Кыргызстан
+8°
Boom metrics
Сегодня:
Экономика6 августа 2018 22:00

Почему в Кыргызстане растут цены на авиабилеты?

Расчетом тарифов на авиабилеты занимаются целые отделы авиакомпаний. За сложным процессом проследила «Комсомолка»
В себестоимость билетов входит десяток расходов и рисков авиакомпаний.

В себестоимость билетов входит десяток расходов и рисков авиакомпаний.

Фото: Юлия ПАЛЬКИНА

ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ НАШИ БИЛЕТЫ

За последние 6-7 недель авиаперелеты стали ощутимо дороже. Купить билет в Москву с вылетом через 3 недели из аэропорта Бишкека обойдется в 20-22 тыс. сомов, в Стамбул - 19-21 тыс. Хотя в начале лета билеты по этим же направлениям стоили почти в два раза дешевле. В Государственном агентстве антимонопольного регулирования связывают рост цен с туристическим сезоном - мол, туристы, спровоцировали повышение цен. Однако на стоимость авиабилетов, кроме смены времен года, влияет еще целый ряд факторов:

Наземное обслуживание воздушных судов (аэропортовые услуги и сборы);

Аэронавигационное обслуживание;

Заправка авиационным топливом;

Обслуживание воздушного судна;

Обслуживание пассажиров;

Зарплатный фонд;

Ремонт воздушных судов;

Лизинг и амортизация;

Рентабельность и налоги.

Почти половину от себестоимости билетов, а то и больше, авиакомпании тратят на покупку топлива. С начала года, согласно данным Ассоциации нефтетрейдеров, авиакеросин подорожал на 20%. И это еще одна причина, почему билеты становятся все менее доступными.

Аэрокеросин подорожал с начала года на 20%.

Аэрокеросин подорожал с начала года на 20%.

Фото: Юлия ПАЛЬКИНА

ПЛАНИРУЙТЕ ПЕРЕЛЕТЫ

В авиакомпаниях отказываются прямо говорить о росте цен. Они уверяют, что нынешние цены соответствуют ситуации на рынке и в последнее время кардинально не менялись.

- Людям часто кажется, что авиабилеты дорожают. Даже депутаты возмущаются, считают, что есть некий сговор авиакомпаний. Но на самом деле нам очень сложно договориться. Да и рассматривать нужно не сегодняшние цены, а поднять статистику за год и рассчитать среднее арифметическое. Вы убедитесь, что средняя цена на билеты из года в год примерно одинаковая, - рассказал заместитель генерального директора авиакомпании «Эйр Манас» Данияр Арынов.

Топ-менеджер рекомендует покупать билеты за три месяца, а то и за полгода до поездки. Раннее бронирование выгодно и пассажирам, и авиакомпаниям. Первые экономят свои деньги, вторые получают наличность до оказания услуги.

С стоимость каждого билета включен сбор аэропорта - 15 долларов.

С стоимость каждого билета включен сбор аэропорта - 15 долларов.

Фото: Юлия ПАЛЬКИНА

«ЦЕНЫ НЕ РАСТУТ, А ВОЗВРАЩАЮТСЯ К НОРМЕ»

Данияр Арынов рассказал, что окончательная стоимость билетов зависит не только от трат, которые несут компании, но и от десятка других причин: политика, внешнеэкономические потрясения, конкурентная среда - любой фактор может стать причиной для роста или снижения цен.

- Несколько лет назад российские авиакомпании перестали летать в Турцию и Египет. Освободившиеся самолеты отправили к нам. В надежде забрать всех местных клиентов они снижали цены. В эти годы билет в Москву можно было купить значительно ниже себестоимости - всего за 5-6 тыс. сомов. Сейчас внешнеполитическая ситуация вновь изменилась, и российские авиакомпании открыли ранее закрытые рейсы, а свое присутствие здесь сокращают. Поэтому если говорить о направлениях в Россию, то мы сейчас наблюдаем не повышение цен, а их возвращение к норме, - уверен Арынов.

Этим летом был еще один фактор, который, возможно, отразился на стоимости авиабилетов. У компании «Авиа Трафик» из строя вышел один борт. Ремонт обойдется в копеечку - двигатель самолета стоит как треть нового воздушного судна, плюс расходы на покупку новых билетов для пассажиров, обед и гостиница. Но пока одна компания переживает непростой период, другие снимают сливки. Образовавшийся дефицит посадочных мест при прежнем спросе на воздушные перелеты привел к повышенному спросу и росту цен.

Обслуживание пассажиров, доставка багажа, ремонт судна и покупка топлива - главные статьи расходов авиакомпаний. .

Обслуживание пассажиров, доставка багажа, ремонт судна и покупка топлива - главные статьи расходов авиакомпаний. .

Фото: Юлия ПАЛЬКИНА

АВИАКОМПАНИИ ПОД ПРИСМОТРОМ

Агентство антимонопольного регулирования не вмешивается в происходящие на рынке авиаперевозок процессы и не диктует компаниям, какие устанавливать цены. Однако это не значит, что ведомство пустило ситуацию на самотек. Во-первых, чиновники ведут мониторинг, а во-вторых, довольно жестко контролируют цены на внутренних рейсах. Они не должны быть дороже 4 тыс. сомов.

Кроме того, в агентстве сформировали реестр авиакомпаний, которые занимают доминирующее положение на рынке Кыргызстана. За ними следят с особой внимательностью.

Доминантами на рынке авиаперевозок признаны ОсОО «Эйр Манас» (по направлению Бишкек - Ош), ОсОО «Тез Жет» (по направлению Бишкек - Баткен) и ОсОО «Авиа Трафик Компани» (по направлению Бишкек - Джалал-Абад).

- В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства антимонопольный орган направляет хозяйствующему субъекту предупреждение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушениям. Основанием для направления предостережения является публичное заявление о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести к нарушению антимонопольного законодательства, - рассказали в ведомстве.

В Госантимонополии заверили, что сегодня ситуация с ценами на авиабилеты не выходит за рамки здоровой конкуренции и нет повода для вмешательства. Чиновники ожидают, что с первыми осенними днями цены на перелеты начнут снижаться.