Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Экономика4 ноября 2017 12:02

Продажа плацкартных билетов на Новый год приостановлена: что делать пассажирам

«КП» попыталась разобраться, что случилось и ждать ли нам снижения цен
РЖД объявило, что временно приостанавливает продажу билетов в плацкартные и общие вагоны

РЖД объявило, что временно приостанавливает продажу билетов в плацкартные и общие вагоны

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Россияне, которые надеялись куда-то поехать на новогодние каникулы поездом и при этом купить самые «бюджетные» билеты, неожиданно столкнулись с трудностями. РЖД объявило, что временно приостанавливает продажу билетов в плацкартные и общие вагоны в поезда общего следования по России на даты с 1 января 2018 года. «КП» попыталась разобраться, что случилось и что теперь делать пассажирам.

1. ЧТО СЛУЧИЛОСЬ

Как следует из сообщения пресс-службы ОАО «РЖД», причина — отсутствие регулятора, то есть Федеральной антимонопольной службы (ФАС), по уровню тарифов на пассажирские перевозки в 2018 году. Как только решение будет принято, продажи возобновятся.

В самом деле, ФАС находит, что плацкартные билеты у нас слишком дорогие и выступает за снижение цен на них. 31 октября замглавы ФАС Александр Редько заявил, что тарифы в плацкартных и общих вагонах поездов дальнего следования надо снизить на 10%. Объяснил он так:

- Надо ориентироваться на состояние конкуренции и доходы населения. Авиаперевозчики снижают на 10% стоимость своих перевозок - и все клиенты с железных дорог уходят на авиацию.

Он также отметил, что дальние поезда ходят полупустыми — и устанавливать цены на них, исходя из «затратного» принципа, нелогично.

Однако принципиального решения по этому поводу до сих пор нет.

2. ЧТО ТАКОЕ РЕГУЛИРУЕМЫЕ ТАРИФЫ

Напомним, что часть тарифов так называемых естественных монополий у нас регулируется государством. Правда, «сверху» устанавливаются не сами тарифы, а утверждается так называемый предельный индекс — насколько можно поднять цены на тот или иной вид услуг.

К таким регулируемым тарифам относится, например, плата за коммунальные услуги: воду, отопление и т. п. В сфере железнодорожного транспорта на дальних маршрутах регулируются самые дешевые тарифы — те самые, на проезд в плацкартных и общих вагонах. То есть, чтобы установить на них цены, РЖД надо знать, на какой процент можно их повысить — или на какой процент необходимо понизить.

3. ЧТО ДЕЛАТЬ ПАССАЖИРАМ

Остановлена продажа не всех билетов. Кому нужно уехать после 1 января в купе или СВ — пожалуйста, билеты продаются. Ограничения не распространяются также на скоростные поезда и «Сапсаны». Так что, заботясь о том, чтобы пассажиры могли ездить подешевле, ФАС пока достиг прямо противоположного результата: тем, кому надо срочно определяться с новогодними планами, придется покупать более дорогие виды билетов. Или лететь самолетом.

Возникает и еще один вопрос. Билеты на поезда с конца прошлого года у нас продаются за 60 дней. То есть кто-то уже успел купить билеты в плацкартные и общие вагоны на первые дни Нового года — тем более, что такие билеты обычно разбираются в первую очередь. И что теперь?

Как объясняют в РЖД, если установленные в итоге тарифы будут отличаться от тех, по которым билеты были проданы, пассажирам вернут разницу (если тарифы действительно снизятся). Правда, порядок получения компенсации пока не понятен. Его обещают установить позже — как только ситуация разъяснится.