Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество1 декабря 2016 9:26

Уже больше века завод «Красный Октябрь» укрепляет обороноспособность страны

В эти дни знаменитое предприятие отмечает очередной юбилей.
Источник:kp.ru
"Красному Октябрю" - 125 лет

"Красному Октябрю" - 125 лет

В нынешнем году несколько работников предприятия «Красный Октябрь» были удостоены государственных наград. Эти специалисты участвовали в создании и модернизации суперсовременного вертолета Ка-226Т. Машина оснащена главным редуктором, который был разработан и изготовлен на предприятии.

Работали и работают не на страх, а на совесть, чтобы надежность авиатехники была на высоте.

Работали и работают не на страх, а на совесть, чтобы надежность авиатехники была на высоте.

Это еще один успех крупной промышленной фирмы, основанной в 1891 году, то есть 125 лет назад. За свою долгую историю предприятие внесло вклад в развитие отечественной авиации, создание реактивной и вертолетной техники, систем противовоздушной обороны страны.

ОРДЕН ЗА РАБОТУ В ГОДЫ ВОЙНЫ

В 1930-е «Красный Октябрь» не только выпускал гражданскую продукцию, но и работал на оборону: производил узлы и агрегаты трансмиссий для первых отечественных танков, бронебойные противотанковые снаряды. В сентябре 1939 года Совет Народных Комиссаров принял программу перевооружения Военно-воздушных сил, а вскоре завод перевели в недавно созданный Наркомат авиационной промышленности. Поменялась и специализация.

К началу войны ленинградский моторостроительный завод «Красный Октябрь» освоил производство нового авиационного мотора М-105, разработанного под руководством знаменитого конструктора Владимира Климова. (Кстати, первый авиационный опыт коллектив предприятия приобрел еще в 1915 году, когда приступил к сборке авиамоторов для бомбардировщиков «Илья Муромец».)

«Красный Октябрь» всегда имел большое военное значение, поэтому летом 1941 года предприятие меньше чем за месяц эвакуировали на восток страны. Последний эшелон ушел в Уфу 8 августа.

- Оборудование разгружали, устанавливали иногда прямо на открытом воздухе и начинали работать. По двенадцать, четырнадцать и даже восемнадцать часов в сутки, - сказали корреспонденту «Комсомолки» в центре информационного обеспечения предприятия. - Люди жили в бараках, землянках. Одному из эвакуированных «повезло»: его поселили в местном театре…

Уже в августе были выпущены первые двигатели, а в сентябре завод вышел на плановые показатели. Надо сказать, что в Уфу эвакуировали и другие моторостроительные заводы, включая знаменитый Рыбинский. В конце 1941 года их объединили в крупное предприятие, которое возглавил заместитель наркома авиационной промышленности Василий Баландин. Всю войну этот завод-гигант, где трудились сорок тысяч человек, обеспечивал Красную Армию авиационными моторами.

Производственные мощности «Красного Октября», которые не были перебазированы, находились в разных районах городах. Один из них был в Лигово. В сентябре 1941 года при обороне этого цеха погибли почти все его работники.

А на территории современного «Красного Октября», что на площади Мужества, организовали ремонтную базу, где трудились шестьсот человек.

- На базу привозили поврежденные двигатели. Каждый месяц здесь ремонтировали примерно 150 авиамоторов, более 160 металлических винтов разных конструкций. Сравнительно недалеко от завода находились три аэродрома, куда тоже выезжали специалисты базы. Также изготавливалось 15 тысяч головок к реактивным снарядам типа «катюша», - рассказывает методист центра информационного обеспечения Евгения Сопко. - Все это делали изможденные, измученные голодом люди.

За образцовое выполнение правительственных заданий в годы Великой Отечественной войны «Красный Октябрь» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Трудового Красного Знамени

СОЗДАВАЛИ РАКЕТНЫЙ ЩИТ

Сразу после завершения войны в авиации началась реактивная эпоха. В 1946 году перед предприятием поставили задачу создать один из первых в стране турбореактивных двигателей. Меньше чем через год был изготовлен и испытан первый. А затем последовала продукция для сверхзвуковой авиации. Сейчас «Красный Октябрь» выпускает газотурбинную технику для авиационных комплексов уже пятого поколения.

На протяжении десятилетий завод выпускал изделия для межконтинентальных и зенитных ракет. Двигатели «Красного Октября» считались тогда одними из лучших. Ракеты, оснащенные продукцией предприятия, и сегодня стоят на боевом дежурстве в разных странах, выводят спутники на орбиту.

УЧИЛИСЬ ЖИТЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В начале 1990-х «Красному Октябрю», как и многим крупным промышленным предприятиям страны, приходилось перестраиваться на работу в новых экономических условиях. Практически прекратилось государственное финансирование авиационной отрасли, а уже выполненные заказы не оплачивались. Но руководство смогло вывести завод из пике. В 1994 году было проведено акционирование, предприятие стало называться «Акционерное общество открытого типа «Красный Октябрь».

Показательный факт. Коллектив «Красного Октября» никогда не сталкивался с задержкой зарплаты. При этом предприятие - крупнейший налогоплательщик в городской и федеральный бюджет.

Начиная с 1986 года производственной фирмой руководит Анатолий Николаевич Фомичев. По воспоминаниям сотрудников, в очень трудное время генеральный директор разобрался в болевых точках, порожденных сложным процессом вхождения в рынок, и определил программные задачи.

Принципиальная позиция генерального директора была такова: жить по средствам. Бюджет предприятия никогда не верстался за счет кредитов, неукоснительно соблюдался баланс расходов и доходов.

Нужно было думать, чем в условиях сокращения госзаказа заменить продукцию оборонного назначения. Упор сделали на мини-сельхозтехнику. Производство товаров народного потребления выделили в дочернее предприятие «Красный Октябрь - Нева». На протяжении многих лет продукция с маркой «Нева» всегда награждается различными наградами. И сегодня это предприятие остается ведущим в стране производителем мотоблоков и мотокультиваторов.

КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

В 1998 году было создано заводское конструкторское бюро. Это ускорило преобразование «Красного Октября» в предприятие современного типа.

Другое важное решение, инициированное на рубеже веков генеральным директором, - курс на модернизацию производства. За счет собственных средств закупалось современное оборудование, и сейчас «Красный Октябрь» по технической оснащенности не уступает лучшим европейским фирмам, является одним из ведущих предприятий российской авиаотрасли.

Сегодня «Красный Октябрь» производит, ремонтирует и обслуживает главные редукторы, автоматы перекоса, трансмиссии практически для всех серийных вертолетов Ми и Ка. А также газотурбинные двигатели, энергоузлы, вспомогательные силовые установки для Миг, Су и других самолетов. Вертолеты и самолеты, на которых установлена продукция «Красного Октября», эксплуатируются в десятках стран.

Два последних кризисных года не прекращаются инвестиции из собственных средств в развитие головного предприятия, а также его филиалов - завода «Двигатель» в Боровичах, новгородского машиностроительного завода «Энергия». В частности, продолжаются опытно-конструкторские работы по созданию вспомогательной силовой установки для самолета пятого поколения Т-50.

Для вертолета Ми-38-2, где канадские двигатели заменены отечественными, конструкторы «Красного Октября» создали главный редуктор ВР-382, который в 2015 году прошел ряд стендовых и летных испытаний.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Авиадвигатели семейства М-105/ВК-108 в годы войны устанавливали на самые массовые истребители и бомбардировщики. Конструкция М-105 позволяла устанавливать на самолетах Як пушки калибром 45 и 57 миллиметров, что на порядок увеличивало их огневую мощь.

17 ноября 2016 года генеральный директор Анатолий Николаевич Фомичев отмечен благодарностью губернатора Петербурга за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие промышленности города. Сегодня, 1 декабря, Анатолий Николаевич будет награжден почетной грамотой Законодательного собрания за личный вклад в развитие авиационной промышленности, высокий профессионализм, многолетний труд и в связи с 30-летием со дня вступления в должность генерального директора СПб ОАО «Красный Октябрь».

Губернатор Георгий Полтавченко и генеральный директор Анатолий Фомичев в модернизированном цехе завода.

Губернатор Георгий Полтавченко и генеральный директор Анатолий Фомичев в модернизированном цехе завода.

Коллектив предприятия выражает свою признательность директору и присоединяется к поздравлению.