Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Спорт20 июля 2017 22:00

Ирина Роднина: «Футбол - это боль страдания и муки наших мужчин»

«КП» пришла на встречу с легендарной фигуристкой Ириной Родниной, чтобы спросить ее, зачем нам нужны Олимпиады, и о том, почему так много спортсменов сейчас в Государственной думе
Ирина Роднина.

Ирина Роднина.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

О советском спорте

Впервые мы участвовали в Олимпиаде в 1952 году. У нас половина команды была составлена из участников войны, у них награды были военные. Но мы набрали такое же количество командных очков, что и США. Голодные-холодные люди, имеющие ранения, выигрывали спортивные медали. Все потому что мотивация очень важна. И система спорта, которая была создана в Советском Союзе, оказалась уникальна и успешнее тех, на разработку которых другие страны тратили огромные деньги.

Зачем спортсмены в Госдуме

Сейчас в Госдуму пришла большая команда людей из спорта. И мы без конца слышали: да, в Думе должны быть юристы, должны быть финансисты, спортсмены-то зачем там? Но вы поймите, когда в 1991 году разрушилась вся система, больше всего пострадал спорт. Потому что спорт никогда не был отраслью. И мы к началу 2000-х годов оказались в пространстве, где нет законодательной базы для спорта, нет госфинансирования в нормальном объеме. До 2009 года в бюджете не было такой статьи, как на развитие физической культуры и спорта. И тогда мы пришли в Госдуму, потому что привыкли свои проблемы решать сами.

Ирина Роднина на трибуне Государственной думы.

Ирина Роднина на трибуне Государственной думы.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

О социальном лифте

В спорте нас учат не побеждать и не бороться с соперниками. Нас учат бороться с собой и побеждать себя. Вот когда ты победил свою лень, свою нерешительность, свои сомнения, вот тогда начинается восхождение. Шаг за шагом. Сейчас молодежь, когда приходила устраиваться на работу, меня убивала вопросом: а где лифт моего социального роста? Я отвечала: ребята, у нас не лифт, у нас карьерная лестница. Потому что по лестнице надо подниматься шаг за шагом, самому. А в лифт когда ты зашел, надо только знать, на какую кнопку надавить. Ну, или, как девушка, по вызову ездить по всем этажам.

О футболе

Мы до сих пор не можем понять, что такое спорт. Мы его любим, мы его смотрим, но не понимаем, что это такое. Особенно футбол. Я вообще считаю, что футбол - это боль, страдания и муки нашего мужского населения. Наши мужчины себе приобрели дорогую игрушку - спорт.

Ирина Роднина на новогодней ярмарке на Красной площади, 2013 год.

Ирина Роднина на новогодней ярмарке на Красной площади, 2013 год.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

О госфинансировании спорта

Профессиональным спортом я называю хоккей, футбол, баскетбол... Но профессиональный спорт - это бизнес. И оказалось, что мы только назвали себя профессионалами. Мы взяли символику и атрибуты, но этому бизнесу мы не научились! Спорт - это бизнес. После продажи оружия - он на втором месте по доходности. Это не только зрелище. Это строительство, это коммуникации, это туризм, это медицина. А когда бизнес убыточен, он продается или банкротится. А у нас этот неуспешный бизнес залез на плечи социально ответственному государству. И оно стало содержать не очень понятный и не очень успешный бизнес. Но есть и второе направление - спорт высших достижений. Это престиж и имидж страны. Вот тут должны быть государственные субсидии и государственная структура и система. И третье направление - массовый спорт. И здесь нужна полная поддержка государства.

О допинге

Нас в последнее время обвиняют, что в России есть государственная система допинга. Это «му-му», которое выросло в стадо. Государственной системы допинга в России не существует.

О возможностях

Я всю жизнь мечтала быть худой длинноногой блондинкой. Но я понимала, что это невозможно - утром я встала с ростом 1,51 см, и он не изменится. Но спорт меня приучил к тому, что я беру листок и пишу: мои плюсы и мои минусы. Дальше я пишу имя ближайшего конкурента: его плюсы и его минусы. И дальше смотрю, как свои минусы превратить в плюсы и как воспользоваться чужими минусами. Я знала, что лучше в прыжках уже не смогу быть. Зато у нас с Зайцевым было такое количество поддержек, что никто до сих пор не может это переплюнуть. Выработали мы все возможности технического усовершенствования катания, пошли в творческую часть.

О Саше Спилберг

Сейчас идет огромное расслоение поколений. Они не понимают нас. Мы решили в Госдуму пригласить модную блогершу Сашу Спилберг. Она нам начала с трибуны рассказывать про прозрачность. Но что, если вся твоя прозрачность - лечь в ванну с чипсами? И получать миллионы просмотров. Что-то другое должно быть еще. Дело какое-то необходимо. А мы не научили ребят, что должен быть какой-то еще интерес по жизни к какому-то созиданию.

О профессионализме

После одного шахматного турнира я подошла к 8-летней победительнице: «Солнышко, как ты давно уже шахматами занимаешься?» - «Я уже три года профессионально занимаюсь»! И я думаю, родителям по голове дать? Или откуда это все? Представляете - профессионально в 8 лет! Мы почему-то решили, что если отдали ребенка в спортшколу, то он уже профессиональный спортсмен. Но если ты в детской школе три раза в неделю ходишь на тренировки, ты еще не спортсмен. Спортсменом тебя можно называть, когда ты попал в сборную страны. А у меня вообще градация более жесткая: первая десятка на Олимпийских играх - да, ты спортсмен-профессионал, ты зарабатываешь деньги. Вторая десятка - это студенты и люди, которые зарабатывают себе право поступить в Университет. Все, что ниже 20-го места, я называю «семейные радости». Быть 28-м на Олимпиаде - это ты познал мир, у тебя были приключения, и сейчас у тебя куча друзей, тебе оплатили туризм.

О пропуске Олимпиады

Все, кто говорит, что нам не нужны Олимпийские игры, просто не понимает, от чего отказывается. В обществе всегда были настроения - раздайте денег сегодня, пусть все себе сейчас купят колбасы, но они не задумываются, что завтра опять локти будут грызть. Почему же так все города и страны борются за проведение Олимпийских игр? Но почти 40 лет назад Москва проводила Игры-1980. И до сих пор все построенные к ним объекты работают, сколько там людей за это время занималось и выросло? Это называется - длинные вложения. А у нас сейчас молодежь часто ждет быстрых вложений и быстрого результата. Я когда вернулась в Россию, мне на любое начинание журналисты задавали вопрос: а зачем вам это надо? Получается, в любой момент я должна объяснить, какая выгода мне от каждого шага. Французы когда-то говорили: «Русские придумали любовь, чтобы не платить за секс». А теперь все перевернулось. И чтобы объяснить, зачем ты что-то делаешь, ты должен обязательно рассказать, что ты с этого будешь что-то иметь. Иначе не поверят.