Премия Рунета-2020
Казань
-1°
Boom metrics
Дом. Семья18 июня 2016 8:20

В Казани ждут «марсианское бабло»

Ради туристов в регионе избавятся от «нафталина» и создадут шоппинг-мекку
Страсти не утихали 2 часа

Страсти не утихали 2 часа

Фото: Рамиль ГАЛИ

Накануне в городе прошел I ворк-шоп Арт-совета Visit Tatarstan «Новое поколение сувенирной продукции». Напомним, разработанная британцами туристическая программа Visit Tatarstan хочет создать из Татарстана центр притяжения, облачив в привлекательную упаковку наши традиции, культуру, историю, стиль жизни и позаботиться о том, чтобы турист захотел вернуться. Учитывая, что Казань регулярно попадает в ТОП популярных направлений на праздники, весенние и летние каникулы и плотно входит в программу посещения интуристов, цели вовсе не заоблачные.

Татарстан хотят сделать центром приятьжения туристов со всего мира

Татарстан хотят сделать центром приятьжения туристов со всего мира

Фото: Рамиль ГАЛИ

В татарстанской столице, между прочим, насчитывается 387 сувенирных магазинов. На пешеходной улице Баумана расположены 15 магазинов и 3 киоска, в музее заповеднике «Казанский Кремль» 11 магазинов, в Старо-Татарской слободе 4, в национальном комплексе «Туган Авылым» - 3 магазина.

Начали встречу с сообществом с выступления помощника президента Татарстана Наталии Фишман, которая передала привет с ПМЭФ в Санкт-Петербурге. Заместитель Председателя Государственного комитета республики Татарстан по туризму Лиана Саетова поставила задачу конкурировать с китайским рынком, обеспечивая высокое качество за доступную цену.

За время двухчасовой дискуссии так и не было решено, что за «must-buy» следует представить в республике. Не все для себя решили, можно ли «подружить» татарский орнамент и повседневную одежду, стоит ли брать в разработку дизайнерские решения Visit Tatarstan, единую упаковку, а также обещанные профессиональные фотографии продукции для раскрутки, но соображения Арт-совета заслушали.

7 ТЫСЯЧ НА СУВЕНИРЫ

Путешественников условно разделили на простых (бедные и богатые), которые всегда и во всех городах покупают одно и то же, и сложных (то есть искушенных). По словам генерального директора АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Оксаны Саргиной, именно такие клиенты приносят «марсианское бабло» - то есть готовы платить от 2 до 6-7 тысяч за необычные сувениры, так что простые магнитики и тарелочки им не нужны. Что предложить – главный вопрос, открывающий свободную нишу для предпринимателей.

Спрос на стилизованную татарскую продукцию есть

Спрос на стилизованную татарскую продукцию есть

Фото: Рамиль ГАЛИ

На днях ведомство опросило порядка сотни путешественников на улочках Казани, чтобы понять, чего им, собственно, не хватает. На удивление, гости зачастую не могут найти обычные фигурки и скульптуры с драконом, а от товаров из гжели, бересты и керамики давно устали – таким торгуют по всей России. Состоятельные путешественники посетовали, дескать, все выглядит дорого-богато, но в 3 магазинах подряд линейка одна и та же, не из чего выбирать. Следственно, эту линейку нужно расширить.

Согласно исследованию, в республике чаще всего приобретают магниты, тарелочки, колокольчики, открытки и детские игрушки. Производителей сувениров призвали отказаться от «нафталинового прошлого» и заставить свою продукцию работать – чтобы, скажем, стилизованные татарские украшения или туника не пылились на полке, а красовались на хозяйке, которая, разумеется, похвастается и расскажет, что презент куплен в Казани. Короче говоря, будущее за casual- или полезными сувенирами, которые напомнят какие-то приятные эмоции и приобщат гостя к стилю жизни города (или республики) – поэтому весьма актуально производить что-то, что нельзя купить в другом месте - с руками разберут.

Еще одна неудовлетворенная потребность – сладкие наборы (которые готовы закупать далеко не все магазинчики) с видами Татарстана, алкоголь в национальной упаковке (весьма наболевшая просьба туристов) и мужской сувенир. Что касается еды – клиенты удивляются, что на прилавках делает башкирский мед и куда делись татарстанские производители. А категория туристов, приезжающая в 3-4-й раз, устает лакомиться чак-чаком и хочет порадовать близких оригинальной местной кухней, только готова ли эта кухня что-то предложить? Кстати, эта категория покупателей пока тоже слабо изучена и нет четкого понимания, чем их удивить после обширного знакомства с местной культурой.

Иностранные же туристы не нарадуются – еще 2 года назад их аппетиты были куда скромнее, но в связи с колебаниями рубля они, по словам представителей туротрасли, готовы купить все, но не знают, где это все взять. «Дурная» привычка такого покупателя – поиск матрешки с Путиным, которой в республике пока не нашли аналога.

Категория 25-35 лет, которая может тратить 100-150 евро в день, требует особый продукт.

- Их психика более абстрактная, соответственно им нужна меньшая предметность. К примеру, тапочки – хорошо, но вышивка на них – плохо, простые геометрические формы – да, но резьба и буквы – уже не годится. Казань стала модным местом, и Татарстан потихоньку становится. Многие молодые люди вместо того, что путешествовать по миру, все больше ездят по России – это связано с разницей курсов валют, политической ситуацией и раскручиванием внутреннего туризма в принципе. Появляется спрос и его нужно удовлетворять. Они не будут покупать магнитики с фотографиями достопримечательностей или огромных кукол. Не нужны сувениры, чтобы рассказать другим, что они здесь были – нужно теплое напоминание об этом опыте, ощущение «татарстанскости», - прозвучало мнение от Арт-совета.

Предпринимателей призвали делать ставку не на «застывшие формы», а на то, как город живет сейчас: варит кофе, катается на велосипедах.

РАЗБЕРИТЕСЬ С БРЕНДАМИ

Не все так безоблачно у продавцов. Как пожаловались участники дискуссии, многие мастера не готовы работать на реализацию, а торговля не всегда дает возможность закупить работы. Так что умельцы должны смотреть правде в глаза и искать рынок сбыта. В этом им как раз могут помочь красиво и в едином стиле оформленные сувенирные ларьки – они при содействии мэра Казани Ильсура Метшина появятся на 5 туристических маршрутах города уже в следующем году. Напомним, градоначальник призвал представителей сферы поднять планку до западных стандартов.

Вместе с тем не каждый мастер сможет выставить свою продукцию – качество должно быть соответствующее, а как признаются продавцы, ширпотреба хватает.

В республике на народном промысле зарабатывает порядка 200 предпринимателей. Они работают с кожей, керамикой, росписью по фарфору, кожаной мозаикой, национальными куклами и т.д. Большая их часть сосредоточена в Казани, Набережных Челнах и Арске.

Прозиводителей "сувенирки" решили подружить с продавцами

Прозиводителей "сувенирки" решили подружить с продавцами

Фото: Рамиль ГАЛИ

- Магазины продают столько, сколько у них покупают, - рассказала участница дискуссии - Производили бы гораздо больше, если бы была продажа. Сувенирщики в Казани работают на собственном энтузиазме – не каждый возьмет такую ответственность.

Как объяснила женщина, из-за курса доллара пришлось расширить ассортимент, появился больший спрос. Но для активного производства и оборудование нужно соответствующее – а стоит оно порядка 2,5 млн. рублей.

Как рассказал председатель Комитета по сувенирной продукции и товарам НХП при ТПП РТ Артур Мустаев, всего ежегодно на поддержку от Министерства культуры могут рассчитывать 12 предпринимателей – общая сумма порядка 3,5 млн. рублей.

- Мы считаем, этого недостаточно, и вышли с инициативой об увеличении этой поддержки. Надеемся, что мэр донесет нашу позицию до президента и это грантовое финансирование будет увеличено хотя бы до 10-15 млн. Что такое 300 тысяч? Если занимаешься производством керамики, печь стоит гораздо дороже, учитывая девальвацию рубля. Сейчас также есть небольшая путаница: бренд «Наследие Татарстана», Visit Tatаrstan и Казань. Даже главный архитектор уже путается. Договоритесь между собой, - обратился спикер уже к Арт-совету, - От нас требуют предоставить техзадание, габариты. Нужны варианты: большие, средние павильоны или на одного мастера.

ТРЕЗВАЯ КАЗАНЬ

Чего же хотят сами предприниматели?

Сувениры хотят сделать полезными

Сувениры хотят сделать полезными

Фото: Рамиль ГАЛИ

- Много молодых дизайнеров, работающих с кожей, украшениями. Чек выше среднего. За их товаром специально приезжают на маркеты. Но они говорят: «Мы не можем находиться на базаре». Мерчендайзинг в нынешних лавках не подходит для того, чтобы они позиционировали свой классный хипстерский продукт, - заверила Ольга Романова, представляющая корпоративную компанию сувениров.

Алию Аслямову из магазина hand-made товаров обеспокоил вопрос реализации.

- Мы можем сделать модные украшения со стилем Visit Tatarstan. Мне понравился орнамент и вся эта стилистика. Мы готовы это сделать, но не готовы сдавать на реализацию в магазины на Баумана – там высокая наценка, и такое соседство не способствует продаже.

А вот руководитель проекта «Татарский сундук» Рустам Батров ищет площадку для поиска корпоративных клиентов, поскольку его продукция (шамаиль) стоит несколько тысяч рублей и в розницу не идет.

- Аппарат Президента у нас заказывал на недавние болгарские мероприятия, Минкульт, главы района – но все построено на личных отношениях. Потребность в таких сувенирах есть, когда нужно подарить что-то татарстанское – ведь тюбетейки всем надоели. Мы не знаем, как выйти на крупных игроков.

Александр Рачук, директор магазина сувенирной продукции рассказал, что идея пищевых сувениров не нова и уже 3 года как запатентован товарный знак по пряникам.

- Достаточно трудно открыть производство. Мы продаем оптом, а не в розницу. Я не могу у себя на кухне печь пряники в духовке. Что касается алкоголя и всего остального – это вопрос десятилетней давности. В Москве и Санкт-Петербурге во всех сувенирных лавках продается также красная и черная икра в холодильнике. У нас всегда было строго с алкоголем. Если в Москве можно купить коньяк прямо на базаре, то в Казани давно уже запрещена мелкая торговля. А покупать лицензию для каждого отдельного сувенирного магазина – не маленькие деньги. Мы все знаем, но не всегда можем воплотить в жизнь.