Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество3 августа 2018 8:56

Что пять, что двенадцать…

Кандидат педагогических наук, вице-президент фонда «ПроОбраз» Дмитрий Волошин – об идее создать новую шкалу оценивания школьников
Привычна пятибалльная система оценки знаний в школе может быть реформирована.

Привычна пятибалльная система оценки знаний в школе может быть реформирована.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Господин Анзор Музаев, заместитель руководителя Рособранадзора, вместе с господином Виктором Болотовым из ВШЭ сказали, что пятибалльную систему не грех и отменить. Мое сердце сжалось в предвкушении чуда. Я решил - вот же они - первые плоды разделения министерства образования! Пошли разумные инициативы!

Ан нет, коллеги, рано радовался. Господа предложили поменять 5-ти балльную систему на 12-ти балльную. И это радикальное изменение тоже не просто так. Надо переобучить всех учителей в смысле повышения уровня их квалификации. Цитата: "учитель не владеет современными методиками внутришкольного оценивания".

Я долго цензурно вырабатывал свою позицию. Почему-то первое, что пришло на ум (признаться, я изрядно испорчен коммуникацией с действующей системой образования) – это то, что кто-то задумал получить контракт на повышение квалификации педагогов в федеральном масштабе. Ну и заодно на разработку методов и инструментов оценивания при революционном переходе средней школы с 5-ти балльной на 12-ти балльную систему. Этот кто-то, как мне кажется, очень хочет сыграть на школьной поляне, оттеснив классических игроков вроде наших уважаемых педагогических университетов. И этот кто-то явно обаял Рособрнадзор, который в силу некоторой неразберихи с определением полномочий министерства просвещения взял на себя лидирующую роль в таком интимном вопросе, как модернизация среднего образования. И ведь как красиво придумали! Расширить диапазон оценок на чуть-чуть под предлогом неграмотности школьных учителей. А дальше? Давайте перейдем на 19-ти балльную систему оценивания! Потом - на 26-ти балльную. И так до 100 баллов, чтобы выровнять систему оценки школьную и ОГЭ/ЕГЭ. Это же 14 проектов минимум на 90 лет. Гениально!

Если отбросить в сторону административно-корыстную возню, то глобальный вопрос пользы системы оценивания я бы все-таки обсудил.

А как в других странах?

А как в других странах?

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Моя позиция здесь простая: любая система оценивания, которая вносит соревновательный характер, убивает мотивацию. Современная школа должна стремиться формировать не соревновательность, но кооперацию. Кооперацию на всех уровнях: ребенок-ребенок, ребенок-учитель, ребенок-родитель. И – что особенно важно - учитель-родитель. Этого в помине нет по многим причинам, и система оценивания типа "а почему не пять?!" кажется краеугольным камнем такого порядка вещей.

Что можно сделать, спросите вы? А все очень просто.

Давайте измерять не успеваемость, а прогресс изучения предметов! Скажем, в логике false/true по контрольным точкам образовательной траектории. Пусть мой ребенок не любит химию. Ну не планирует он связывать жизнь с этим предметом, не идет. И этому есть сто причин. Тогда он может изучить химию на 30%, пройдя за несколько лет необходимый базис, достаточный чтобы считаться современным и образованным человеком. Пусть для этого он сдаст несколько десятков рубежных контролей, каждый из которых дает оценку в формате зачета. Тогда, путем несложного математического вычисления к концу обучения в рамках одного или нескольких учебных годов можно будет понять тот самый пресловутый прогресс. Заодно оценив компетентность педагога по сумме пройденных рубежей всеми детьми класса. Ну это так, вишенка на торте.

Август - время готовиться к новому учебному году! Все электронные интерактивные учебники вы найдете на shop.kp.ru!

Электронные интерактивные учебники

Электронные интерактивные учебники

6+ АО «ИД «Комсомольская правда», Москва ОГРН 1027739295781