Премия Рунета-2020
Дальний Восток
+3°
Boom metrics
Общество14 февраля 2018 0:15

Любовь до гроба и суда: молодую мать из Приморья судят за убийство мужа-изувера

Жительница Находки положила конец побоям, схватившись за нож. Теперь ее хотят посадить на семь лет
фото - Facebook

фото - Facebook

Эта история, начинавшаяся как сказка о красивой любви, очень быстро превратилась в кошмар. И оборвалась 11 марта 2017 года, когда Галя не дала себя убить. Финала у истории еще нет - его «дописывают» на наших глазах судья, прокурор и адвокат.

Бейся за любовь

Когда Галина встретила Максима, у нее уже были серьезные отношения с другим мужчиной. Но Максим добивался ее всерьез: красиво ухаживал, был вежливым и галантным. Борясь за внимание девушки, он встретился с соперником и поговорил с ним по-мужски.

За побои Максим получил условный срок, но цели своей - в буквальном смысле - добился. Спутник Галины отступил, опасаясь, что следующего «мужского разговора» просто не переживет. Когда Максим делал Галине предложение и они собирались в загс, на его руке вместо помолвочного кольца красовался электронный браслет.

Еще в «конфетно-букетный» период девушка часто замечала, что Максим бывает агрессивным. Может нагрубить продавцу или дворнику. А вечером перед свадьбой он впервые избил саму Галю. Невеста сбежала к родителям, свадьбу отменили. Галина мама рассказывает, что тогда они с мужем решили, будто все закончилось и с Максимом покончено навсегда. Оказалось, что все только началось.

Сила переубеждения или переубеждение силой

Неугомонный Максим не желал признавать поражения. Он звонил Галине десятки раз за день, караулил ее возле института и работы, просил прощения, клялся, что больше никогда не поднимет на нее руку. Имея опыт промышленного альпинизма, он даже спустился к ней с крыши с цветами наперевес. Это был как будто медовый месяц. Галина чувствовала себя по-настоящему любимой.

Поверив в искренность сожалений, Галина вернулась. А когда он избил ее повторно, снова ушла к родителям, но «по пути» подала заявление в полицию. В ответ полицейский вызвал влюбленных (вдвоем) и отговорил от заявления. Аргумент — убойный: «Я могу дать ход этому делу, но вы же помиритесь через два дня и придете забирать». Как тут поспоришь?

Галина забрала заявление, а вскоре переехала обратно к Максиму. Такие периоды - когда она уходила к родителям, а потом возвращалась - раздражали и мучили ее мать, отца и сестру. Родня искренне не могла взять в толк, почему Галя так держится за отношения, заставляющие страдать.

Между тем, в терапии зависимых отношений подобный порочный круг принято называть циклом насилия. Так называемый «медовый месяц», когда пара живет в мире и понимании, постепенно сокращается, в то время как случаи агрессии учащаются.

Жизнь налаживается

Потеряв работу, Максим несколько лет сидел без дела, перебиваясь случайными заработками. Галина работала кассиром и часто оставалась на вторую смену, чтобы оплачивать семейные расходы. Оба мечтали о ребенке. Но Галина все не могла забеременеть — мешали проблемы "по женской части". В конце концов, попытки увенчались успехом и все словно бы разом пошло на лад: Галина забеременела, они с Максимом поженились, ему предложили работу в Находке. она согласилась на переезд из Владивостока.

Галина была уверена, что с рождением ребенка муж станет мягче и его приступы агрессии останутся в прошлом. Она надеялась, что ребенок согреет их отношения, вернет им нежность и тепло. Но надеждам молодой мамы не суждено было сбыться.

Свадьба Галины и Максима. Оба выглядят счастливыми

Свадьба Галины и Максима. Оба выглядят счастливыми

Родилась и росла дочка Вика, с ней Максим был ласков и бережен. Но приступы агрессии по отношению к супруге никуда не исчезли. Несколько раз Галина предлагала ему развестись. В ответ — только угрозы: «Уйдешь, я тебя убью и себя убью!» И она оставалась.

Когда Максим избил ее в очередной раз, Галина позвонила маме и они договорились, что Галина собирает вещи и с дочкой возвращается к родителям во Владивосток. Это было уже не первая ее попытка вернуться в родительский дом, но всякий раз, помирившись с мужем, Галина отменяла планы в последнюю минуту и оставалась.

В этот раз, когда такси уже стояло под парами у подъезда, Галина вдруг снова позвонила маме. К ужасу родительницы, ее дочь сообщила, что теперь они с мужем помирились накрепко и теперь их жизнь с Максимом будет счастливой. Одним словом, домой к маме она не поедет.

Терпению немолодой женщины пришел конец. В сердцах она заявила в трубку: «Если так, больше не звони и не проси вернуться. Живи с ним!» Так Галина оказалась в полном одиночестве и изоляции, в материальной зависимости от мужа, без поддержки от родных и возможности уйти.

Вопреки всему она продолжала верить, что счастливая и спокойная жизнь с Максимом возможна. Муж обещал ей стараться и тоже мечтал о здоровых, бесконфликтных отношениях. Но у него не было опыта жизни в счастливой семье. С детства он часто конфликтовал с мамой, а став взрослым, почти не общался с ней. Галина думала, что если она подарит ему достаточное количество любви, то Максим исправится, станет уравновешенным, мирным и никогда не поднимет на нее руку. Старалась угадывать его настроение и подстраиваться под его желания.

Как утверждают семейные психологи, именно с этой мысли — «Какой мне стать для него?» — и начинается зависимость. Когда один партнер жертвует своими потребностями, желаниями и комфортом ради идеи, что другой человек может измениться, он попадает в неравные условия, где другой партнер имеет власть, чтобы манипулировать им. А это — один из сопутствующих домашнему насилию факторов.

"Проснись, любимый, вставай!.."

Вечером 11 марта 2017 года в Находке Максим Каторов пил пиво с соседом. Собственно, выпивать он начал с утра - выходной же.

Когда у него зазвонил телефон, он вышел. Жена задала абсолютно нормальный вопрос: кто звонил. А Максим в бешенстве выкрикнул: «Какое тебе дело?!» - и закончил грязным матом. Галя не выдержала и крикнула в ответ: «Если я такая, то ты кто?!» Максим кинулся на нее, повалил на пол и принялся исступленно пинать.

В ужасе Галина крикнула соседу: «Не уходи! Он убьет меня!» Собутыльник оттащил Максима: «Ты мне обещаешь, что ты ее не тронешь?» «Это моя жена и с ней буду разбираться сам!», — крикнул изувер.

Через несколько минут он снова кинулся на Галину и схватил ее за шею. Последнее, что помнит сосед (который, кстати, второй раз за женщину решил не заступаться): спину Максима и страшные глаза Галины. Она наощупь хватает что-то со стола и взмахивает рукой.

...Когда приехали скорая и полиция, Галина с прибежавшей на шум соседкой не трогали Максима, чтобы не разбудить его, якобы спящего. Галина укачала и уложила в кроватку кроху-дочь. Когда врачи перевернули Максима, он был изрезан кухонным ножом.

Когда констатировали смерть, Галя кричала истошно и жутко. Она долго целовала остывающее тело, пока ее не оттащили силой.

Максима похоронили. Галина оказалась в СИЗО, где провела больше полугода до середины декабря 2017 года. Их дочку взяли под опеку родители женщины. В конце декабря суд изменил меру пресечения на домашний арест, и Галина встретила Новый год дома с малышкой и родителями.

25 января прокурор запросил семь лет лишения свободы для Галины по обвинению в умышленном убийстве. 15 февраля во Находке состоится заседание суда.

Ольга Киктенко, психолог:

— Любая семья — это целостная система. И она может существовать только в том формате, в котором сложилась. Объективно, причин может быть огромное количество: от банального «некуда уйти» — а есть и такое в России — до созависимости в отношениях. Если вспомнить виктимологию, то есть такое понятие «психология жертвы». Фактически, это ощущение себя достойной именно такого отношения. И именно такая ложная жертвенность во многом присуща культуре русского народа. Получается, что влияет триединство факторов: фактор условий жизни, фактор восприятия себя и фактор стереотипа отношений.

Кстати!

Созданное в 2016 году дальневосточное общественное движение «Маяк» на базе своего центра за год обеспечило психологическую помощь 53 гражданам. Также для представителей ЛГБТ-сообщества и женщин, пострадавших от насилия, сотрудники общественного движения организовали 26 групп поддержки.

Люди оставляют подписи под петицией в защиту Гали Каторовой. Сейчас - 79 тысяч голосов. Может быть, это и правда чем-то поможет...