На месте крушения самолета Boeing 737 Max 800 в Эфиопии.
Фото: REUTERS
В воскресенье, 10 марта, едва вылетев из столицы Эфиопии Аддис-Абебы в столицу Кении Найроби, рухнул один из самых современных лайнеров американской корпорации «Боинг». На борту было 157 человек из 33 стран. В том числе трое россиян-туристов. Все погибли.
Это уже второе ЧП с Боингом-737 MAX-800. 29 октября 2018 года в Индонезии через 13 минут после взлета рухнул точно такой же лайнер, погибли 189 человек. Авиаэксперты считают, что обе катастрофы - очень похожи. А в Интернете появились конспирологические версии: американцы специально отправляют на рынки стран третьего мира новые лайнеры, чтобы испытать их. Мол, «папуасов» не жалко... Так ли это - «Комсомолка» выясняла с экспертами.
Что это за лайнер?
Это представитель новейшего поколения самолетов Боинг-737. Был разработан в 2014 году, а эксплуатировать его стали только в 2017 году. Серия стала самой продаваемой за всю историю Боинг - заказано и летает уже в сумме 1570 лайнеров.
- У этого типа самолета установлены новые двигатели, программное обеспечение - самое современное, - говорит зам. главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
Разбившийся в воскресенье борт был новеньким, свой первый полет выполнил 30 октября прошлого года. В крупнейшую авиакомпанию в Африке Ethiopian Airlines он поступил через две недели - 15 ноября.
В чем причины происшествия и почему это так похоже на крушение в Индонезии?
Известно, что пилот разбившегося в Эфиопии самолета через несколько минут после вылета запросил разрешение вернуться обратно, сообщил, что с лайнером неполадки. Какие - не ясно, авиакомпания заявляет, что нужно проводить расследование, требуется расшифровка черных ящиков.
Пилоты разбившегося через несколько минут после взлета «Боинга» из Индонезии тоже сообщали на землю, что лайнер ведет себя очень странно.
- Расследование того ЧП еще не завершено, но по предварительным данным известно, что у индонезийского Боинга произошел сбой в системе, которая определяет скорость самолета, - комментирует для Радио «Комсомольская правда» заслуженный пилот России Юрий Сытник. - И тогда компьютер, который управляет лайнером, начинает работать против пилота - либо добавлять скорость, либо снижать ее, чтобы вписаться в те параметры, которые запрограммированы. Хотя на самом деле этого не требуется. В результате самолет может перейти в сваливание - неуправляемое снижение и затем столкновение с землей. Очень похожая ситуация вполне могла произойти и с эфиопским «Боингом».
Разбившийся в воскресенье борт свой первый полет выполнил в октябре 2018 года.
Фото: REUTERS
Могли ли пилоты отключить сбоивший компьтер, чтобы спасти ситуацию?
- Пилотам нужно не только взять управление на себя, необходимо еще отключить бортовые компьютеры, которые задают неверные данные полета, - говорит заслуженный пилот РФ Виктор Саженин. - Но это может быть запрещено фирмой-производителем. Или же такая ситуация не описана в инструкциях и экипаж просто не знает, как себя вести в подобном случае. Десять лет назад в Атлантический океан упал Аэробус А-330, летевший из Рио-де-Жанейро в Париж. Там случилось обледенение датчиков, по которым тоже определялась скорость. Когда расшифровали черные ящики - выяснилось: экипаж просто не знал, как себя вести, когда случилась неразбериха с показаниями скорости лайнера.
- Боинг-737 MAX-800 - машина чрезмерно умная. Не исключено, что в ситуациях, когда показатели друг другу противоречат, искусственный интеллект просто не способен вовремя распознать это и выстроить верный алгоритм решения проблемы. Пилоты же могут слепо доверять компьютеру, и до последнего не будут вмешиваться в управление, - считает Владимир Попов.
Разбившийся самолет Боинг-737 MAX-800 авиакомпании Ethiopian Airlines.
Фото: REUTERS
Откуда в бедных странах суперсовременные машины?
Некоторые пользователи Интернета обращают внимание на то, что разбившийся в Индонезии «Боинг» принадлежал местному небогатому лоукостеру Lion Air и был единственным бортом подобного класса. И понятно почему - один такой самолет стоит $117 млн. Ну а дальше выстраивается логическая цепь - «Боинг» специально отправил этот борт в Инднезию для тестирования.
- Строить вокруг крушений самолетов в Индонезии и Эфиопии конспирологическую теорию глупо. Расследование индонезийской катастрофы еще не закончено, о причинах падения самолета под Аддис-Абеба мы узнаем только через несколько месяцев. Не нужно думать о том, что «Боинг» обкатывает новые модели на странах третьего мира. Ни один авиаконструктор не выпустит в серийную продажу лайнер, который до конца не прошел испытания. А эта новая модель эксплуатируются уже по всему миру, начиная с США (в Штатах летает более 500 Боингов-737 МАХ 800. - Ред.), заканчивая Исландией (9 подобных лайнеров. - Ред.), - говорит главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. - И не нужно считать, что африканские авиакомпании отсталые. Африка большая, ситуация там разная. Более 10 лет назад африканские перевозчики прошли программу по модернизации и усовершенствованию мер безопасности полетов. Не удивительно, что на сегодня Ethiopian Airlines - одна из крупнейших и лучших авиакомпаний.
А что же в России?
Самолеты этого поколения есть в трех российских авиакомпаниях – Utair (30 шт.), «Уральские авиалинии» (14 шт.) и S7 (9 шт.). Будут ли у них какие-то изменения в эксплуатировании этого типа лайнера в связи с катастрофой в Эфиопии - не ясно. На запросы «КП» в авиакомпаниях никто не отвечал.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
"Рамки и границы мы рисуем себе сами": супруги из России, погибшие в авиакатастрофе в Эфиопии, буквально жили путешествиями
На борту лайнера авиакомпании Ethiopian Airlines - он разбился в Эфиопии утром 10 марта, находилась пара из города Таганрога Ростовской области. Знакомые Екатерины и Александра Поляковых до сих пор не могут поверить в случившееся. Известно, что супруги - одногодки, им по 28 лет. Вместе учились в институте на программистов в небольшом городке под Ростовом-на-Дону. Последние несколько лет жили в Москве. Знакомые говорят, что Катя работала в банке, Саша тоже в столице, но не по специальности. В этот раз они отправились в долгожданный отпуск. У них было море планов на жизнь (подробности).
На борту самолета, рухнувшего у столицы Эфиопии, был профессиональный тандем-инструктор из Твери
«Пока сердце сохраняет желания, ум сохраняет мечты»... Таков слоган тверского аэроклуба «Змеево». Однако, одно дело – мечтать, другое следовать своим мечтам. Именно таким был 33-летний Сергей Вяликов, давний член клуба, опытный парашютист, профессиональный тандем-инструктор (подробности).
Разбившийся в Эфиопии самолет отклонился от своего привычного курса перед крушением
Ранее в воскресенье стало известно о том, что лайнер Ethiopian Airlines рухнул в районе вулкана Бишофту (подробности)
Авиакатастрофа в Эфиопии: за последние полгода это второй потерпевший крушение Boeing 737 MAX 8
В октябре прошлого года такой же лайнер, но другой авиакомпании, разбился в Индонезии (подробности)