Наука

Рядом с космодромом «Восточный» построили город будущего и ждут туристов

Фотокор «Комсомолки» побывал на новом российском космодроме и в наукограде, который вырос посреди тайги
Туристы через Благовещенск смогут приехать сюда, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля

Туристы через Благовещенск смогут приехать сюда, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Где находится самая необычная заправка

Как заправить автомобиль знают все. Заезжаешь на заправку, говоришь сколько и какого топлива залить и идешь платить. Иногда заправщики спрашивают: вам обычное топливо или супер-пупер горючее? Ты сначала впадаешь в ступор и думаешь, а может попробовать и залить эту супер-пупер жидкость, но через секунду «жаба» (которая душит) говорит: ты же не на Луну собрался, заливай обычное. А вот интересно, а если на Луну, то как? Тоже «Вам обычное топливо или чтобы побыстрее до Луны долететь?» Так вот, когда мне предложили съездить на космодром и посмотреть на заправку для ракет, я согласился не раздумывая. Даже не предполагал, что путь до точки, откуда спутники попадают на орбиту, займет почти полтора дня. Во-первых, надо долететь до Благовещенска, а это около 7 часов полета и шесть часовых поясов, затем еще двести километров до города Циолковский, где можно переночевать в гостинице и прийти в себя от смены часовых поясов, и только на следующий день преодолеть оставшиеся двадцать километров до космодрома Восточный, где после прохождения всех инструктажей и проверок попадаешь на так называемый «стол».

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодром

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодром

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Благовещенск стоит на реке Амур. На другом берегу уже Китай

Благовещенск стоит на реке Амур. На другом берегу уже Китай

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Станция Углегорск

Станция Углегорск

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Космическая заправка

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками. Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса, а неподалеку от него полным ходом идет строительство второго «стола» для тяжелой ракеты Ангара. В перспективе тут появится и третий комплекс для сверхтяжелых ракет.

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В автомобилях для получения большей мощности устанавливают турбину, для того чтобы больше кислорода было в камере сгорания, а для того чтобы поднять ракету окислителя надо намного больше, и турбиной тут не обойтись.

Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса

Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров, и нужен он при температуре -183°С. Для заправки тяжелой Ангары потребуется в четыре раза больше.

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Первые системы заправки, созданные еще в пятидесятых годах прошлого века, теряли в сутки до десяти процентов ценного компонента топлива. Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами. Вся система хранения, транспортировки, заправки была разработана и реализована отечественными учеными и специалистами из ОАО Криогенмаш. Двухсоткубовые емкости по железной дороге были доставлены из подмосковной Балашихи прямо к стартовому комплексу. В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету, а в случае отмены старта могут быть выкачены обратно на хранение. Продукция Балашихинского предприятия используется на всех российских космодромах, на космодроме Кура во Французкой Гвиане, на морском космодроме Морской старт, а также в Южной Корее и Индии.

Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами

Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Внешне ничто не говорит о том, что внутри огромных белых резервуаров и блестящих труб находится кипящий жидкий кислород при температуре близкой к абсолютному нулю. Для обеспечения жидким кислородом, водородом и азотом сразу всех стартовых комплексов Восточного, в будущем планируется строительство собственного кислородно-азотного завода на территории космодрома. Сейчас же путь от Балашихи до космической заправки резервуары с жидким азотом и кислородом преодолевают за две - три недели по железной дороге. Как рассказала генеральный директор Криогенмаш Соколова Мария Сергеевна: “Предприятий, способных выполнить подобные задачи, в мире единицы”. При разработке и проектировании подобных космических заправок отечественные ученые защитили не одну диссертацию.

В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету

В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету

Фото: Михаил ФРОЛОВ

До старта ракеты еще около трех месяцев, а подготовка идет уже полным ходом. Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке, где собирают ракеты из прибывших сюда по железной дороге компонентов. Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют, потому что в сборочных цехах чистота как в операционной, и специальный моющий пылесос работает тут постоянно.

Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют

Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего. Мобильная башня обслуживания высотою в пятьдесят два метра, стоящая на стартовом столе между двух 150 метровых громоотводов, выглядит со стороны игрушечной, но именно в ней почти до самого старта скрывается ракета.

Космическая заправка вид снаружи. Технологический блок кислорода и азота.

Космическая заправка вид снаружи. Технологический блок кислорода и азота.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке

Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Больше всего тут поражают размеры

Больше всего тут поражают размеры

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Город Циолковский

Стремительно набирающий свою мощь космодром потребует немало специалистов в достаточно узких отраслях науки, и для них уже построен новый современный микрорайон со всей необходимой инфраструктурой. Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы. Кроме того, на Восточном планируют развивать и туристическую составляющую. Туристы через Благовещенск смогут приехать сюда, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля (и нащелкать сэлфи в инстаграм).

Город Циолковский застраивается новыми домами

Город Циолковский застраивается новыми домами

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы

Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы

Фото: Михаил ФРОЛОВ