «Чудо-женщина» собрал более 800 миллионов долларов во всем мире

Поставленный Патти Дженкинс супергеройский боевик «Чудо-женщина» собрал более 800 миллионов долларов во всем мире

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Никому не придет в голову называть «женскими» фильмы Татьяны Лиозновой, Киры Муратовой, Ларисы Шепитько, Джейн Кэмпион, Кэтрин Бигелоу и многих других потрясающих режиссеров. «Только слепой не видит, что мужчин-режиссеров в мире больше, чем женщин-режиссеров», — говорит Андрей Кончаловский. Сейчас эта ситуация необратимо меняется. И женщины-режиссеры будут отвоевывать себе все больше и больше возможностей. Джина в бутылку назад не загонишь, и это глубоко правильно. Мы даже не задумываемся о том, почему среди постановщиков блокбастеров нет женщин - им действительно сложнее, чем мужчинам, добиться права на постановку масштабного кинопроекта, тем не менее поставленный Патти Дженкинс супергеройский боевик «Чудо-женщина» собрал более 800 миллионов долларов во всем мире. Когда участие женщин-режиссеров в международной киноиндустрии станет действительно необратимым фактом и обычной практикой, тогда разговоры об абсурдных квотах и прочих уловках политкорректности сами сойдут на нет.

В ТЕМУ

Лучшие фильмы Каннского фестиваля 2019: Зомби в Голливуде

Пять лучших фильмов Каннского фестиваля 2019 (подробности)