Происшествия

Версия: Пилоты "Боинга" старались сесть в бурю из-за экономии

При уходе на запасной аэродром расходы компании выросли бы на десятки тысяч долларов
Один из самых странных вопросов вокруг трагедии. Почему иностранные летчики во что бы то ни стало хотели сесть в Ростове?

Один из самых странных вопросов вокруг трагедии. Почему иностранные летчики во что бы то ни стало хотели сесть в Ростове?

Фото: REUTERS

Российские пилоты называют взлетно-посадочную полосу аэропорта в Ростове неудобной - короткая, неровная, с небольшим "горбом". Говорят, наш экипаж при плохих метеоусловиях скорее всего ушел бы на запасной аэродром, в Краснодар. Экипаж "Боинга 737" решил садится в сильный ветер и дождь. Не поучилось, борт компании FlyDubai ушел на второй круг, кружил два часа над Ростовом, зашел на новую попытку и врезался в землю... Это один из самых странных вопросов вокруг трагедии. Почему иностранные летчики во что бы то ни стало хотели сесть в Ростове?

По одной из версий, уход на запасной аэродром серьезно увеличивал бы расходы авиакомпании.

- Это не только расход топлива, но и транспортные сборы в другом аэропорту, и размещение пассажиров на время ожидания - возможно даже в гостинице, и их питание, - объясняет председатель Комиссии Гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов. - Это очень большие расходы. Десятки тысяч долларов.

- Приказы об экономии в зарубежных компаниях тоже бывают? Летчиков за это наказывают?

- Не приказы. Скорее инструкции в устной форме. В последнюю четверть века вообще во всем мире тренд - ставить во главе авиакомпаний людей, не имеющих к авиации никакого отношения - юристов, экономистов. Эффективных менеджеров, так сказать. Их задача - обеспечить максимальную прибыль. Поэтому начинают экономить. Зачастую - на безопасности. Приходилось слышать рассказы, как такие менеджеры говорили пилотам: ты что-то часто на второй круг уходишь, наверное, летать не умеешь. Под угрозой увольнения пилоты начинают рисковать. На них есть большое давление со стороны компаний.

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

- Но тут сомнительная получалась бы экономия. Сколько самолет керосина сжег, пока круги над Ростовом нарезал!

- А я не уверен, что информация про два часа - правда. Это данные лайф-радаров, в них могла быть неточность. Официально это никто не подтверждал.

В ТЕМУ

Срочно садиться у «Боинга» не было нужды. Он мог кружить над Ростовом еще 2 часа

Однако пилот принял решение даже не выработав топлива

По данным нашего эксперта, генерального директора консультативно-аналитического агентства “Безопасность полетов” Сергея Мельниченко, у экипажа разбившегося в Ростове-на-Дону «Боинга-737» не было нужды пытаться посадить лайнер именно в 3:50 по московскому времени.

- Недостатка горючего не было, - сказал «КП» Сергей Мельниченко, - в момент падения топлива оставалось еще на два часа полета. Этого хватало и на то, чтобы еще подождать, а потом при необходимости уйти на запасной аэродром. Вылетая из Дубая, борт заправился на 8,5 часов полета - так, чтобы топлива хватило на полеты и туда, и обратно. Дело в том, что в Ростове-на-Дону топливо стоит 530 долларов за тонну, а в Дубае – 250 долларов. Вдвое дороже. И все авиакомпании стараются сделать все, чтобы заправляться там, где дешевле.

Место крушения самолета, съемка с воздуха Фото: Денис ДЕМКОВ

Место крушения самолета, съемка с воздуха Фото: Денис ДЕМКОВ

По мнению Сергея Мельниченко, все два часа, пока лайнер кружил над Ростовом, пилот консультировался со своей авиакомпанией. Садиться ли еще раз, или уходить на запасной аэродром.

- Посадка в том же Краснодаре означала бы серьезные дополнительные расходы, - говорит Сергей Мельниченко. – Это заправка по высоким ценам, сборы аэропорта, плата за взлет-посадку, питание пассажиров наконец... Деньги сейчас считают все авиакомпании, а на пилотов лоукостеров экономические вопросы давят вдвойне. Так что, наверное, было принято решение попытаться сесть. Причем не дожидаясь выработки топлива, тоже, наверное, по причине экономии.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Дмитрий Адамидов, транспортный аналитик:

- Я не думаю, что пилот думал в данной ситуации именно о том, как сэкономить. Хотя все летчики имеют в голове эту мысль, потому что их зарплата от этого зависит. Тем более — это лоукостер. Но в данной ситуации он все-таки должен руководствоваться вещами авиационными.

В сожалению, в авиации в последнее время идея экономии превзошла все мыслимые рамки. И не только, видимо, у нас. Очень много катастроф – вот тот же самый донецкий борт, который решил перепрыгнуть грозу, чтобы топливо не жечь… К сожалению, такой момент есть. Но, понимаете, тут еще вот в чем дело – авиакомпания в этом, естественно, никогда не признается. И всегда будет говорить о том, что это не из-за экономии, это стечение обстоятельств, человеческий фактор и так далее. Об этом стараются не упоминать, конечно. Почему все катастрофы до этого – ошибка пилота. Формально да, формально там ошибается пилот, но вот эта цепочка причин, почему это происходит, это да, это из-за экономии, конечно, в том числе.

Экипаж и пассажиры Boeing 737. Вспомним всех поименно Фоторепортаж с места авиакатастрофы в Ростове-на-Дону. Соболезнуем родным и близким погибших.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Появилась расшифровка переговоров «Боинга» с ростовскими диспетчерами перед катастрофой

В сети появилась стенограмма радиообмена пилотов Боинга 737-800 с диспетчерской вышкой перед уходом на второй круг. Ее перевело и опубликовало Международное консультативно-аналитическое агентство "Безопасность полетов". Подлинность не доказана, но и не опровергнута. Мы сравнили запись с уже опубликованными в Интернете кусками переговоров и склонны считать, что она реальна (подробности)

ЕЩЕ ВЕРСИИ

Боинг в Ростове врезался в землю из-за «сдвига ветра»

Игорь Шевцов, бортинженер, инструктор, летчик первого класса высказал свою версию катастрофы в Ростове-на Дону (подробности)

Почему самолет падал почти вертикально? Эксперты обсуждают видео последних секунд жизни рейса №981

Вскоре после сообщения об авиакатастрофе в Ростове-на-Дону появилось видео крушения. Камера зафиксировала, как лайнер в темноте почти вертикально падает на землю и сразу же загорается (подробности)

Эксперт: Командир пытался увести борт в последний момент - такая линия поведения присуща иностранным пилотам

О версиях авиакатастрофы «Комсомолке» рассказал эксперт по безопасности полетов Александр Романов, сам в прошлом командир воздушного судна, несколько лет работавший в зарубежных компаниях в том числе на «Боингах» различных модификаций (подробности)

Эксперт: Пилоты могли ждать улучшения погоды и опомнились, только когда баки опустели

Одна из версий – у пилотов лоукостера FlyDubai может быть лимит по расходу топлива. Якобы именно поэтому борт при плохих метеоусловиях не ушел на запасной аэродром, а настойчиво пытался несколько раз сесть именно в Ростове. Прокомментировать это предположение мы попросили Валерия Постникова, исполнительного директора Общества независимых расследований авиационных происшествий(подробности)