Премия Рунета-2020
Новосибирск
-1°
Boom metrics
Общество9 мая 2019 13:39

Как советские связисты устроили пожар и перехитрили немцев

94-летний ветеран из Новосибирска рассказал, как его полк дошел до Германии и почему русским солдатам пришлось кормить местных жителей
Виктор Иванович (на фото справа) вместе со своими сослуживцами смог провести врага.

Виктор Иванович (на фото справа) вместе со своими сослуживцами смог провести врага.

Виктору Ивановичу Фролову сейчас 94 года: у него двое внуков и внучка, а недавно сибиряк стал прадедушкой. А почти 78 лет назад, когда только началась война, он сам еще был подростком.

«КОМАНДИР МЕНЯ ОТ СМЕРТИ СПАС!»

- Я хорошо помню 22 июня 1941 года: мне тогда 17 лет уже было. В моем родном селе Новый Буян Куйбышевской области (сейчас это Самарская область – прим. авт.) был праздник, встречали лето, - вспоминает Виктор Иванович. – И вдруг какой-то мужчина приезжает, говорит, что началась война. Все сразу разошлись по домам, и буквально в считанные часы у нас началась мобилизация. Всех мужчин сразу же отправили на фронт, а допризывную молодежь – таких же семнадцатилетних, как я, - в спецучилища.

Сначала Фролов попал в шифровальное училище, потом – в артиллерийское. А октябре 1944 года его рядовым отправили на 2-ой Белорусский фронт: там он стал связистом.

Первый раз под обстрел немцев Виктор Иванович попал под Влавой.

- Мы на передовой были, когда немцы напали: помню, что мне так жалко было рацию нашу оставлять, что я побежал было за ней. А командир меня останавливает, кричит: «Ты куда? Марш в укрытие!». И прямо в этот момент в то место, где рация была, попал снаряд. Так что мой командир меня от смерти спас! – до сих пор благодарен сослуживцу Виктор Иванович.

УСТРОИЛИ ПОЖАР, ЧТОБЫ ОТВЛЕЧЬ ПРОТИВНИКА

Следующий тяжелый бой был в Данциге: чтобы одолеть неприятеля, советским солдатам пришлось проявить смекалку и пойти на хитрость.

- Опять обстрел был: немцы целились по тому зданию, где, как они думали, мы находимся. А мы были в соседнем. Но нам нужно было создать видимость, что, якобы, они нас одолели. Тогда мы сами подожгли то здание, и наша уловка с пожаром сработала: немцы посчитали, что их снаряд поразил цель, а мы смогли напасть на них, - вспоминает Фролов. Это было одним из важных моментов в наступательной операции.

8 мая 1945 года Виктор Иванович встречал на немецком острове Рюген:

- Помню, что мы увидели в небе фейерверк и поняли – наконец-то, война закончена. А вокруг нас такая красота была: каштаны цветут, тепло. Больше я такого нигде не видел, - признается Фролов.

КОРМИЛИ НЕМЦЕВ КАШЕЙ

Кстати, после окончания войны Фролов пробыл в Германии еще пять лет.

- Сначала демобилизовывали тех, кто постарше, а молодые парни остались помогать местному населению, - говорит Виктор Иванович. – Помню, пришел приказ: накормить местных. А что у нас есть? Да крупы только, вот и сварили мы кашу. Повезли полевую кухню в город, а там на улицах – ни души. Видимо, боялись, что мы нападем. И вдруг мы видим маленькую девочку в красивом зипунчике: накормили мы ее кашей, и сказали, чтобы она завтра с родными приходила. А на следующий день к нам уже много местных пришло…

Нужно было еще решить и проблемы с хлебом:

- Мы пошли по городу, чтобы попытаться найти пекарню. Почуяли, что из одного здания идет запах хлеба. Заходим – опять никого нет. Вдруг к нам выходит немка: красивая такая, белокурая. Мы рты пораскрывали: таких красавиц раньше точно не видели. Она и объяснила, что мука закончилась. Мы ее спрашиваем: «Если с мукой вопрос решится, будете не только для местных, но и для нас печь хлеб?». Она согласилась, так что и этот вопрос удалось решить, - продолжает Фролов.

Вернулся Фролов на родину только в 1950 году: поступил в институт, потом по распределению попал на новосибирский завод. С тех Виктор Николаевич и живет в Сибири, и о войне его внуки знают не только из учебников истории, но и из рассказов деда.