Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Здоровье8 августа 2017 14:30

Проект «Бережливая поликлиника»: медики будут работать без очередей и хамства

Вы в это верите? В нашей стране вводят проект «Бережливая поликлиника», обещают вежливых людей в регистратуре, комфортный прием у врача и конец волокиты с бумажками. «КП» выяснила, что реально изменится и станет ли от этого лучше пациентам.
ЕЛЕНИНА Марина
Как уверяют специалисты "Вежливая поликлиника" будет беречь в первую очередь время и нервы пациентов. ФОТО Станислав Красильников/ТАСС

Как уверяют специалисты "Вежливая поликлиника" будет беречь в первую очередь время и нервы пациентов. ФОТО Станислав Красильников/ТАСС

ПРОЕКТ «БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА»: В ЧЕМ СУТЬ

По данным соцопросов, более 46% россиян, то есть практически каждый второй посещают государственные поликлиники. И едва ли не каждый согласится: состояние многих лечебниц и качество медпомощи в них далеки от идеала. «Эксперты (из правительства, Минздрава и других ведомств. - Ред.) изучили общественное мнение, запросы и лучшую практику, которая уже есть в России, - пояснил «КП» директор НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Давид Мелик-Гусейнов. - Исходя из этого, разработали и утвердили модель «бережливой поликлиники». Как уверяют специалисты, такая поликлиника будет беречь в первую очередь время и нервы пациентов, чтобы люди быстро и комфортно получали медсправки, рецепты, проходили обследования и попадали на прием к врачам. Также главврачам ставят задачу сократить «тягомотные» моменты в работе поликлиники — например, бумажную волокиту, переведя обработку документов в электронную форму. Это, в свою очередь, будет беречь время и нервы врачей, чтобы больше половины приема они не тратили на заполнение бумажек, а уделяли максимум внимания самому пациенту.

Как сообщает Минздрав, пилотные проекты таких «бережливых поликлиник» уже начали обкатывать в прошлом году в Ярославской, Калининградской областях и в Севастополе. Министр здравоохранения Вероника Скворцова назвала новую модель ни много ни мало «фабрикой технологий» и рассказала о впечатляющих результатах: по ее словам, «достаточно 4 – 5 месяцев, чтобы разделить потоки здоровых и больных пациентов, обеспечить комфортное прохождение диспансеризации (первый этап – за один визит), начать оказывать помощь без очередей, сократив время записи на прием в 5 раз, а ожидания приема – в 12 раз, увеличить время непосредственной работы врача с пациентом в 2 раза».

ГДЕ ПОДОЛЬШЕ, А ГДЕ ПОБЫСТРЕЕ

Судя по словам министра, в пилотных регионах план местами даже перевыполнили. В самом документе сказано, что работу поликлиник нужно отладить так, чтобы пациенты почувствовали три главных изменения:

- Врачи стали бы уделять больным в 2 раза больше времени. Сразу оговоримся: разработчики поясняют, что этого нужно добиваться не за счет продления приема у доктора, а за счет сокращения бумажной работы врача — ее должны по максимуму перевести в электронную форму, что-то перераспределить медсестре, вот и получится выигрыш времени на осмотр-консультирование пациента.

- Время ожидания у кабинета врача должно уменьшиться не менее чем в 3 раза;

- Время оформления записи на прием к доктору сокращается тоже не менее чем в 3 раза.

Как высчитывалось количество разов, понять непросто. Впрочем, нам обещают и еще кое-какие новшества.

ВЕЖЛИВЫЕ ЛЮДИ В РЕГИСТРАТУРЕ

Кроме трех главных целей (см. выше), авторы новой модели поликлиники расписали 7 мер, которые нужно применять на практике для достижения светлого будущего — когда пациенты станут попадать, как выразилась министр Вероника Скворцова, в «особую атмосферу дружелюбия, комфортности и приходить туда (в поликлиники. - Ред.) заниматься собственным здоровьем». Сейчас-то, увы, больные порой ходят, чтобы посидеть в очередях, поскандалить в регистратуре и подрастерять остатки здоровья…

Среди тех самых спасительных мер проект «бережливая поликлиника» предусматривает как раз организацию «вежливой регистратуры», разделение пациентов на потоки больных и здоровых — тех, кому нужно лишь получить справку или пройти диспансеризацию. Для каждого потока должны быть выделены свои кабинеты врачей, окна в регистратуре, а то и отдельные входы — как уже делают в некоторых коммерческих клиниках. Также в числе мер значится упомянутый электронный документооборот — то есть переход на электронные медкарты и рецепты.

А еще в документе говорится о «перераспределении нагрузки между врачом и средним медицинским персоналом».

ВРАЧ В РОССИИ БОЛЬШЕ ЧЕМ ВРАЧ. ОН ЕЩЕ И МЕДСЕСТРА

Про перераспределение нагрузок, на самом деле, один из самых важных пунктов, считает эксперт по здравоохранению Давид Мелик-Гусейнов:

- Сегодня в России врач больше чем врач — он и медсестра, и делопроизводитель, и диагност, и доктор. Вообще-то в процессе приема пациента большую роль должна играть медсестра. Но, к сожалению, медсестер у нас сейчас не хватает, поэтому врачи вынуждены заменять их на бумажной работе.

- А откуда вдруг возьмутся необходимые медсестры?

- Конечно, уже завтра резко увеличить их количество не удастся, - соглашается эксперт. - Но можно грамотно организовать работу так, чтобы максимально восполнить дефицит — к примеру, в Москве пошли на создание сестринских постов. Такой пост находится в холле поликлиники, и сестра не сидит постоянно рядом с врачом, а занимается обслуживанием пациентов, которым требуются неврачебная помощь: выписать справку, продлить рецепт, записаться на прием к доктору-специалисту.

ДОКТОРА НЕ В КУРСЕ И ПОДОЗРЕВАЮТ НЕЛАДНОЕ

Сами врачи, похоже, еще не очень в курсе, как будет воплощаться в жизнь проект «бережливая поликлиника». Это и не удивительно: районные поликлиники станут превращаться в «бережливые» постепенно, и большинство из них окончательно перейдет на новый формат работы только к 2023 году. Однако те медики, которые успели ознакомиться с «планом действий», особого восторга не испытывают:

- Первый минус в том, что делается ставка на удобство и комфорт, а не на качество медпомощи, хотя человек приходит в поликлинику в первую очередь ради правильного диагноза и лечения, а не чтобы посидеть на мягком диване и насладиться красивым ремонтом, - напомнила в эфире радио «КП» (fm.kp.ru) член межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», врач-терапевт Альбина Стрельченко. - Похоже, чиновники переживают больше о форме, чем о содержании.

И еще любой медработник вам скажет: сейчас идет экономия на ставках, на специалистах, из одного и того же человека пытаются выжать максимум в ущерб качеству проделанной им работы. Врачи на себе ощущают увеличение нагрузки, количества пациентов, объем бумажной работы тоже пока не сокращается. При этом реального роста зарплат мы не чувствуем.

ГЛАС НАРОДА

Чего хотят пациенты

Посетители сайта kp.ru и слушатели радио «КП» разделились на несколько лагерей. Большинство поддерживают мнение терапевта Альбины Стрельченко: содержание, то есть качество медпомощи, важнее формы — сервиса в поликлиниках.

- Врачи должны ЛЕЧИТЬ, а не просто принимать больных. Люди ходят годами в поликлиники, а болезней только прибавляется. Потому и возникают очереди. Я сам хожу уже 10 лет, голова, желудок, сердце болят — не помогли ничем.

Игорь.

- Самое печальное и опасное - что нет грамотных врачей. Недавно мне выписали два лекарства. Залез прочитать инструкции, а там написано, что эти два препарата категорически противопоказано употреблять вместе! И так все указания врачей приходится перепроверять, это нормально?!

Олег.

- Главное — поставить врача в прямую зависимость от результатов его работы: вылечил окончательно или только боль снял.

Ирина.

Другой лагерь пациентов соглашается, что сервис в поликлиниках надо менять. Никто не спорит, что качество медпомощи у нас нужно ого-го как подтягивать, но ведь одно другому не мешает - если у человека больное сердце, это же не значит, что ему не стоит зубы лечить?!

- Надо наконец-то завести электронные карты пациентам.

Ольга

- Хорошо бы в поликлиниках у персонала поменять равнодушие на душевность, заинтересованность в здоровье пациента; жлобство на порядочность; бесчеловечность на человечность.

Сергей.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Не хуже чем за границей

- Моя поликлиника возле дома была в числе пилотов, перешла на все это (новый стандарт. - Ред.). К любому врачу сейчас можно записаться в удобное время и не торчать в очереди полдня. При этом и в коридорах нет длинных очередей, так как люди приходят по записи в назначенное время. Ещё плюс — медкарта в электронном виде. Недавно я бесплатно и без проблем прошел диспансеризацию. В общем, многие как всегда все ругают, но я несколько лет жил в Европе и могу сказать: у нас в поликлиниках становится не хуже.

Макс