Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Происшествия26 декабря 2016 22:00

Заслуженный пилот СССР Олег Смирнов: «Надо рассматривать все версии, включая отказ техники и теракт»

В эфире Радио «КП» бывший замминистра гражданской авиации СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» разобрал возможные причины катастрофы под Адлером
Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР, бывший замминистра гражданской авиации СССР, президент фонда «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

- Радиослушатели нам пишут: это теракт, потому что иначе бы пилоты сообщили о неисправности... А никакого сигнала бедствия не поступало...

- Фактов сейчас недостаточно для того, чтобы отвергать хотя бы какое-то из предположений. И на мой взгляд, комиссия должна рассматривать все версии. И в частности учесть такие моменты: 1) состояние самолета, как поддерживалась его летная годность, 2) подготовку экипажа к этому полету и вообще его подготовку, 3) как работал аэропорт вылета, который принадлежит Министерству обороны, соблюдались ли там все правила авиационной безопасности. Что входит в эти правила? Как сажали пассажиров, насколько их проверяли. Как грузили багаж. Какой был груз — не оказалось ли там чего-то опасного. Тех фактов, которые на сегодня есть, недостаточно для того, чтобы исключить любую из версий, в том числе и версию теракта.

- Много говорят о возрасте самолета — 33 года. Почему летаем «на старье»?

- Почему Министерство обороны не закупает новые самолеты? А их нету у нас. До 90-го года наша страна была великой самолетостроительной и авиационной державой, сотнями выпускались самолеты всех типов. Любого назначения — и гражданского, и военного. Но в 90-е было решено, что строить самолеты слишком сложно и дорого, лучше закупать боинги. Что и было осуществлено. Сегодня 96% пассажирооборота мы выполняем на зарубежных самолетах. За 25 лет мы отстали в самолетостроении. Если раньше у нас был только один конкурент - США, то сейчас мы отстали даже от Китая.

Теперь по сроку службы самолета. 33 года — срок не критический. Ресурс этого самолета — 35 лет. И конкретно этот борт имел около 7 тысяч часов налета, это фактически новый самолет. Если бы он использовался в гражданской авиации, то налетал бы уже тысяч 50 часов. А это главный ресурс, налет - это главное в эксплуатации самолета.

- Что можно будет установить по черным ящикам?

- Первостепенная задача комиссии — собрать все обломки, которые найдут на дне, что не просто. И самое важное — найти самописцы, которые в народе называют «черные ящики», и расшифровать их. Это ключевой момент, потому что именно в самописцах, этих черных ящиках, в одном месте хранятся объективные данные по любому самолету. Ящиков этих два — параметрический и звуковой.

Параметрический фиксирует сотни сигналов, которые идут от всех механизмов, приборов и систем самолета. И если какой-то механизм не работает, это сразу фиксируется. Величина крена, насколько отклоняется руль высоты — все фиксируется. Второй, звуковой, самописец, записывает все переговоры внутри кабины. А иногда даже одно слово может оказаться очень важным для расследования.

И когда будут расшифрованы эти черные ящики, только тогда мы будем иметь объективную картину происшествия, а не предположения.

- А могли пилоты в такой ситуации посадить самолет на воду?

- Удачных посадок на воду в истории авиации было много. Пилотов этому обучают. Но здесь самолет не садился на воду, он хаотично падал. При таком падении что удар о землю, что удар о воду — примерно одинаковы по разрушающей силе.

Мы сейчас может говорить только об одном факте. Произошло нечто, что не дало пилотам возможности даже долю секунды потратить на то, чтобы перенести палец руки со штурвала на кнопку радиопередатчика и передать на землю, что что-то нестандартное происходит. Любой командир корабля обязан это сделать — сообщить на землю, что у него ЧП. Случилось что-то экстренное. И возможно, пилоты были выведены из строя.

Что теоретически могло случиться? Мог быть катастрофический отказ техники. На этой высоте убираются шасси и закрылки. Если закрылки убираются не параллельно друг другу, а один убирается, а другой остается, самолет может мгновенно перевернуться на спину. Вторая возможная причина — командир корабля по каким-то причинам пилотировал не по приборам. Сочи — сложный аэропорт, звезды отражаются в море и ты их видишь под собой, это вводит мозг в ступор. Либо - мог произойти взрыв, это и вывело из строя экипаж.