Фото: скриншот с видео
Выхода новой картины Федора Бондарчука россияне ждали с большим нетерпением. Казанцам провезло – благодаря компании Дом.ru они смогли попасть на предпремьерный показ «Притяжения» уже 25 января, а весь мир его увидел только через сутки.
Масштабы картины вселенские – первый контакт с внеземной цивилизацией, опередившей в развитии землян, должен состояться на территории России. Готовы ли мы встретить иных, отличных от нас, гуманоидов? Да и кто из нас на самом деле гуманоид, зрителям придется решать самим.
Актерский состав «Притяжения», снятого в формате IMAX, впечатляет: роль Валентина Лебедева исполнил Олег Меньшиков, его дочь Юлю – Ирина Старшенбаум, тещу - Людмила Максакова. В качестве еще одних главных персонажей: сердечного друга Юли сыграл Александр Петров, а татарстанец Риналь Мухаметов воплотился во внеземного пилота-исследователя «Харитоша».
Сергей Гармаш «дослужился» до главы России – в качестве президента принял волевое решение не привлекать к контакту иностранцев. А в самый ответственный миг переложил ответственность на военного коменданта Москвы Валю Лебедева: «Ты там ближе, тебе виднее».
Кстати, Риналь Мухаметов играет свои звездные роли в окружении сестер Старшенбаум. Сначала он вместе с Анной Старшенбаум (Констанция Бонасье) под руководством Сергея Жигунова играл в «Трех мушкетеров», а теперь с кузиной Анны – Ириной Старшенбаум, снялся в картине Федора Бондарчука. Для импозантного и фактурного Мухаметова сестры становятся талисманами звездных ролей у маститых отечественных режиссеров.
Чертаново – лицо современного общества?
Инопланетянам не повезло – упали в районе столицы России. Микрорайон Чертаново. Его построили к Олимпиаде-80, и эта самая Олимпийская деревня сейчас выглядит серо и не привлекательно.
Даже небо над домами и головами местных жителей по осеннему свинцовое, рванное и тревожное. Может, по этой причине «на районе» и общее состояние местных жителей агрессивно выжидающее: чуть что, пускают в ход кулаки и биты.
Пока военные решали, как быть – пришельцы пообещали починиться и исчезнуть, не причиняя вреда, народ роптал. Окруженный недопониманием, при отсутствии информации и потерь, он восстал. А русский бунт, как известно, бессмысленный и беспощадный…
Искажения в нас самих
Осенью 2016 года в прокат вышел полудокументальный фантастический фильм «Пришествие». Вопрос коммуникации с инопланетянами уже давно тревожит ученых, и американцы показали, что нас ждет: формы жизни могут быть разные, как и способы общения.
Но как общаться с пришельцами, если мы сами друг друга не понимаем, не слышим, и, главное – НЕ ХОТИМ этого? В «Притяжение» это особенно очевидно – инопланетных гостей встречали не хлебом-солью, а пушками, автоматами и депутатами.
Народный избранник во время встречи увидел то, что хотел. Полковник Лебедев понял то, что ему транслировали буквально. Хорошо, что его услышали те, наверху, у власти. Иначе фильм был бы о масштабной бойне всевселенского уровня.
На протяжении всей картины нам пытаются донести, что пора остановиться и прислушаться самим к себе. К родным и близким, не решать за них, например, надо ли травмировать психику подростка общением с умирающей матерью, или нет?
Что должна запомнить девочка – летние тусовки, дискотеки в подростковом лагере, или тепло и слезы родной души уходящего в мир иной человека? Как объяснить 17-летней девочке, что ее избранник не тот, с кем она должна связать свою жизнь? Да и готовы мы последовать советам старших или опытных людей? Наверное, пока нет, мы не готовы.
Недаром же чужой разум объясняет Лебедеву, что исследователь «Харитоша» нарушил запрет своей цивилизации, затерянной где-то в этой Галактике в районе созвездия Близнецы: полеты, встречи и контакты с землянами не рекомендованы из-за агрессивной внешней среды.
Так и хочется сказать: «Остановите Землю, я сойду».
Ромео и Джульетта
Мир спасет красота и любовь – старая истина, и «Притяжение» не стало исключением. Шекспировские страсти – тут и «Ромео и Джульетта», и «Кориолан», вспыхивают то и дело в картине.
Отец, спасающий мир, еще не знает, что творится в его доме. А Юлия становится главной виновницей и проблем, и триумфа. Она не слушается родителя, поэтому сначала повергает все семейство и мир в хаос, но затем находит верное решение, спасающее две цивилизации. Но для этого приходится принести жертву. Какую? Смотрите фильм, и все поймете.
P.S.
Не обошлось и без киношных глупостях, которые так и хочется вменит в вину сценаристам. Для того, чтобы попасть в святые святых – в секретные исследовательские лаборатории Минобороны России или в оцепленную зону, надо просто иметь высокопоставленного отца-офицера, козырять его именем направо и налево, а еще – ловкие ручки, чтобы отцепить бейджик-пропуск папаши с его кителя и передать заветный кусок пластика товарищу. Да и в самой лаборатории ученые пренебрегают индивидуальной защитой – получив шилк – важную деталь инопланетного корабля, хватают его грязными руками, даже без перчаток и скафандров. А вдруг он жжется или там микробы?
Вытащить пистолет папы – полковника Вооруженных Сил РФ, тоже легко – надо просто его обнять и тот потеряет бдительность.