Общество

Пилоты, диспетчеры, наземный персонал: СКР назвал основные версии авиакатастрофы в Шереметьево

Следственная группа будет проверять квалификацию и действия всех должностных лиц, которые были задействованы во время полета
Глава СК РФ Александр Бастрыкин (слева) у сгоревшего самолета в Шереметьево.

Глава СК РФ Александр Бастрыкин (слева) у сгоревшего самолета в Шереметьево.

В столичном аэропорту Шереметьево работают десятки экспертов: следователи, криминалисты, представители МАК. На месте председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин. Он провел оперативное совещание и осмотрел сгоревший самолет. Главный следователь России велел в самые короткие сроки закончить осмотр места происшествия, собрать все доказательства, связанные с трагедией.

22 человека уже признаны пострадавшими в авиакатастрофе. Сейчас следователи опрашивают очевидцев, сотрудников аэропорта, родственников пассажиров. Устанавливаются личности всех погибших – пока известно, что жертвами стали 40 человек, еще один считается пропавшим без вести.

«Следствием рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия», - сообщается на официальном сайте СК РФ.

Изучать обстоятельства жесткой посадки будут по записям с камер видеонаблюдения, которые зафиксировали момент трагедии. Кроме того, множество роликов были записаны пассажирами аэропорта, которые стали свидетелями. В Сети можно найти даже ролики изнутри самолета, которые записали пассажиры загоревшегося Sukhoi Superjet 100. Многое о случившемся скажут речевой и параметрический самописцы (черные ящики).

«Отобраны образцы топлива из баков самолета и заправочной станции, аудиозаписи переговоров с диспетчерской службой, записи с камер видеонаблюдения. В ближайшее время будут назначены генетические и судебно-медицинские экспертизы», - сообщает ведомство.

Трагедия произошла 5 мая. Самолет, следовавший по маршруту Москва-Мурманск, осуществил аварийную посадку на взлетно-посадочную полосу. Предположительно, сразу после взлета в воздушное судно попала молния, что привело к отключению всех систем. При посадке произошло возгорание фюзеляжа воздушного судна. На борту находилось 78 человек, среди них трое детей. В момент пожара 33 пассажира и 4 члена экипажа были эвакуированы, поиски остальных продолжаются.

ВЕРСИЯ

Источник: Главная версия трагедии - отказ электрооборудования и автоматики после удара молнии

Со слов источника Интерфакса предварительная картина трагедии такая:

- В самолет попадает молния, отказывает электроника и радиосвязь. На высоте около двух километров экипаж подает сигнал бедствия

- Самолет совершает грубую посадку. Лайнер четырежды ударяется о полосу. После четвертого удара рушится одна из стоек шасси. Ее детали, предположительно, попадают в двигатель

- Так как посадка происходит через 20 минут после взлета, топливные баки полные. Маневры по сбросу топлива выполнить было невозможно из-за отказа радиосвязи. Вспыхивает пожар, который быстро охватывает всю хвостовую часть самолета.

Неудачная посадка самолета Sukhoi Superjet 100 стала причиной возгорания лайнера.

Неудачная посадка самолета Sukhoi Superjet 100 стала причиной возгорания лайнера.

Фото: REUTERS

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Генерал-майор и заслуженный летчик РФ Владимир Попов отметил телеканалу "360", что в момент трагедии над Шереметьево проходил метеорологический фронт. Трение интенсивных потоков воздуха создало «большой потенциал электрической энергии в воздушных массах», что могло в итоге привести к накоплению энергии. Это спровоцировало короткое замыкание и повредило каким-то образом кабельную систему управления самолетом или радиосвязи.

Пилот 1 класса, командир экипажа А-320, отличник "Аэрофлота" Андрей Литвинов объяснил, почему самолет при посадке несколько раз "подпрыгнул" на полосе:

- Это называется "дал козла" по-нашему. У него было превышение посадочной массы. Самолет тяжелее, чем он должен быть на посадке. Мы же летим из пункта А в пункт Б с расчетом, что это топливо выработается и самолет станет легче. А когда посадка с превышением массы – да, мы отрабатываем это упражнение – происходит то, что вы видели на кадрах. А тут еще усугубилось тем, что управления нет. Тут сразу два фактора сыграло отрицательную роль, - сообщил он в эфире Радио "Комсомольская правда".

Независимый технический эксперт Юрий Антипов считает, что нельзя полностью снимать вину с пилотов:

- Мы знаем случаи, когда полностью у самолета отказывал двигатель и все электрооборудование, и мы знаем эти случаи у нас в стране. Пилоты, если они достаточно профессиональные и не поддались панике, они мягко сажают самолет и при этом шасси не ломаются, не пробивают баки и не получается такого пожара, который мы видели вчера в Шереметьево, - сказал он в эфире Радио "Комсомольская правда". - Поэтому мое мнение, что пилоты проявили себя крайне непрофессионально. Скорее всего, это паника, это недостаток профессионализма – они не только сломали шасси, они еще и "козлили" на полосе – то есть, несколько раз самолет подпрыгивал из-за сильных ударов о ВПП.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Попадание молнии и отказ электроники: Названа главная версия авиакатастрофы в Шереметьево

В самолет рейса Москва-Мурманск могла попасть молния, из-за чего электронное оборудование перестало работать (подробности)

Версии пожара на борту Москва-Мурманск в Шереметьево: Молния, отказ оборудование и техническое несовершенство «Суперджета»

Эксперты сейчас рассматривают несколько версий пожара на самолете, летевшем из Москвы в Мурманск. Напомним, «Сухой Суперджет» вылетел из аэропорта «Шереметьево» около 18.00 5 мая и уже через несколько минут повернул в обратную сторону (подробности).