Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика19 июля 2017 15:00

Слагаемые эффективности

О работе «Единой России» в Государственной Думе
Леонид ПОЛЯКОВ, Член Экспертного совета Фонда ИСЭПИ

Заканчивается весенняя сессия Государственной Думы, в которой по итогам прошлогодних парламентских выборов партия «Единая Россия» образовала уверенное конституционное большинство – 340 депутатов. И не умаляя значимости других фракций, все-таки нужно признать, что общественный имидж высшего законодательного и представительного органа страны определяется по большей части именно единороссами. Поэтому, есть смысл в оценках первого года работы Госдумы седьмого созыва ориентироваться на то, как россияне воспринимают деятельность собственно «Единой России».

Июньский опрос ВЦИОМа показал, что деятельность Госдумы одобряют 52.5% процента россиян, не одобряют – 30.1%. Таким образом, индекс одобрения составил +22 - самый высокий показатель с марта этого года. Каков же вклад в этот показатель самих единороссов? Свежий опрос Фонда «Общественное мнение» дает соответствующую информацию.

Прежде всего отметим электоральный рейтинг. Согласно ФОМу он на 9 июля составляет 47% - именно столько от всех опрошенных готовы проголосовать на думских выборах за «Единую Россию», если бы они состоялись в ближайшее воскресенье. Кстати, ВЦИОМ на аналогичную дату даёт почти ту же цифру – 47.9%. Много этот или мало? Сама по себе эта цифра ответа не дает. Тут важен тренд, а он показывает, что с октября прошлого года по нынешний июль электоральный рейтинг единороссов образует ровное «плато», колеблясь в интервале 45 – 50%. Это значит, что правящая партия опирается на устойчивый электоральный пул, который сохраняется даже при непростой социально-экономической конъюнктуре.

Этот вывод подтверждают другие цифры ФОМа. Так, если число тех, кто за последний месяц стал меньше доверять «Единой России» составило 22% против 18% тех, кто стал доверять партии больше, то положительные и отрицательные оценки деятельности партии «за последнее время» основательно выравнивают картину: 55% против 27%. И в итоге баланс доверия получился таков: 58% доверяют единороссам (безусловно и скорее), не доверяют – 31% (безусловно и скорее).

У такой достаточно высокой оценки правящей партии со стороны населения есть несколько компонентов. Во-первых, это законотворческая деятельность фракции партии в Госдуме. Разумеется, законодательная работа ведется всеми депутатскими фракциями, но по понятной причине судьба каждого закона зависит именно от фракции большинства. А это не столько привилегия, сколько дополнительная ответственность. Ведь любая неточность в конкретном законе отрицательно скажется на репутации именно «Единой России».

Поэтому единороссы с самого начала взяли вдумчивый темп законотворчества. Из 1008 внесенных в Госдуму законопроектов за осень и весну они приняли только 356. Проверенный принцип «лучше меньше, да лучше» пришёлся очень кстати. Весьма наглядно этот стиль работы был продемонстрирован единороссами при рассмотрении закона о московской реновации. Полная открытость, проработка мельчайших деталей, тщательная профессиональная экспертиза, парламентские слушания, - и на выходе получен закон, максимально защищающий права собственников квартир. Ситуация с остро-конфликтным политическим потенциалом была грамотно переведена в плоскость профессиональной законодательной работы. Что позволило согласовать интересы московских властей и сотен тысяч москвичей. А заодно - снять социально-психологический стресс накануне столичных муниципальных выборов.

При этом внимание к проблематике столицы умело балансируется единороссами отслеживанием всех жизненно важных региональных процессов. И это второй компонент общей позитивной оценки их деятельности. Располагая самой развитой организационной и кадровой инфраструктурой в стране, «Единая Россия» умело конвертирует это преимущество в эффективную работу с социально-экономической проблематикой каждого региона. 25 партийных проектов позволяют вести эту работу системно, точечно и результативно. И находить варианты решений даже в самых сложных ситуациях. Конкретный пример – работа с обманутыми дольщиками. Проблема острая, типичная для многих регионов и тянущаяся годами. Неординарным было решение собрать дольщиков в зале пленарных заседаний Госдумы. Получился своего рода «народный парламент», сдвинувший процесс с мертвой точки.

И еще один немаловажный компонент – превращение Госдумы в площадку продуктивного политического диалога с оппозиционными фракциями. Да, численно КПРФ, ЛДПР и СР потеряли в сравнении с предыдущим созывом. Но это не значит, что они перестали представлять значимые социальные группы во всех регионах страны. Поэтому фракция большинства сознательно пошла на паритет в руководстве комитетами, отдав половину под председательство представителей оппозиции. Атмосфера сотрудничества, нацеленность на поддержание политической стабильности как ключевого условия социально-экономического развития, поддержка президентского курса во внутренней и внешней политике – таков весомый вклад «Единой России» в признаваемую обществом результативность первого года Государственной Думы седьмого созыва.