+3°
Boom metrics
Общество18 сентября 2018 21:00

Семья из молдавского села победила в проекте «Кто бросит пить?», получила премию, а потом превратилась… в алкоголиков

Теперь участковый вместе с примарией села Пухой Яловенского района собирается готовить документы на лишение Иона и Светланы родительских прав [видео]
Родители Иона Унгуряну считают, что Ион пьет, потому что его перестали контролировать.

Родители Иона Унгуряну считают, что Ион пьет, потому что его перестали контролировать.

Фото: Леонид РЯБКОВ

Теперь-то я понимаю, почему примар Пухой Яловенского района Петр Фрунзэ так не хотел, чтобы мы приезжали в вверенное ему село! Ну, конечно, это только сказки бывают со счастливым концом, где живут долго и счастливо, а умирают в один день, где мед-пиво пьют, которое течет по усам, а в рот не попадает. В нашей истории именно «мед-пиво» и сыграло решающее значение в том, что история завершилась так несчастливо.

Вырубил виноградник, чтобы бросить пить!

Петр Фрунзэ — рачительный хозяин. Въезжаешь в село под аркой «Добро пожаловать в Пухой», на тротуаре высаживают красивые клумбы, у здания примарии мини-парк разбили, две детские площадки, даже теннисный стол имеется! Собираются еще один парк разбивать, объявили конкурс, ищут, кому поручить, всего за сутки пять фирм-претендентов появилось. И само село — явно не бедное. Хорошие, капитальные дома, вот только с дорогами, как везде — беда. Да и из 5700 жителей Пухоя большинство на заработках. Кто-то уже купил себе даже квартиру в Москве, а в свой красивый дом в Пухое приезжает только летом в отпуск. Типа, на дачу...

Примар Петр Фрунзэ старается сделать село уютным и комфортным для жизни.

Примар Петр Фрунзэ старается сделать село уютным и комфортным для жизни.

Фото: Леонид РЯБКОВ

Так вот. Хороший хозяйственник Петр Фрунзэ решил избавить не самую лучшую часть населения села от пагубной привычки — от пьянства. Главное было, по его мнению, заинтересовать людей, дать им стимул. Сам Петр Федорович не пьет совсем! От слова совсем.

- Те, кто хотел участвовать в нашем конкурсе, - вице-примар Нина Юрку почему-то называет инициативу примара «конкурсом». - должны были написать письменное заверение в том, что полгода не будут прикасаться к спиртному. Победителю — 1000 леев. Это серьезные деньги для села, особенно для тех, кто не имеет постоянной работы!

Нина Юрку уверена, что главное - искреннее желание самого человека бросить пить

Нина Юрку уверена, что главное - искреннее желание самого человека бросить пить

Фото: Леонид РЯБКОВ

Участвовать в «конкурсе» согласилось двадцать человек. Написали расписки.

- Мы поставили условие — контроль с нашей стороны в любое время. - продолжает вице-примар. - Могли придти и утром, и вечером, и поздно ночью проверить, трезв человек или нет.

Через месяц отсеялась половина «конкурсантов», которых застукали со стаканом в руке. Кого-то сдали бдительные соседи, мол, сидит дома, пьет! Остальные пришли в примарию сами: «Мы не будем участвовать в конкурсе, не выдержим, отказываемся...»

- Мы хотели помочь людям, поддержать их! - уверяет меня Нина Юрку, - Материальный стимул — это, конечно, замечательно! Но, помимо него, у самого человека должно было быть искреннее желание бросить пить! Вот у нас один местный житель и без конкурса бросил пить, даже весь свой виноградник вырубил, чтобы соблазна не было!

В итоге осталась только семейная пара Ион и Светлана Унгуряну. У них двое мальчиков, старший пошел в третий класс.

- В их семье пьют все — сами Ион и Светлана, родители Иона, другие родственники, всего человек семь, - замечает участковый Иустин Горяну.

Семья Унгуряну делает свое вино, но его надолго не хватает.

Семья Унгуряну делает свое вино, но его надолго не хватает.

Фото: Леонид РЯБКОВ

«Как бросить пить, если наливают?!»

Чтобы не потерять последних участников «конкурса», Иона Унгуряну взяли на работу в примарию. Он облагораживал и благоустраивал территорию села вместе с напарницей, постоянно был под контролем. Его жену устроили нянечкой в Центр матери и ребенка. Даже выделили транспорт, который каждое утро отвозил ее в Кишинев! Так прошло полгода.

- И ведь не пили, действительно не пили, - рассказывает Нина Юрку. - Через полгода прилюдно вручили им две тысячи леев!

Но деньги на руки не дали, как Ион и Светлана Унгуряну ни просили.

- Они говорили, что им надо рассчитаться с долгами за вино, - говорит социальный работник Валентина Солтан. - Потом попросили разрешения на премию купить мобильный телефон. Мы отказали. Пошли с ними в магазин и на все деньги вместе купили продукты, игрушки и одежду для детей.

А после этого Ион и Светлана… вновь принялись пить. Ион уволился из примарии, Светлану выгнали за пьянство на рабочем месте и постоянные прогулы.

- Они даже стали пить пуще прежнего! - вздыхает Валентина Солтан. - Я изначально не верила в эту затею с «конкурсом», нет никакого другого стимула, кроме желания самого алкоголика бросить пить!

Мы вместе с Валентиной подъезжаем к дому семьи Унгуряну. Собака заливается лаем, нас встречает на костылях Елена Унгуряну, мать Иона.

- Это она по пьяной лавочке со Светой подралась, - шепчет мне Валентина.

Нарисовывается и отец Иона. Алексей Унгуряну уже подшофе, на рубашке — красные пятна от молодого вина, руки — тоже в нем, в вине.

- Выпил стакан! - признается. - Вино же сейчас делаем!

Показывает пластиковую бочку, на дне — рой мошкары и винные выжимки. Неподалеку растет виноград.

- Литров пятьсот вина получится! У нас и красное вино будет, и белое! - замечает он мой взгляд. О сыне и снохе рассказывает неохотно. - Работает сейчас на кукурузе, за день работы 200 леев получает, Света тоже где-то сегодня калымит.

- Ваш сын ведь бросил пить совсем! Почему опять начал?

- Трудился в примарии, там за ним контроль был, а когда ушел, контроль и закончился. - разводит руками Алексей Унгуряну. - Теперь у людей работает, а там каждый день ему по два-три «пахара» наливают. Ему что, отказываться?! Ну, он и выпьет... Не совсем пьяный, так чуть-чуть...Хочу, чтобы он не пил совсем... Светлана, кстати, пьет больше Иона!

Мы едем обратно с Валентиной Солтан, которая вконец разрушает все наши надежды на счастливый конец:

- Им этой бочки вина хватит ненадолго, потом будут вино у соседей покупать. Кстати, и тот наш односельчанин, который бросил пить и вырубил свой виноградник, опять взялся за старое. Только теперь не свое вино пьет, тоже покупает у соседей...

КОММЕНТАРИЙ СЕЛЬСКОГО УЧАСТКОВОГО

- В селе немало пьющих, - говорит Иустин Горяну. - В семье Унгуряну постоянно возникают пьяные скандалы, приходится вмешиваться. Сейчас готовлю документы, чтобы заслушать Иона и Светлану Унгуряну в примарии. Примар будет решать, что с ними делать…

- А что можно сделать?

- Сейчас можно только вынести предупреждение. А потом, если я посчитаю нужным, сделаю протокол и отправляю в суд. Суд рассмотрит и решит, лишать ли Иона и Светлану Унгуряну родительских прав за неисполнение родительских обязанностей или нет. Они ничего не понимают, сколько раз я с ними говорил, без толку! Все впустую...