Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
В мире9 октября 2017 21:33

Зачем Эрдоган пообещал Порошенко не признавать Крым частью России

При этом призыв Киева присоединиться к санкциям против России президент Турции проигнорировал
Визит Эрдогана в Киев к Петру Порошенко

Визит Эрдогана в Киев к Петру Порошенко

Фото: REUTERS

Это заявление Реджепа Эрдогана, которое он сделал в понедельник в Киеве, многое ставит на свои места.

Да, мы можем торговать с Турцией газом и помидорами. Выгоду от этого еще никто не отменял.

Да, мы можем (хотя это очень трудно) закрывать глаза на слишком частые случаи непотребного отношения к российским туристам хозяев и персонала турецких отелей. В конце концов — наши граждане сами не дураки и должны понимать, что едут отдыхать в страну, где к России очень сложное отношение вот просто на ментальном уровне. И какой-нибудь директивой Эрдогана о дружбе с Москвой их как по взмаху султанской волшебной палочки не изменить. Они вдалбливаются еще со школы - уроками истории, рассказывающими о коварном Суворове и безжалостном Ушакове, бившими турок. Они подогреваются диаспорами крымских татар и черкесов, уехавших в Турцию после того, как Крым и Северный Кавказ перешли под крыло Российской Империи. Они подогреваются прессой, поминающей уже недавние войны - в Чечне, в Карабахе, в Сирии...

Да, и в Сирии мы тоже можем, как оказалось, найти общий язык, если захотим. Несмотря на обиды за сбитый турками Су-24 с полковником Пешковым. И даже договориться о скорой зачистке последнего крупного оплота исламистских бармалеев в Сирии — провинции Идлиб — с помощью армии Турции. Потому что в этих местах живет много туркоманов (сирийских турок), да и наши летчики и спецназовцы целее будут.

Мы можем даже продать туркам свои зенитно-ракетные комплексы С-400, рассчитывая в первую очередь, что это сделает доверительнее наши военно-политические связи и немножко надломит ось Анкара - НАТО. А уж во вторую очередь — принесет нам валютный гешефт.

Мы можем многое.

Кроме одного. Расслабиться и забыть, что имеем дело с расчетливым и достаточно сильным игроком, имеющим свои интересы и свой постимперский синдром.

Турция никогда не оставит попыток влияния на крымских татар, подкупая их элиту и играя на историческом кровном родстве. Анкаре не все равно — российский ли сегодня Крым или украинский только потому, что с их точки зрения лучше, чтобы он числился за более слабым государством. Потому что когда оно посыпется, Крым можно будет попробовать забрать. А на самочувствие татар в Крыму Турции по большому счету плевать. Иначе бы Анкара аплодировала, что Россия, вернув Крым, впервые сделала татарский язык на полуострове одним из государственных, реабилитировала все репрессированные там при Сталине народы, и землю татарам дает легально, не доводя до пиратского самозахвата, как при Украине.

Эрдогана легко понять. И даже просчитать. На его месте любой национально ориентированный лидер Турции делал бы примерно то же самое. Имел дело с сильной и держащей свое слово Россией. Потому что: а) выгодно, б) от этого никуда не деться. Немножко фрондировал с Европой и НАТО, не разрывая с ними отношений. Потому что: а) тоже выгодно, б) надо иногда ставить их на место, чтобы не выглядеть слабаком в глазах турецкой нации. И, конечно же, любой лидер Турции не стал бы иметь никаких дел с Киевом, внешне продолжая заверять его в своей поддержке. Потому что: а) невыгодно и ненадежно, б) единственная ценность Украины — служить противовесом и раздражителем Москвы. Пока Россия отвлекает свое внимание и эмоции на Украину, она меньше тратит их на Ближний Восток.

Все эти мотивы и уловки Турции слишком на поверхности.

Не случайно неделю назад в Анкаре Эрдоган рассыпался в любезностях прилетевшему к нему Владимиру Путину:

- Верю, что наша встреча с моим дорогим другом господином Путиным была продуктивной, - говорил турецкий президент.

- Это был очередной раунд переговоров, - предпочел сразу же снизить накал турецкого гостеприимства Путин. - И эта встреча носила исключительно рабочий характер.

И совсем иначе выглядел визит Эрдогана в Киев, к Петру Порошенко, в этот понедельник.

- Я заверил господина Порошенко, что Анкара продолжит поддерживать суверенитет Украины, ее территориальную целостность, включая Крым, продолжая пристально следить за ситуацией с крымскими татарами, - сказал Эрдоган. - Мы не видим наших братьев (крымских татар, - ред.) отдельно от нас и не видим их такими в будущем.

Порошенко бросился благодарить Эрдогана за «абсолютно четкую позицию», будто не замечая, что эта позиция, мягко говоря, с нехорошим для Украины намеком.

А от ответа на вопрос, готова ли Турция присоединиться к санкциям против России, Эрдоган вовсе ушел. Ловко, по-восточному.

А как иначе? С кем ему тогда торговать, у кого покупать лучшие в мире зенитно-ракетные комплексы и с кем говорить о Сирии? С Украиной, что ли?

С Украиной, на самом-то деле, даже о Крыме говорить поздно и глупо. И если заявлять в Киеве о непризнании Крыма российским, то разве только ради того, чтоб выглядеть бравым султаном внутри своей же Турции...

Тем более, что в Москве истинную цену таким словам давно и прекрасно знают. Как и самому Реджепу Эрдогану.